Банки: происхождение, сущность, функции и роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является рассмотрение специфики сферы деятельности банковской системы (БС), а именно:
- изучение происхождения понятия «банк»;
- исторические корни появления, становления и развития банковского дела в различные периоды экономической эволюции;
- изучение понятия «банковская система», ее роль и структуру развития;
- рассмотрение особенностей и проблем банковской системы в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономические основы банковской системы РФ
1.1. История возникновения и роль банковской системы
1.2. Сущность и функции банковской системы РФ
1.3. Структура банковской системы РФ, ее характеристика
Глава 2. Анализ деятельности коммерческих банков в России
2.2. Анализ развития депозитных операций
2.3. Анализ и оценка кредитных операций
Глава 3. Проблемы и задачи развития банковской системы РФ
3.1. Проблемы функционирования банковской системы РФ
3.2. Рекомендации по решению проблем функционирования
банковской системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая дкб.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с  перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью.

Выделяются  пять групп причин, препятствующих эффективному и гибкому размещению аккумулируемых банковским сектором ресурсов на внутреннем рынке.

1. Несоответствие  структуры спроса и предложения  на кредитном рынке.

Причиной такого несоответствия является низкое доверие  к отечественному банковскому сектору  со стороны экономических агентов, обуславливающее преимущественно сверхкраткосрочный характер счетов и депозитов, размещаемых в коммерческих банках. Дефицит долгосрочных ресурсов, в свою очередь, обуславливает неспособность банков к долгосрочным вложениям. Доля кредитов сроком свыше 3-х лет в банковских ссудах составляет 11%, причем в последние два-три года наблюдается тенденция к ее снижению.

В то же время, структура  спроса на кредит под воздействием роста инвестиционной активности предприятий, повышения их обеспеченности деньгами и собственными средствами за последние годы изменилась в обратном направлении - спрос на краткосрочные заимствования для пополнения оборотных средств резко сжался, в то время, как на долгосрочные ресурсы для финансирования капитальных вложений - возрос. По данным опросов “Российского экономического барометра” (РЭБ), доля предприятий, отмечающих нехватку финансовых ресурсов для капиталовложений, увеличилась с 71-73% в предкризисный период до 81-85% в 1999-2001 гг.

2. Отсутствие  механизмов перераспределения средств  от банков, концентрирующих избыточные ресурсы, к банкам, испытывающим их нехватку для покрытия спроса на кредит со стороны заемщиков. В 1999-2001 гг. сложилась ситуация, когда большая часть финансовых накоплений оказалась, сконцентрирована в одних секторах экономики - прежде всего, в экспортоориентированном сырьевом секторе, а неудовлетворенный спрос на кредитные ресурсы в других - прежде всего, в импортозамещающем обрабатывающем секторе. Данная ситуация, транслировавшись на банковскую систему, привела к расслоению банков на две категории: банки с избытком ресурсов - преимущественно, крупные московские банки, обслуживающие ключевые экспортно-импортные потоки - и банки, не располагающие достаточными ресурсами для покрытия спроса со стороны своих клиентов на кредит - преимущественно региональные, обслуживающие предприятия внутренне-ориентированного сектора. Деформация межбанковского рынка (переориентация на обслуживание операций, связанных с вывозом капитала), отсутствие ликвидных инструментов залога по межбанковским кредитам и депозитам, заблокировали перелив ресурсов от первой группы банков ко второй, и тем сам затруднили рост совокупного банковского кредитования экономики.

3. Структурная  неадекватность банковской системы:  низкий уровень концентрации  ресурсов, неразвитость филиальных сетей.

По показателям  концентрации ресурсов банковская система  России является одной из самых "распыленных" в мире. Если не считать Сбербанк, доля 5 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы составляет 23%, в то время как для большинства развитых экономик характерен уровень в 50-70%. Это противоречит высококонцентрированной структуре реального сектора российской экономики, характеризующейся доминированием крупных форм. Мелкий размер банков не позволяет им мобилизовывать ресурсы, необходимые для финансирования крупных сделок и проектов, обуславливает исключительно низкую диверсификацию клиентской базы и высокий уровень крупных кредитных рисков. Это, в свою очередь, жестко ограничивает возможности расширения банковского кредитования. Об этом свидетельствует достаточно четкая взаимосвязь между размером банков, степенью диверсификации их кредитного портфеля и долей кредитов в активах. В настоящее время на один коммерческий банк (без учета Сбербанка) приходится 1-2 филиала, что гораздо ниже уровня, характерного для развитых стран (во Франции - 24-25 филиалов, в США - 6-7). В условиях резкого несовпадения территориального размещения источников банковских ресурсов (63% остатков на счетах и депозитах приходится на Москву, без учета Сбербанка) и потенциальных заемщиков такая неразвитость филиальных сетей жестко ограничивает возможности наращивания банковского кредитования.

