Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:19, реферат
Проблема международных расчетов очень актуальна в мире в целом, и в России, в частности, т.к. проводимые в переходный период реформы, направленные на создание реальных рыночных условий хозяйствования, охватывают и внешнеэкономическую деятельность, которая является неотъемлемой частью любого экономически развитого государства. Между национальными экономиками разных стран возникают хозяйственные связи, которые находят свое отражение в международной торговле
Введение
1. Балансы международных расчетов, их виды. Платежный баланс: понятие, структура, методы регулирования
2. Международные расчеты, их условия и особенности
3. Формы международных расчетов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Заключение
Платежный баланс страны – это систематические записи всех платежей, поступающих в данную страну из-за границы, и денежных платежей данной страны другим странам в течение определенного периода. Платежный баланс отражает количественное и качественное выражение объема, структуры и характера внешнеэкономических операций государства. На него воздействуют различные тенденции, происходящие в мире: изменения в международном разделении труда, интернационализация производства и капитала, сохранение и обособление национальных экономик с целью их дальнейшего укрепления и т.п. Тем самым платежный баланс отражает всю многочисленную сложную гамму экономических отношений между странами. Платежный баланс страны является основным источником информации о взаимодействии основных макроэкономических показателей как внутри страны, так и на международном уровне. Большое влияние на изменение в платежном балансе оказывают величина национального валютного курса и динамика ее изменения. Основная проблема, с которой сталкиваются специалисты при формировании платежного баланса РФ, - это несовершенство информационной базы. Так, данные, представляемые Таможенным комитетом РФ, расходятся с данными из отчетности, представляемой в Госкомстат РФ. Кроме того, данные Таможенного комитета не включают ряд экспортно-импортных операций. Практически отсутствуют данные об экспорте-импорте услуг, прямых инвестиций в страны ближнего зарубежья, о клиринговых и других операциях. Решение вопросов, связанных с формированием достоверной информационной базы для составления платежного баланса РФ, позволит использовать платежный баланс органами управления для разработки макроэкономической политики России.
Природа международных расчетов и их организация связаны с развитием и интернационализацией товарного производства и обращения. Международные торговые расчеты представляют собой расчеты юридических и физических лиц (соответственно резидентов и нерезидентов), находящихся на территории одной страны, (в частности, России), с юридическими и физическими лицами, находящимися на территории других государств, за приобретенные (проданные) ими (им) товары и услуги. Подавляющая часть международных расчетов осуществляется безналичным путем. Посредниками при этом выступают, как правило, банки, иные кредитные организации. Основными субъектами международных расчетов являются экспортеры, импортеры и обслуживающие их банки. На состояние международных расчетов оказывает комплексное влияние множество факторов: экономические и политические отношения между странами; положение страны на товарных и денежных рынках; степень использования и эффективность государственных мер по внешнеэкономическому регулированию; валютное законодательство; международные торговые правила и обычаи; различие в темпах инфляции в отдельных странах; состояние платежных балансов; банковская практика; условия внешнеторговых контрактов и кредитных соглашений; конвертируемость валют и др. С учетом этих факторов международные расчеты можно выделить в самостоятельную систему, связанную с движением товарно-материальных ценностей, и показать ряд ее особенностей. Во-первых, международные расчеты, в отличие от внутренних, регулируются не только национальными нормативными и законодательными актами, но и международными законами, банковскими правилами и обычаями. Во-вторых, международные расчеты осуществляются в различных валютах. Поэтому, с одной стороны, нормальное функционирование международных товарно-денежных отношений возможно лишь при условии свободного обмена национальной валюты на валюту других стран, беспрепятственного движения денег. В третьих, особенность международных расчетов состоит в том, что в странах с частично конвертируемой валютой государство использует определенные валютные ограничения, непосредственно влияющие на проводимые внешнеторговые расчеты. Валютные ограничения сужают возможности и повышают издержки валютного обмена и платежей по международным сделкам. Необходимым условием для осуществления международной торговой операции является внешнеторговый контракт. Он представляет собой соглашение, по которому экспортер должен поставить товары импортеру, обязующемуся, в свою очередь, оплатить этот товар по контрактной цене. Форма расчетов представляет собой сложившиеся в международной коммерческой и банковской практике способы оформления, передачи и оплаты товаросопроводительных и платежных документов. Выбор конкретной формы расчетов, в которой будут осуществляться платежи по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон — партнеров по внешнеторговой сделке. От выбора форм и условий расчетов зависят скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведение операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе переговоров согласовывают детали условий платежа и затем закрепляют их в контракте.
