Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть различные системы документации
и их классификации, унифицированную систему документации и изучить один
из основных видов управленческой документации учреждений, организаций
и предприятий - служебные организационно-распорядительные документы; представить информацию о ГОСТах Российской Федерации по документообороту и документационному обеспечению управления, а также рассмотреть систему электронного документооборота.
Введение 4
Глава 1. Понятие систем документации. Историческое развитие
систем документации .8
Глава 2. Системы унификации и стандартизации документов 11
2.1.Основные цели и принципы унификации 11
2.2.Основные цели стандартизации и её определение 12
Глава 3. Виды систем документации ….............................................................15
3.1. Организационно-распорядительная система 16 3.2.Система плановой документации 17
3.3. Система информационно-справочная и информационно-аналитическая документации 17 3.4. Система отчетной документации 17 3.5. Кадровая информационно-документационная система 18
Глава 4. Унифицированная система документации 21
4.1.Классы УСД 21
4.2. ГОСТы 24
Глава 5. Унифицированная система организационно-распорядительной
документации ................………………………………………………………. 26
5.1. Основные группы организационно-распорядительных
документов ………………………………………………………… 26
5.2. Унифицированная система организационно-распорядительной
документации…………………………………………………………… . 26
Глава 6. Электронный документооборот 33 6.1. Задачи и принципы 33 6.2. Новый национальный стандарт по документообороту 35 6.3. Назначение и структура ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 35
Заключение 39
Список использованных источников, литературы
и периодических изданий 41
Приложение 1 44
Перечень основных законодательных актов и нормативно-методических документов, регулирующих сферу информации и документации, документационного обеспечения управления, управления документами
и архивного дела
Приложение 2 48
Реквизиты организационно-распорядительных документов
Приложение 3 50
Схемы расположения реквизитов документов
Эта система состоит из широкого круга документов, содержащих сведения о работниках предприятия, учреждения, организации, а также о деятельности самой кадровой службы. Наряду с организационными, распорядительными, информационно-справочными документами, в ее состав входят также учетные документы (личная карточка, личный листок по учету кадров и др.).
Основную массу документов этой системы составляют персональные документы, к числу которых относятся:
- документы, выданные
гражданам соответствующими
- документы, выдаваемые предприятием, учреждением, организацией своим работникам с целью подтверждения тех или иных правовых фактов: ходатайство, характеристика, справка (с подтверждением места работы, должности, заработной платы), удостоверение, пропуск, командировочное удостоверение и т.п.;
- документы, составляемые гражданами и направляемые в адрес администрации или профсоюзной организации с целью установления, изменения или прекращения трудовых или иных правоотношений: заявления, автобиография, резюме, объяснительная записка и др.;
- служебные документы, характеризующие деловые, профессиональные, личностные качества работника, но не предназначенные для передачи этому работнику: представление к назначению на должность, аттестационный лист, результаты тестирования и анкетирования, докладные и служебные записки и т.п.
Кадровая информационно-
- документация по получению гражданином среднего и высшего образования, специальности, рабочей профессии (студенческий билет, зачетная книжки, академическая справка, диплом об окончании учебного заведения и т.п.);
- документация по присуждению учебных степеней и ученый званий (стенограмма заседания диссертационного совета, диплом доктора, кандидата наук; аттестат профессора, доцента и т.д.);
- документация по прохождению военной службы;
- документация по повышению
квалификации рабочих и
Кроме рассмотренных, существуют еще несколько десятков функциональных систем документации, состоящих из большого по объему и разнообразного по видовому составу количества документов, предназначенных удовлетворять соответствующие потребности общества.
Глава 4. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДОКУМЕНТАЦИИ и ГОСТы
В главе дается краткая историческая справка создания УСД, перечислены виды унифицированных систем и ГОСТы.
4.1. Унифицированная система документации.
В последней трети XX в. с началом широкомасштабного использования новых информационных технологий, встал вопрос о необходимости унификации документированной информации, прежде всего в сфере управления.
В начале 1980-х гг. в
СССР фактически впервые в отечественной
и зарубежной практике была создана
система ДОУ с целью установлен
Системы документации, созданные по единым правилам и требованиям, содержащие информацию, необходимую для управления в определённой сфере деятельности, называются унифицированными системами документации (УСД). Они включают в себя совокупность взаимосвязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств из ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению.5
Разработка УСД осуществляется соответствующими
министерствами
и ведомствами. По мере необходимости
в них могут вноситься необходимые изменения
и дополнения.
Можно выделить четыре ступени унификации документов.
К первой ступени отнесем унификацию форматов бумаг (от латинского «forma» – размер листа карточки). Используемые форматы бумаг предопределяют размеры конвертов, пакетов, папок, ящиков письменных столов, учитываются при конструировании как пишущих машин, так и машин, обрабатывающих документы.
