Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении банковской системы, функций центрального банка и кредитных банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации. Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике.

Содержание

Введение
1. Эволюция банковской системы России
2. Центральный банк РФ
2.1 Основы деятельности Центрального банка РФ
2.2 Функции ЦБ РФ
2.3 Пассивные операции ЦБ РФ
2.4 Активные операции ЦБ РФ
2.5 Денежно-кредитная политика ЦБ РФ
2.6 Структура сводного баланса Банка России
3. Коммерческие банки России. Основные направления развития банковского сектора РФ
3.1 Коммерческие банки России
3.2 Основные направления банковского сектора РФ на период до 2008 г
3.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2009 году и на период 2010 и 2011 гг
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Банк сист.rtf

— 376.76 Кб (Скачать файл)

Банковские инвестиции - это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население.

Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о центральном банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценных бумаг. 

2.5 Денежно-кредитная политика ЦБ РФ 

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 25 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-20% - банкноты центрального банка. Поэтому, государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны наиболее распространенными из них являются:

- изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);

- изменение норм обязательных резервов;

- операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

- регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.)

указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

- прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

- регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размеров выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.

Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков. 

2.6 Структура сводного баланса Банка России 

     Наибольший удельный вес (81,4 %) в активе приходится на средства, размещенные у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов. 5,1% составляют драгоценные металлы, 9,6 % — кредиты и депозиты, 3,1 – ценные бумаги и 0,8% приходится на прочие активы.  

     Таблица № 1 БАЛАНС БАНКА РОССИИ1 (млн. руб.)

     
Показатель 01.12.2009 % 01.02.2010 %
1. Драгоценные металлы  746 369 4,8 772 071 5,1
  2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов 12 448 160 80,4 12 286 490 81,4
3. Кредиты и депозиты 1 707 663 11,0 1 443 576 9,6
4. Ценные бумаги 459 662 3,0 472 919 3,1
из них: — долговые обязательства Правительства Российской Федерации 350 995 2,3 363 950 2,4
5. Прочие активы 120 793 0,8 114 718 0,8
из них: — основные средства 60 274 0,3 63 626 0,4
Итого по активу 15 482 647 100 15 089 774 100
1. Наличные деньги в обращении 4 024 864 26,0 4 313 509 28,6
2. Средства на счетах в Банке России 8 520 727 55,1 7 804 931 51,7
из них: — Правительства Российской Федерации 5 441 631 35,2 5 126 281 34,0
— кредитных организаций — резидентов 1 213 965 7,8 1 135 987 7,5
3. Средства в расчетах 52 239 0,4 31 739 0,2
4. Выпущенные ценные бумаги 111 035 0,7 450 529 3,0
5. Прочие пассивы 823 666 5,3 389 962 2,6
6. Капитал 1 950 116 12,5 2 099 104 13,9
7. Прибыль отчетного года - - - -
Итого по пассиву 15 482 647  100 15 089 774  100
 

Основным источником ресурсов ЦБР являются средства на счетах (51,7%) и наличные деньги в обращении, которая составляет 28,6% всех пассивов. Уставный капитал ЦБР — около 3 млн руб. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% балансовой прибыли. Оставшаяся прибыль направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. На долю уставного капитала и фондов приходится около 13,9% пассивов. 

 

      3. Коммерческие банки России. Основные направления развития банковского сектора РФ 

3.1 Коммерческие банки России 

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляя в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для физических и юридических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах, и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные. Физические и юридические лица, являющиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив учредительские паи или акции. Индивидуальные или институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров, а те из них, которые вкладывают собственные средства в поддержание платежеспособности банка, будут пайщиками.

Если на начальном этапе банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).

Для АО характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк; паевые же собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет право собственности на свою долю капитала, а не передает его банку. Паевые коммерческие банки организованы на принципах обществ с ограниченной ответственностью, т.е. общества, где ответственность каждого пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

У банков, действующих как АО, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических лиц и граждан. Акционеры отвечают по обязательствам банка в пределах их вклада в общий уставный капитал банка. Акционеры не вправе требовать возврата этого вклада, - за исключением особых случаев, - что повышает устойчивость и надежность банка и создает для него прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки могут быть открытыми и закрытыми.

Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров; в открытых банках этого согласия не требуется, а такие акции распространяются в порядке открытой подписки.

Подписка считается открытой, если список покупателей ценных бумаг не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке образования и функциях.

Высшим органом акционерного коммерческого банка является собрание акционеров, созываемое ежегодно для решения вопросов изменения Устава и уставного капитала; избрания Совета банка; утверждения годовых результатов деятельности; распределения доходов банка, а также создания и ликвидации дочерних предприятий банка.

Из числа членов Совета банка общее собрание назначает Президента банка, на которого возлагается руководство исполнительным органом банка Советом директоров. Последний состоит из вице-президентов и осуществляет руководство деятельностью банка. Выполняя поручения Совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на банк.

Совет банка определяет цели банка и осуществляет его политику по кредитно-расчетным, инвестиционным и др. видам деятельности, устанавливает связи и координирует деятельность с др. организациями в деловом мире. Основа деятельности коммерческого банка – формирование его собственных средств как базы для привлечения и осуществления активных операций. В зависимости от величины уставного капитала все коммерческие банки можно подразделить на мелкие с уставным фондом до 30 млн. руб., средние – от 30 до 100 млн. руб., и крупные, величина уставного капитала которых составляет более 100 млн. руб.  

Таблица № 2 ЧИСЛО И СТРУКТУРА кредитныХ организациЙ2 
(на начало года)

  2005 2006 2007 2008 2009
Число кредитных организаций, зарегистрированных  
на территории Российской Федерации
1518 1409 1345 1296 1228
в том числе имеющих право на осуществление банковских операций (действующих) 1299 1253 1189 1136 1108
Число кредитных организаций с иностранным участием  
в уставном капитале, имеющих право на осуществление  
банковских операций
131 136 153 202 221
в том числе:          
со 100%-ным иностранным участием 33 41 52 63 76
с иностранным участием от 50 до 100% 9 11 13 23 26
Число филиалов действующих кредитных организаций  
на территории Российской Федерации
3238 3295 3281 3455 3470
из них:          
Сбербанка России 1011 1009 859 809 775
банков со 100%-ным иностранным участием в уставном  
капитале
16 29 90 169 242
Число филиалов действующих кредитных организаций  
за рубежом
3 3 2 3 5
Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млрд. руб. 380,5 444,4 566,5 731,7 881,4
Число кредитных организаций, имеющих лицензии (разрешения), предоставляющие право :          
на привлечение вкладов населения 1165 1045 921 906 886
на осуществление операций в иностранной валюте 839 827 803 754 736
на генеральные лицензии 311 301 287 300 298
 на проведение операций с драгоценными металлами 182 184 192 199 203

Информация о работе Банковская система РФ