Список использованной литературы
1. Деньги.Кредит.Банки: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова и др.; Под ред.академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 600 с. (Данный учебник в контрольной работе является базовым).
2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 608 с.: ил.
3. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р. эконом. наук, профессор В.В. Круглов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 432 с.
4. Савостьянов В.А., Зубенко В.А. Международные расчеты: основные формы, правовые особенности, системы для их проведения. – М.: ЮНИТИ, 2005.
Статьи:
5. Щебарова Н.Н. Международные расчеты и факторы, влияющие на их развитие. 2009 г.
Приложение 1
Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2009 года (млрд. долл. США)
| январь-сентябрь 2009 г. (оценка) | Справочно: | ||
январь-сентябрь 2008 г. | январь-июнь 2009 г. | январь-июнь 2008 г. | ||
Счет текущих операций | 32,1 | 93,9 | 17,1 | 64,3 |
Торговый баланс | 74,8 | 155,0 | 43,4 | 101,1 |
Экспорт | 206,3 | 373,6 | 125,7 | 236,8 |
сырая нефть | 69,4 | 133,4 | 40,7 | 85,7 |
нефтепродукты | 32,3 | 64,6 | 18,8 | 38,4 |
природный газ | 27,8 | 51,4 | 17,3 | 35,2 |
прочие | 76,9 | 124,2 | 48,9 | 77,5 |
Импорт | -131,5 | -218,6 | -82,3 | -135,7 |
Баланс услуг | -14,2 | -19,5 | -8,4 | -10,9 |
Экспорт | 31,0 | 38,5 | 19,0 | 23,7 |
Импорт | -45,1 | -58,0 | -27,4 | -34,6 |
Баланс оплаты труда | -6,2 | -11,2 | -3,9 | -6,7 |
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) | -20,5 | -28,5 | -13,6 | -18,5 |
Доходы к получению | 23,2 | 45,1 | 15,3 | 30,5 |
Доходы к выплате | -43,7 | -73,6 | -28,9 | -48,9 |
Федеральные органы управления | -0,1 | -0,4 | 0,2 | -0,0 |
Доходы к получению | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 |
Доходы к выплате | -1,3 | -1,5 | -0,8 | -1,0 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) | -0,0 | -0,0 | -0,0 | -0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 5,4 | 14,6 | 3,8 | 9,6 |
Доходы к получению | 5,4 | 14,6 | 3,8 | 9,6 |
Доходы к выплате | -0,0 | -0,1 | -0,0 | -0,0 |
Банки | -3,6 | -5,3 | -2,9 | -3,7 |
Доходы к получению | 5,7 | 5,4 | 3,9 | 3,2 |
Доходы к выплате | -9,4 | -10,7 | -6,8 | -6,9 |
Прочие секторы | -22,1 | -37,4 | -14,7 | -24,3 |
Доходы к получению | 11,0 | 23,9 | 6,6 | 16,7 |
Доходы к выплате | -33,1 | -61,3 | -21,3 | -40,9 |
Баланс текущих трансфертов | -1,8 | -1,9 | -0,5 | -0,8 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -46,1 | -0,1 | -22,4 | 9,5 |
Счет операций с капиталом | 0,5 | 0,3 | 0,4 | 0,2 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -46,6 | -0,4 | -22,8 | 9,3 |
Обязательства ('+' - рост, '-' - снижение) | 14,3 | 135,8 | -1,1 | 93,8 |
Федеральные органы управления | -0,5 | -5,4 | 0,5 | -3,0 |
Портфельные инвестиции | 0,4 | -4,1 | 1,2 | -2,0 |
выпуск | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
погашение | -2,2 | -4,4 | -1,1 | -3,3 |
корпусов | -0,9 | -2,7 | -0,4 | -2,4 |
купонов | -1,3 | -1,7 | -0,7 | -0,9 |
реинвестирование доходов | 1,1 | 1,2 | 0,7 | 0,8 |
вторичный рынок | 1,6 | -1,0 | 1,6 | 0,5 |
Ссуды и займы | -0,9 | -1,2 | -0,7 | -0,9 |
Просроченная задолженность | 0,0 | -0,1 | 0,0 | -0,1 |
Прочие обязательства | -0,0 | -0,0 | -0,0 | -0,0 |
Субъекты Российской Федерации | 0,2 | 0,0 | 0,2 | -0,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 13,1 | 1,4 | 7,8 | -5,0 |
Банки | -33,3 | 36,8 | -28,3 | 26,7 |
Прочие секторы | 34,7 | 103,1 | 18,7 | 75,3 |
Прямые инвестиции | 30,1 | 53,7 | 16,2 | 39,4 |
Портфельные инвестиции | 3,7 | -1,4 | 1,9 | 4,8 |
