Становление архивов в русском государстве, разновидности, правовой статус, значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

Создание архивов – один из способов сохранения и приумножения культурного наследия нации, его неповторимой самоценности и одновременно часть общечеловеческого движения от хаоса, варварства и господства разрушительных инстинктов к разумному порядку, духовности и осознанному стремлению к созиданию. В связи с этим отношение к судьбам архивов оценивается в качестве существенного критерия степени культурного (цивилизационного) развития нации, характера и уровня ее самосознания.

Содержание

Введение 3


Становление архивов в период доприказного 6 делопроизводства

Российские архивы в период приказного 8
делопроизводства

Государственные архивы в системе коллежского делопроизводства. 17

Архивное дело в период министерского
(«исполнительного») делопроизводства. 21


Заключение 23


Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Архивоведение.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

В хранилищах при вновь  созданных местных учреждениях  сконцентрировались документы предшествующих органов местного самоуправления, а  также стали откладываться документы  учреждений, пришедших им на смену: в губерниях – при губернских канцеляриях, в провинциях – при провинциальных канцеляриях, в уездах – при земских комиссарах. В 1721г. был образован Синод во главе со светским лицом. Таким образом, произошло подчинение церкви государству, ее превращение в часть государственного аппарата. В фондах Сената, Синода, Кабинета министров, верховного тайного совета и других высших органов власти, возникавших в период дворцовых переворотов, хранились ценнейшие сведения о внутренней и внешней политике XVIII в., а также личные документы императоров и императриц, сменявших друг друга на престоле.

Под влиянием развития книгопечатания и в целях улучшения сохранности  документов в делопроизводство стало  внедряться ведение дел на листах книг и тетрадей. В 1700-1726гг. столбцовое делопроизводство было отменено, и документы приняли знакомую для нас форму.

Важно отметить, что в  результате петровских реформ государственного аппарата архивы были отделены от канцелярий учреждений и стали самостоятельными структурными подразделениями. Юридически это было закреплено в Генеральном регламенте 1720г., по которому предусматривалась обязательная сдача учреждениями документов в архивы по истечении определенного срока. Генеральный регламент являлся первым законодательным актом, устанавливающим принципы производства, регистрации, группировки, описания документов, важнейшие их разновидности, которые с небольшими изменениями сохранились на протяжении XVIII и XIX вв. По существу, содержание главы об архивах Генерального регламента адекватно корреспондирует с реформаторской деятельностью Петра I в области центрального управления.

Самошенко В.Н. вслед за Самоквасовым Д.Я. считал, что Генеральный  регламент и другие аналогичные  документы способствовали качественному  улучшению архивного дела и даже ознаменовали наступление золотого века для архивов. «По Генеральному регламенту, - писал он, - должность архивариуса как руководителя архивов была единственной… Однако в наиболее важных для правительства архивах положение со штатами было значительно лучше. Уже в 1720 году для упорядочения материалов Петербургского архива Коллегии иностранных дел в помощь архивариусу выделялось семь канцелярских служителей. Позднее увеличиваются штаты и в некоторых других архивах. В указах Петра I встречалась такая формулировка: «Положить в архив к вечному известию», что свидетельствовало о понимании важного значения архивных документов как исторических источников». С такой точкой зрения был солидарен Шобухов М.Н., указавший, что с принятием Генерального регламента архивы были отделены от текущего делопроизводства.

Окончательный номер  и последнюю редакцию глава «О архивах» приобрела после правок, внесенных рукой обер-секретаря  Сената Анисима Щукина и сенатского секретаря Позднякова по резолюциям членов Правительствующего Сената и лично Петра: «Изправить». Вот ее содержание: «Книги, документы, дела, учиненные регистратуры, когда оные три года в Канцелярии и в Конторе лежали, потом в Архив с роспискою Архивариусу отдаются, токмо из того изъяты суть особливые уставы, регламенты и все те документы и книги, которые в Коллегиях и Канцеляриях и Конторах для справки, и правила их всегда при них имеют быть. И дабы Коллегия и их Канцелярия знать могли, куда и в который Архив им вышеупомянутые письма надлежит отдавать: того ради повелевает Его Царское Величество иметь два Архива, один всем делам всех Коллегий, которые не касаются приходу и расходу, быть под надзиранием Иностранных дел Коллегии, а которые касаются приходу и расходу, тем быть под надзиранием Ревизион-Коллегии».

