Сотрудничество органов социальной защиты и социального обеспечения РФ с внутригосударственными и международными организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:42, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является сотрудничество органов социальной защиты и социального обеспечения.
Предметом нашего исследования являются особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации.
Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы Российской Федерации: «Об основах социального обслуживания в РФ», «О государственной социальной помощи в РФ», постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания» и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5
1.1. Сущность и принципы социальной защиты
5
1.2. Органы социальной защиты в Российской Федерации
10
1.3. Система социального обеспечения в РФ
11
ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РФ
17
2.1. Сотрудничество с внутригосударственными органами
17
2.2. Международное сотрудничество
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 1Соц обеспечение.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

В случае, если гражданин  до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в  следующем году, то в следующем  году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Лица, подвергшиеся воздействию  радиации вследствие катастрофы, а  также вследствие ядерных испытаний  на и приравненные к ним категории  граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.

Получателями государственной  социальной помощи могут быть мало-

малоимущие семьи и  малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые имеют среднедушевой  доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения (14).

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок  предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальной услугой  является и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам  и гражданам, частично утратившим способность  к самообслуживанию в связи с  преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной  системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального  обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

В учреждениях социального  обслуживания в дневное время  предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации [9, с. 45].

Таким образом можно  сделать следующий вывод, что система социальной защиты населения обеспечивает стабильность, порядок, уверенность в завтрашнем дне, а это есть основа для дальнейшего прогрессивного развития общества. Нашему государству предстоит еще долгое время бороться с социальными проблемами и совершенствовать социальную политику.

 

1.2.  Органы социальной защиты в Российской Федерации

Важнейшей составной  частью социальной защиты населения  является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в  системе социальной защиты населения  являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей (16).

Основные уровни органов  социальной работы: федеральный уровень (республика); регион; трудовой коллектив; негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе  социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов  социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза; реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество; разработка положений по основам социальной политики; анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ; разработка социальных нормативов.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач; плановую и финансово-экономическую деятельность; создание различных фондов социальной помощи; решение экономических проблем.

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий».

Социальными функциями  трудового коллектива являются: совершенствование материальных и культурных условий жизни людей; развитие социальной структуры коллектива; улучшение отношений внутри коллектива; улучшение социального обеспечения, здравоохранения; организация помощи в семейной жизни, проведении досуга; соблюдение принципа социальной справедливости.

Определенные функции  выполняют различные благотворительные  организации и фонды социальной помощи населению:

социально-медицинская  помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения.

 

1.3.  Система социального обеспечения в РФ

Содержание понятия  социального обеспечения, его параметры  сформировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране.

Социальное обеспечение  как реально существующее общественное явление нуждается в научной  обоснованности. Иногда определение  того или иного понятия дает сам  законодатель, и оно воспринимается наукой как легальное. Однако определение социального обеспечения как многоаспектного явления в законодательстве нет. Поэтому разными авторами это понятие трактуется по-разному. В науке сложились две основные концепции содержания понятия социальное обеспечения - экономическая и правовая.

Как экономическая категория  социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной  из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов  людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение (18).

В то же время социальное обеспечение – это и правовая категория, так как государства  реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно – правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовой систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в  тех случаях, когда он по независящим  от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией.

Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе;

1) государственный характер  устанавливаемых в обществе организационно  – правовых способов распределения  совокупного общественного продукта  через систему социального обеспечения;

2) законодательное закрепления перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;

3) закрепление в нормах права  либо в договорах, санкционированных  государством, круга лиц, подлежащих  обеспечению;

4) нормирование государством социального  стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Выделив признаки социального обеспечения, можно дать его определение. Однако однозначного определения данного понятия не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение – это явление многоаспектное и любое данное определение не может быть универсальным, так как оно не способно одновременно охватить все сущностные стороны.

Специалисты в области права  социального обеспечения (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, В.Галаганов) трактуют социальное обеспечение следующим образом: «Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса». «Государственное социальное обеспечение – это гарантированная система материального обеспечения граждан (в денежной и натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка или дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья, осуществляемая за счет специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета Российской Федерации управомоченными органами в порядке установленном законодательством» (21).

Можно встретить и такое определение, как «социальное обеспечение – система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность» (12). Л.Ржаницина определяет понятие «социальное обеспечение» следующим образом: «Социальное обеспечение – это распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определяющим общефедеральное законодательство как обязательное для всех участников и уровней» (6).

К.Н.Гусов и М.О.Буянова под  социальным обеспечением предлагают понимать «форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий  граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признанных государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества» (15).

Таким образом, эти определения содержат сущностные признаки явления социального обеспечения и отражают его особенности.

Информация о работе Сотрудничество органов социальной защиты и социального обеспечения РФ с внутригосударственными и международными организациями