Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 11:57, курсовая работа
Предметом исследования является конъюнктура рынка пластиковых карт, объектом исследования - рынок пластиковых карт Российской Федерации. Целью данной курсовой работы является выявление направлений совершенствования развития Российского рынка банковских пластиковых карт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
1.1 Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт…………………………………………………………………………………5
1.2 Общая характеристика мировых и российских платежных систем, сформированных для работы с пластиковыми картами………………………..8
2. СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ
2.1 Возникновение и развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации……………………………………………………………………….11
2.2 Нормативно-правовое регулирование обращения пластиковых карт………………………………………………………………………………12
2.3 Особенности функционирования и динамика развития рынка банковских пластиковых карт………………………………………………………………...13
2.4 Проблемы обращения банковских пластиковых карт………………….…17
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ
НА ТЕМУ БАНКОВСКИЕ ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАСЧЕТАХ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
Работа выполнена
студенткой группы
Шамсутдиновой А.Ф.
Научный руководитель
доцент Нуретдинова Л.Г.
Набережные Челны
2010
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
1.1 Понятие пластиковых карт. История
возникновения пластиковых карт……………………………………………………………………
1.2 Общая характеристика мировых и российских платежных систем, сформированных для работы с пластиковыми картами………………………..8
2. СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ
2.1 Возникновение
и развитие рынка пластиковых карт в Российской
Федерации………………………………………………………
2.2 Нормативно-правовое
регулирование обращения пластиковых
карт……………………………………………………………………
2.3 Особенности
функционирования и динамика
развития рынка банковских пластиковых
карт………………………………………………………………..
2.4 Проблемы обращения банковских пластиковых карт………………….…17
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАНКОВСКИХ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….26
ВВЕДЕНИЕ
Банковская
пластиковая карточка─
На заре становления карточного рынка в стране, летом 1994 года, первые карточные эксперты оценивали общий объем рынка пластиковых карт в России и странах СНГ в 3,5 млн. держателей карт, из которых 20 тыс. относили к числу корпоративных (юридических лиц). На тот момент в рамках карточных проектов локальных платежных систем было эмитировано 100 тыс. карт (из которых более 60 тыс. приходились на две платежные системы –Union Card и STB-Card), а число предприятий сферы торговли и услуг, принимающих карты к оплате, составляло не более 4000. Количество установленных банкоматов не превышало двух десятков.
С тех пор прошло десять лет. Число операций по банковским картам физических лиц только за IV квартал 2004 года составило 175,4 млн. Держатели платежных карт могли воспользоваться свыше 17 тыс. банкоматов по всей стране. Эмиссией на 1 января 2005 года занимались 679 кредитных организаций, эквайрингом–633 банка.
В свете последних поправок, вносимых в Налоговый кодекс РФ в части исключения из налогооблагаемого дохода материальной выгоды, полученной налогоплательщиком в связи с операциями по кредитным картам в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении карты, следует ждать значительного развития рынка кредитных карт, в первую очередь перехода от выдачи экспресс-кредитов к распространению полнофункциональных револьверных кредитных карт. Это определяет актуальность темы данной работы.
Предметом исследования является конъюнктура рынка пластиковых карт, объектом исследования - рынок пластиковых карт Российской Федерации. Целью данной курсовой работы является выявление направлений совершенствования развития Российского рынка банковских пластиковых карт.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ
1.1 Понятие пластиковых карт. История возникновения пластиковых карт
Обслуживание налично-безналичного оборота денежной системы любой страны обходиться достаточно большими затратами (например, в России около 20 % стоимости каждого рубля уходит на поддержание его же собственного обращения). Безналичное обращение, безусловно, доминирует, обуславливая все большую дематериализацию денежного обращения. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60 %. Причинами этого являются: сокращение издержек обращения; ускорение денежного оборота; удобство безналичных расчетов. Однако в некоторых сферах экономической жизни не все виды безналичных расчетов универсальны и требуют времени на подготовку документов и другие услуги.
