Анализ денежно-кредитной политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Для достижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся с задачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какие основные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимо применять в условиях России.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный  банк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической  ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как  бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным  антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые  учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими  банками, располагающими большими ресурсами.

В первые данный метод применили  в США в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать  сильное воздействие на финансово-экономическую  систему в целом.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

 

 

1.3 Основные типы  денежно-кредитной политики

 

Выше уже были упомянуты  политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе рассматриваются  механизмы реализации основных типов денежно-кредитной политики. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения  и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной  ставки и, в-третьих, нужно нормативы  по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения  коммерческими банками путем  кредитования, то можно ожидать, что  предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика  сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим  образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные  и слабые стороны использования  методов денежно-кредитного регулирования  при оказании воздействия на экономику  страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие  доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных  органах власти. Иначе обстоит  дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения  о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах  данная политика изолирована от политического  давления, кроме того, она по своей  природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены  ограничить объем кредитов. А это  означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной  асимметрией, причем она может оказаться  серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию  меняться в направлении, противоположном  предложению денег, тем самым, тормозя  или ликвидируя изменения в предложении  денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых  деньгах скорость обращения денег  снижается, при обратном ходе событий  политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам  известно, что общие расходы могут  рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых  денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

2.1.Современные правовые основы регулирования денежно-кредитной политики Центральным банком РФ.

Центральный банк - это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное  право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах  национальной экономики.

Банковская  система РФ является двухуровневой  и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

При этом кредитная  организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации  подразделяются на банки, осуществляющие весь спектр банковских операций, и  небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдельных  банковских операций.

Банк России является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Деятельность  Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими  федеральными законами.

Правовое положение  Банка России и его взаимоотношения  с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными  полномочиями по управлению денежно-кредитной  системой Российской Федерации, а с  другой - он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций, принимает  необходимые меры по защите интересов  вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют  следующие определяющие функции:

1) программируют  банковскую деятельность, распространяя  на нее правовой режим предпринимательства  и устанавливая свободу передвижения  капитала и финансовых услуг;

2) устанавливают  тот минимум гарантий прав  и интересов участников банковских  правоотношений, который не может  быть ограничен специальными  банковскими нормами; 

3) создают базу  для единообразного банковского  правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого  рынка, финансовое, валютное, кредитное  регулирование и денежная эмиссия  относятся к компетенции Российской  Федерации. 

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность  и освобождение от должности его  Председателя осуществляются Государственной  Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная  Дума назначает и освобождает  от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Он имеет  право обращаться в суды с исками о признании недействительными  правовых актов федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном  суде интересы Банка России могут  представлять руководители его территориальных  учреждений и другие должностные  лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в  установленном порядке.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом  государственного управления специальной  компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с  другой - юридическим лицом и может  совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Банк России имеет право представлять кредиты  на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:

- золото и  другие драгоценные металлы в  различной форме;

- иностранная  валюта;

- векселя в  российской и иностранной валюте  со сроком погашения до шести  месяцев;

- государственные  ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для  учета бюджетных средств и  осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам  Российской Федерации.

 

2.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России.

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало  основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной  политики центрального банка государству  в начальные годы XXI века удалось  сформировать определенные тенденции  денежно-кредитного регулирования. В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики.

Информация о работе Анализ денежно-кредитной политики в современных условиях