Ко второй ступени унификации документов можно отнести унификацию форм документов (от латинского «forma» – внешний вид, наружность). В словарях слово «форма» определяется как внешние очертания, наружный вид предмета, установленный образец чего-либо, шаблон. В данной статье к унификации форм относятся как закрепление расположения реквизитов документа на листе бумаги и требования к ним, проводимое путем разработки стандартов на системы документации, так и разработка унифицированных форм документов, в которых определена информация, излагаемая в тексте документа
Как третью ступень выделим унификацию теста документа, если нет утвержденной унифицированной формы, то есть определение, какую информацию, в какой последовательности изложить в документе.
К четвертой ступени унификации документов можно отнести понятийную унификацию, то есть упорядочение терминологии.6
В зависимости от уровня утверждения они разделяются на следующие категории:
- общероссийские;
- отраслевые (ведомственные);
- формы документов субъектов РФ;
- формы документов
объединений, предприятий,
Создание таких систем продиктовано острой необходимостью упорядочения делопроизводства, сокращения и оптимизации информационных потоков, снижения затрат на подготовку и обработку документов, сокращения объема документов, их поиск и использование.
В настоящее время разработаны и действуют восемь УСД:
- унифицированная система организационно-
- УС банковской документации;
- УС финансовой, учётной и отчётной бухгалтерской документации бюджетных организаций и учреждений;
- УС отчётно-статистической документации;
- УС учётной и отчётной бухгалтерской документации предприятий;
- УС документации по труду;
- УС документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
- УС внешнеторговой документации.
Регламентация вопросов документационного обеспечения
управления (ДОУ) на государственном уровне
ведётся в нескольких направлениях: законодательное
регулирование, стандартизация, разработка
нормативно-правовых и нормативно-методических
документов. Высшей юридической силой
обладает Конституция Российской Федерации,
во исполнение
её принимаются законы Российской Федерации.
Отдельные направления деятельности организаций
и предприятий регламентируются соответствующими
законами, указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ, приказами и распоряжениями
органов государственной власти и управления.
Деятельность каждого предприятия определяется
положением о нем (Уставом). В действующем
законодательстве содержится значительное
количество обязательных для исполнения
норм, правил
и требований к документированию различных
направлений деятельности государственных
и негосударственных организаций, оформлению
тех или иных видов документов, их содержанию
и структуре текста.
Сегодня уже сложилась достаточно обширная государственная
система законодательных и нормативных
актов, регулирующих сферу информации
и документации (Приложение 1). На основе
законодательной базы, затрагивающей
различные аспекты ДОУ, разрабатываются
локальные (корпоративные) нормативно-методические
документы по документационному обеспечению
управления и архивному делу, которые
составляют область корпоративного регулирования
ДОУ любой организации.
4.2. ГОСТы.
В настоящее время существуют следующие Государственные стандарты по документированию управленческой деятельности7:
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное
дело. Термины
и определения», утверждённый постановлением
Госстандарта РФ
от 27.02.1998 № 28. Стандарт устанавливает
современное толкование терминов по делопроизводству
и архивному делу. Термины, утверждённые
этим стандартом, обязательны для применения
во всех видах документах
и литературы по ДОУ и архивному делу.
ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», утверждённый постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 № 573-ст.
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому
делу. Управление документами. Общие требования»,
утвержденный и введенный в действие приказом
Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 12.03.07 № 28-ст. Важная особенность этого
нового национального стандарта – его
универсальность с точки зрения традиционного
и электронного делопроизводства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: во-первых, системы традиционного и электронного документооборота могут и должны существовать параллельно и быть взаимодополняющими; во-вторых, система управления документами включает оба эти направления.
Среди перечисленных
систем документации особое место занимает Унифицированная система организационно-
Глава 5. Унифицированная
система организационно-
В главе отображены группы
ОРД, а также большое внимание
уделено Унифицированной
5.1. Основные группы организационно-
Особое место в управленческой деятельности
учреждений, организаций
и предприятий занимают служебные организационно-
и оформления проведена унификация и стандартизация
ОРД по форме и по содержанию. Классификация
организационно-
Организационно-распорядительны
5.2. Унифицированная система
организационно-
Унифицированная система организационно-
с 1 апреля 2000 г., устанавливает обязательные
требования для всех видов
и разновидностей официальных документов
требования, касающиеся:
- состава реквизитов документов;
- оформления реквизитов документов (Приложение 2);
- бланков и оформления документов;
- изготовления, учёта, использования и хранения бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации и гербов субъектов Федерации.
Следование этим требованиям обеспечивает единство
правил и практики документирования на
всех уровнях управления, способствует
достижению информационной совместимости
автоматизированных баз данных в системе
делопроизводства, так как эти требования
распространяются как на традиционное
делопроизводство, основанное на бумажных
носителях, так
и на организацию работы с документами,
создаваемыми при помощи средств вычислительной
техники.
Она включает в себя пять основных групп документов:
- организационная–правовая документация (положения, уставы, инструкции, правила, определяющие статус учреждения, организации, его структурные звенья и порядок их работы);
- распорядительная документация (постановления, распоряжения, приказы по основной деятельности, указания, характеризующие деятельность учреждения);
- информационно-справочная документация (письма, телеграммы, докладные записки, сводки, запросы, справки и т.д.);
Информация о работе Унифицированная система документации (понятие, состав на примере УСОРД)