В таких условиях все большее предпочтение отдается сравнительно новой форме безналичного расчета - расчетов по пластиковым картам и электронным расчетам, что позволяет снизить затраты на подготовку и доставку документов, информации о клиенте, ускорить время прохождения платежей.
Пластиковая карта –это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий владельцу возможность безналичной оплаты товаров и услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие карточку предприятия и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Для обеспечения идентификации владельца используются:
Графические данные обеспечивают возможность визуальной идентификации карточки. В пластиковых картах со штрих - кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Карточки со штрих - кодом весьма дешевы и, по сравнению с другими типами карт, относительно просты в изготовлении. Последняя особенность обуславливает их слабую защищенность от подделки и делает поэтому малопригодными для использования в платежных системах.
Карточки с магнитной полосой являются на сегодняшний день наиболее распространенными–в обращении находится свыше двух миллиардов карт подобного типа.
История возникновения пластиковых карт начинает свой отсчет с идеи Эдуард Беллами в книге "Взгляд в прошлое", вышедшей в свет в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в двадцатые годы, на базе сильно развитого потребительского кредита частных лиц. Они предназначались для подтверждения кредитоспособности владельца вне его банка. Магазину они давали возможность привлечь к себе на постоянную основу наиболее богатых и постоянных клиентов.
Появились карты оплаты на бумажных носителях. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя начали появляться первые металлические, а затем и пластиковые карточки с тиснением. Тиснение позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы).
В послевоенные годы Второй мировой войны появились пластиковые карточки таких известных компаний как “Дайнерс клаб”, затем American Express, VISA, Master Card на основе автоматизированных систем расчетов с их использованием. В шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация о владельце, банке-эмитенте и другие данные.
1.2 Общая характеристика мировых и российских платежных систем, сформированных для работы с пластиковыми картами
Платежной системой называется
совокупность методов и реализующих
их субъектов, обеспечивающих в рамках
системы условия для
В настоящий момент наиболее известны следующие мировые платежные системы:
-Visa;
-MasterCard;
-American Express;
-Diners Club.
Visa – крупнейшая международная платежная система. Ежегодный оборот по картам Visa превышает 3 трл. долл. США. Карты Visa принимаются более чем в 150 странах мира. Visa играет решающую роль во внедрении новых платежных продуктов и технологий в интересах 21 тыс. финансовых учреждений, состоящих ее членами, а также в интересах владельцев карт Visa.
Diners Club International - одна из старейших платежных систем в мире и один из лидеров по выпуску карточек для путешествий и развлечений. Термин T&E подразумевает определенную сферу использования карточки: транспорт, гостиницы, рестораны, индустрия развлечений, прокат автомобилей. Держатель карточки Diners Club International гарантированно получает удобства, привилегии и скидки в указанной сфере.
2.1 Возникновение и развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации
Объем операций по картам в РФ за прошедший год составил 1,88 трлн. руб. Сумма, безусловно, внушительная, однако существенная ее часть приходится на операции снятия наличных по зарплатным картам, соотношение которых к операциям в торгово-сервисной сети составляет порядка 89 к 11 на сотню совершаемых операций. Следует отметить тенденцию к росту размера совершаемых операций по картам: усредненная сумма одной транзакции в I квартале составляла 2939 руб., во II квартале-3008 руб., в III квартале- 3131 руб., а по итогам IV квартала составила 3257 руб.
Лидерами по эмиссии являются банки Москвы и Московской области, выпустившие 11,3 млн. карт (32% эмиссии всех карт), вторую строчку занимают банки Санкт-Петербурга, эмитировавшие 2,57 млн. карт (свыше 7% общей эмиссии), а на третьем и четвертом местах расположились банки Тюменской области, выдавшие 1,79 млн. карт (5%), и Свердловской области- 1,46 млн. карт (4%).
В то же время сохраняется отставание России от стран с развитым карточным рынком: если на тысячу жителей в США приходится порядка 2000 платежных карт, в странах ЕС - около 800, то в России этот показатель пока не превышает 200 карт.