Банковская система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Эти российские законы внесли кардинальные изменения в существующую тогда кредитно-банковскую систему страны, положив начало качественно новому этапу в развитии этой системы и ее правового обеспечения.
Согласно законодательству в России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и положило начало ликвидации государственной монополии на банковскую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

банковская система.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

3. Денежно-кредитная  политика. 

 

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.

Чаще всего  денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической  политики и прямо определяется приоритетами правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают "узкую" и "широкую" денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.

Основные  инструменты денежно-кредитной политики:

·     Официальная учетная ставка – относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.

·     Обязательные резервы – часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.

·     Операции на открытом рынке.

·     Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран.

·     Разумный банковский надзор – различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных коэффициентов.

·     Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.

·     Допуск к рынкам – регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.

·     Специальные депозиты – часть прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счета в ЦБ.

·     Количественные ограничения – потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок.

·     Валютные интервенции – купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.

·     Управление государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и связывает их средства.

·     Таргетирование – установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.

·     Регулирование фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.

·     Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

Эти инструменты  денежно-кредитной политики могут  быть эффективными только в условиях тесной связи и взаимодействия с  фискальной политикой и законодательством.

4. Коммерческие  банки.

Коммерческие  банки – основное звено двухуровневой  банковской системы.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах  относится целый ряд институтов с различной структурой и разными  отношениями собственности. Главным  их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот.  

 

4.1. Принципы  деятельности коммерческого банка.  

 

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.

Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными методами). Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

4.2. Функции  коммерческого банка.

Одной из важнейших функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику на условиях платности и возвратности. Плата формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств.

Банки своей  деятельностью уменьшают степень  риска и неопределенности в экономической системе.

Вторая важнейшая  функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке  со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность информации о деятельности коммерческих банков.

Третья функция  банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.   

 

5. Взаимодействие  коммерческих банков и Центрального  банка в России.

ЦБР разработал инструкцию №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и «Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы РФ за счет взносов», действующие с 1991 года.

Центральный банк:

- научно организует денежное  обращение;

- ориентирует деятельность  коммерческих банков на повышение благосостояния общества         и выполнение приоритетных задач;

- укрепляет финансовое  положение коммерческих банков.

Следует заметить, что Центральный  банк Российской Федерации, как и  центральные банки многих стран, применяет по отношению к коммерческим банкам в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании административных.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Несмотря на некоторые  успехи отечественной банковской системы, остается еще много нерешенных проблем. Одной из важнейших является инфляция, характерная для переходной экономики. Стабилизация рубля возможна лишь при грамотном сочетании продуманной денежно-кредитной и фискальной политики, при создании соответствующей законодательной базы.

В российской банковской системе  очень велика доля банков, находящихся в собственности государства.

Отсутствие действенной  системы депозитов оставляет  вкладчиков российских банков практически  без гарантии возврата своих средств. В этом на своем горьком опыте  смогли убедиться уже многие тысячи россиян.

Роль банковской системы  в экономике любой страны чрезвычайно  велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния  между Центральным банком и коммерческими  банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

В экономике переходного  периода на банковскую систему ложится  еще большая ответственность, ее роль в стабилизации страны увеличивается, но усложняются задачи.

Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности     каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:

- внедрение стратегического  планирования и подготовка стратегических бизнес-планов;

- укрепление структуры  капитала, в том числе путем  его рекапитализации;

- усиление  контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;

- внедрение комплексных  программ подготовки кадров;

-     обеспечение открытости в работе с населением.


Информация о работе Банковская система в РФ