Таким образом, почти  на целое столетие раньше, чем во всей Западной Европе, в Генеральном  регламенте Петра I был декларирован принцип централизации в хранении архивного материала: для всех коллегий и подведомственных им канцелярий и контор, для чего предусматривалось учреждение только двух архивов, хотя этот принцип остался только на бумаге1.

Подобная ситуация существовала до 70-х гг. XVIII в., когда в результате реформы государственного аппарата (1775 – 1785), проведенной в царствование Екатерины II (1762 -1796), количество местных учреждений и соответственно архивов при них возросло.

Создание новых губернских учреждений, предусмотренных екатерининскими  реформами, растянулось на несколько  лет. Ликвидированные в результате ее учреждения должны были сдать оконченные дела в Санкт-Петербургский государственный архив старых дел, имевший самостоятельное положение: архив находился в ведении Сената (просуществовал с 1781 по 1834гг.). По такой же схеме происходила концентрация «решенных дел» в Москве – они были сосредоточены в Московском государственном архиве старых дел.

В XVIII в. не только изменения и реформирование государственного аппарата служили причиной создания архивохранилищ, но и другие не менее важные исторические события. Для проведения межевания при Сенате была учреждена Межевая экспедиция, а в губерниях – межевые канцелярии или конторы. Московская межевая канцелярия сыграла важную роль в создании Межевого архива в 1768г. В нем сконцентрировались планы, карты, атласы, межевые книги, экономические примечания (объяснительные записки к картографическим материалам); поверочные планы, чертежи, судебные решения и другие ценнейшие документы.

Комплекс документов, связанных с помещичьим землевладением, ранее хранившихся в Поместном  приказе, а затем переданных в Вотчинную коллегию, имел огромное значение для подтверждения прав на землю. В связи с важностью этих документов по указу Екатерины II в 1786г. был создан Поместно-Вотчинный архив. Его основу составили документы центральных поместно-вотчинных учреждений XVI –XVIII вв. (указы Сената, протоколы и журналы заседаний коллегий и присутствия Вотчинного департамента, материалы о купле-продаже крестьян, а также комплекс документов по межеванию). Состав документов делал этот архив тематически близким Межевому архиву.

    Таким образом, происшедшие преобразования отразились на развитии архивного дела в стране. Стали создаваться архивохранилища при новых высших, центральных и местных учреждениях, а также предпринимались попытки организовать хранение документов упраздненных учреждений и документов, утративших свое оперативное значение в повседневной работе действующих учреждений. 

 

4.   Архивное дело в период министерского  («исполнительного») делопроизводства

 

В 1811г. было принято «Общее учреждение министерств», которое регламентировало структуру и все направления деятельности министерств, в том числе и обязательное создание при министерствах архивов. Подразумевалось, что архивы будут существовать при каждом департаменте министерства и подчиняться непосредственно директору департамента. На практике это решение привело к созданию большого количества и дробности ведомственных архивов. Министерские архивы оказались без единого руководства, что и было зафиксировано в 1820г. в указе Сената.

В 1820г. «Общее губернское учреждение» регламентировало создание архива при каждом местном учреждении, но недостаток финансов, приспособленных помещений и подготовленных для архивной работы чиновников на практике приводило к тому, что архивы на местах были в заброшенном состоянии, поэтому многие документы погибали.

Много документов, особенно в Москве, погибло в Отечественную  войну 1812г. так, многие дела Коллегии иностранных  дел, Разрядно-Сенатского, Поместно-Вотчинного и Межевого архивов были уничтожены или испорчены французами. Упорядочение сохранившихся дел происходило в последующие десятилетия крайне медленно.

В начале XIX в. в Военном министерстве были созданы два исторических архива: Военно-топографическое депо (позже получил название Военно-ученый архив) и Московское отделение инспекторского департамента (позже назывался архив Главного штаба). Вместо Государственного архива Коллегии иностранных дел в июне 1834г. был создан Государственный архив Министерства иностранных дел. Важнейшее событие произошло в 1852г., когда был создан Московский архив Министерства юстиции (МАМЮ), так как впоследствии именно этот архив стал своеобразным методическим центром, определявшим работу архивов.

Государственные реформы  сказались и на состоянии архивной сферы в стране. В 1872г. был создан Московский дворцовый архив, в который была включена и коллекция документов Оружейной палаты. Через 10 лет, в 1882г., подобный архив был создан в Санкт-Петербурге, а в 1888г. Московский и Петербургский дворцовые архивы были объединены в архив Министерства двора.