Ссуды и займы | 1,0 | 50,9 | 0,6 | 31,3 |
Прочие обязательства | 0,1 | -0,2 | 0,1 | -0,2 |
Активы, кроме резервных ('+' - снижение, '-' - рост) | -60,9 | -136,2 | -21,8 | -84,5 |
Органы государственного управления | -2,5 | -1,8 | -2,4 | -1,9 |
Ссуды и займы | -1,0 | 0,2 | -1,0 | 0,2 |
Просроченная задолженность | -1,1 | -1,0 | -1,0 | -1,0 |
Прочие активы | -0,4 | -1,0 | -0,4 | -1,2 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 0,0 | -0,0 | 0,1 | -0,1 |
Банки | -7,8 | -38,2 | 15,7 | -14,5 |
Прочие секторы | -50,6 | -96,3 | -35,1 | -68,0 |
Прямые и портфельные инвестиции | -37,5 | -43,7 | -26,1 | -32,3 |
Наличная иностранная валюта | -0,6 | 1,9 | -1,1 | 1,0 |
Торговые кредиты и авансы | 3,5 | 0,5 | 3,5 | -0,3 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений | -2,6 | -0,3 | -2,6 | -0,6 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами | -15,9 | -31,5 | -10,3 | -21,4 |
Прочие активы | 2,5 | -23,2 | 1,4 | -14,2 |
Чистые ошибки и пропуски | -7,9 | -8,1 | -4,4 | -3,1 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) | 21,8 | -85,7 | 9,7 | -70,7 |
Приложение 2
Схема расчетов по документарному инкассо
1. Экспортер заключает контракт с импортером о продаже товаров на условиях расчетов по документарному инкассо и отправляет ему товар (1а).
2. Экспортер направляет своему банку (ремитенту) инкассовое поручение и коммерческие документы.
3. Банк экспортера пересылает инкассовое поручение и коммерческим документы инкассирующему банку.
4. Инкассирующий банк может одновременно выступать в качестве представляющего банка, предъявляя полученные документы импортеру для оплаты. Представление документов также может быть выполнено инкассирующим банком через другой банк (как правило, банк импортера).
5. Импортер производит оплату документов инкассирующему (представляющему) банку.
6. Инкассирующий банк переводит платеж банку ремитенту (или банку экспортера).
7. Банк-ремитент зачисляет переведенную суму на счет экспортера.
Приложение 3
Схема расчетов по документарному аккредитиву с платежом в банке-эмитенте
Импортер после заключения контракта с Экспортером (1) представляет в банк заявление на открытие аккредитива (2).
Банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его своему корреспонденту, как правило, в стране экспортера, поручая ему авизовать аккредитив бенефициару (3).
Авизующий банк передает аккредитив бенефициару, удостоверяя его подлинность (4).
После получения открытого в его пользу аккредитива (т. е. обязательства банка произвести платеж) бенефициар производит отгрузку товара (5), представляет документы, как правило, в авизующий банк (6), который пересылает их для оплаты банку-эмитенту (7).
После проверки правильности оформления документов, если документы соответствуют условиям аккредитива, банк-эмитент переводит деньги согласно инструкциям авизующего банка (8) и выдает документы приказодателю (9), который получает товар.
Поступившая в авизующий банк экспортная выручка зачисляется на счет бенефициара.
Приложение 4
После заключения контракта (1) между импортером и экспортером импортер направляет в банк заявление на перевод (2). Поставка товара (3) может предшествовать платежу или последовать за ним, что определяется условиями контракта и валютным законодательством стран.
Банк импортера, приняв платежное поручение от импортера, направляет от своего имени платежное поручение (4) в соответствующий банк экспортера. Получив платежное поручение, банк экспортера проверяет его подлинность и совершает операцию по зачислению денег (5) на счет экспортера.
2