4. Подавленное  состояние финансовых рынков.

В настоящее  время оборот рынка ценных бумаг  в долларовом выражении в десятки  раз ниже докризисного уровня. Дезорганизация рынка ценных бумаг лишает банки ликвидных инструментов финансирования внутренних заемщиков, блокирует возможность трансформации “коротких” ресурсов банков в “длинные” займы корпораций.

5. Отсутствие  адекватного информационного и правового обеспечения процесса кредитования и финансирования.

Речь идет о  информационной непрозрачности заемщиков, неэффективности правовых механизмов, обеспечивающих взыскание задолженности, предоставление синдицированных кредитов, отсутствии института кредитных историй и т.п.

3.2. Рекомендации  по решению проблем функционирования  банковской системы РФ

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствующая реализации основных направлений  совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора. Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия  развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Правительство Российской Федерации и Центральный  банк Российской Федерации будут  и впредь предпринимать активные совместные действия для формирования современного конкурентоспособного банковского  сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.

Приоритетом государственной  социально-экономической политики является обеспечение высоких и  устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора  в экономике является одной из важнейших задач государства. [10,с.106] Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.

Под реформированием  банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах.). [17,с. 2-9] Вместе с тем остался нерешенным ряд задач. Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций. Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

Основными задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. После достижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, на следующем этапе (2009-2015 годы) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. Практические задачи, условия их решения и меры по их реализации:

Основными направлениями  деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России являются: совершенствование правового обеспечения банковской деятельности; формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве; повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора; развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством; повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях; развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

В сфере правового  обеспечения банковской деятельности необходимо в первую очередь создать  правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами, определенными, в частности, в документе Базельского комитета по банковскому надзору "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора", в том числе: укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом; обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций; укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере; упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций; создать условия для формирования эффективной системы хранения и использования кредитных историй; продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

По вопросам, относящимся к сфере государственных финансов, Правительство Российской Федерации дополнительно уделит внимание налогообложению кредитных организаций и примет меры по совершенствованию управления банками, в капитале которых оно участвует, при соблюдении требований по развитию конкуренции на рынке банковских услуг.

Развитие банковского  сектора и динамика количественных параметров зависят во многом от темпов развития российской экономики, включая  такие ключевые показатели, как объем  валового внутреннего продукта, динамика торгового и платежного баланса, уровень инфляции, валютный курс, рыночные процентные ставки, доля наличных и безналичных форм расчетов.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что развитие банковского  сектора должно стимулироваться преимущественно экономическими методами. Увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивости банковского сектора.

 

Практикум

Норма обязательных резервов коммерческого банка равна 7%, а депозиты составляют 49 млн. долл. Обязательные и избыточные резервы банка составляют 14 млн. долл. Как изменится предложение денег в экономике, если банк использует все избыточные резервы для выдачи кредитов?

Решение:

1. Рассчитаем  сумму обязательного резерва  банка, исходя из суммы депозитов (100%) и нормы обязательных резервов (7%): (49*7)/100 = 3,43 млн. долл.

2. Сумма обязательных  и избыточных резервов составляет 14 млн. долл., отсюда избыточные  резервы составляют: 14 - 3,43 = 10,57 млн.  долл.

3. Предложение  денег в экономике изменится следующим образом:

- предложением  денег обычно называют совокупность  денежных средств, обращающихся  в хозяйстве страны в данный  момент,

- соответственно  при выдаче кредитов банком, денежные  средства из сбережений перейдут  в разряд «средство платежа», т.к. полученные юридическими или физическими лицами кредиты в банке будут направлены на развитие предприятия или личное потребление (для физических лиц), а, следовательно, предложение денег в экономике возрастет.

- кроме того, стоит упомянуть эффект процентной ставки. Суть его заключается в том, что ставка процента зависит от предложения денег на рынке. Увеличение денежной массы вызовет уменьшение спроса на деньги, и понижение процентной ставки. В свою очередь, чем ниже процентная ставка, тем большая часть потребителей начинает совершать большее количество покупок. Удешевение кредитов побуждает предпринимателей увеличивать инвестиции. Таким образом, повышается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит рост реального национального продукта.

Информация о работе Банки: происхождение, сущность, функции и роль в развитии экономики