В 1884г. были учреждены губернские ученые архивные комиссии (ГУАК), на которые возлагалась задача разбора материалов местных государственных учреждений, отбор материалов для уничтожения и формирование местных исторических архивов. Комиссии были в ведении Министерства внутренних дел, подчинялись губернаторам и состояли из местных чиновников. ГУАК были созданы в 41 губернии России и просуществовали до 1918г. Фонды архивных комиссий ныне хранятся почти в каждом областном или краевом архиве, составляя ценную часть материалов дореволюционного периода.

На документы, входившие  в состав дела, составлялась внутренняя опись, которой и начиналось дело. В сдаточных описях указывались  номера и заголовки сдаваемых  дел. Заголовки во многих случаях  были неполными, так как составлялись по первому включенному дело документу и не содержали сведений о том, чем завершилось дело. Заголовки дел в сдаточных описях группировались по разрядам, то есть по группам постоянного, длительного и краткосрочного хранения. Листы в делах нумеровались. Часто применялась скрепа дела по листам: название должности, имени и фамилии лица, скрепляющего дело. Помимо скрепы по листам употреблялась заверительная надпись на отдельном листе или на последней чистой странице дела. Иногда в качестве скрепы дела употреблялось его прошнуровывание. Концы шнура сургучной печатью прикреплялись к бумаге.

В период министерского  делопроизводства, уже в начале XIX века, как и в коллежском делопроизводстве, основным признаком группировки дел в коллегиях был предметно-вопросный признак, а также корреспондентский и географический признаки. Внутренняя документация, не включавшаяся в состав дел, группировалась по номинальному, авторскому и хронологическому признакам.

Таким образом, начиная  со второй четверти XIX в. в ряде наиболее важных министерств происходит концентрация документов и создание единого архива.

 

 

 

Заключение 

 

Об организации архивов  на ранних стадиях развития Древнерусского государства можно судить лишь по сохранившимся письменным документам, а также по некоторым археологическим  находкам.

Интерес общества к истории, к исторической памяти народа постоянно  растет. Одновременно меняется и отношение к наследию, а соответственно происходят коренные изменения в методологической базе, определяющей подходы к охране и использованию культурного и природного наследия.

Поскольку история становления  архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности. Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история архивного дела.

В приказном делопроизводстве зарождаются первые традиции формирования дел и передачи их на хранение. Документы хранились за несколько последних лет, более ранние гибли от плохих условий хранения, пожаров, небрежного отношения подьячих. Документы хранились в сундуках, коробах, лукошках, периодически переписывались. Таким образом, технология хранения в этот период была несовершенной.

В рамках коллежского  делопроизводства осуществлялась уже  более четкая по сравнению с прошлым  периодом система организации и  хранения документов. Сданные в архив дела описывались, и к описям составлялись алфавиты личных имен.

Особенностью архивного  дела в министерский период стало  нарастание бумажного вала в связи  с дальнейшей бюрократизацией российского  государственного аппарата. В ходе анкетирования местных архивов было выявлено, что значительная часть документов уничтожается без экспертизы, отсутствует четкая система классификации документов, многие дела сформированы не полно.

Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные движения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов документов. Возможно, так называемые белые пятна истории навсегда останутся незаполненными нашим знанием о прошлом из-за непонимания и неумения сохранить «документальную память».

Все это свидетельствует  о вполне определенных тенденциях, характерных для системы учреждений культуры, образования, науки. Общая  же тенденция для всех данных учреждений – превращение отдельных из них в полифункциональные культурные центры. Конечно, многое зависит от субъективных факторов, людей, возглавляющих те или иные учреждения, специфики региона, социально-экономической и политической ситуации, которая складывается в стране. Однако все более заметно проявление интеграционных процессов, направленных на формирование единого культурного пространства на территории России1.

Подводя итоги научных  исследований в области архивоведения, важно отметить, что архивы сейчас располагают системой научно-технических решений и методик, позволяющих сохранить ценное документальное наследие. Научным работникам достаточно ясны приоритеты и актуальные задачи в этой сфере. Однако для их решения требуется целенаправленная поддержка государства1.

Информация о работе Становление архивов в русском государстве, разновидности, правовой статус, значение