Банк ВТБ – активный
участник как международного, так
и внутреннего валютного рынка
России. ВТБ проводит операции со всеми
видами государственных и корпоративных
ценных бумаг и является одним
из крупнейших клиентских депозитариев.
4. Организационная
структура ОАО Банк ВТБ
Формирование системы
управления группой ВТБ направлено
на максимальное использование преимуществ
группы ВТБ, увеличения ее доли на целевых
рынках, улучшение показателей ее
эффективности и, как следствие,
повышения уровня капитализации
группы ВТБ. С точки зрения степени интеграции
в группе ВТБ используется модель «стратегического
холдинга», предполагающая в первую очередь
общее стратегическое видение, передачу
концепций и лучших практик при ограниченном
уровне интеграции и централизации процессов.
В частности, модель управления предполагает
наличие в группе ВТБ единой стратегии
развития компаний, единый бренд, централизованное
управление финансовой эффективностью
и рисками, координацию процессов планирования
и отчетности, фокус взаимодействия на
распространении лучших практик и выработке
единых стандартов. В группе ВТБ действует
матричная система управления, согласно
которой управление осуществляется по
двум направлениям:
- административное управление – управление дочерними компаниями как юридическими лицами в рамках организационной структуры группы ВТБ;
- функциональное управление – управление по бизнес-направлению и другим функциональным направлениям и деятельности в рамках группы ВТБ в целом.
Основным механизмом управления,
используемым в группе ВТБ, является
корпоративное управление, то есть
реализация прав Банка как основного
акционера через участие в
органах управления дочерних компаний.
Дополнительным механизмом управления
является функциональная координация
основных направлений деятельности
группы ВТБ, включая направления
бизнеса поддержки и контроля
(например, управление рисками, планирование,
бюджетирование и формирование управленческой
отчетности, бренд, внутренний контроль
и аудит).
Дополнительный механизм
применяется в группе ВТБ с
целью максимальной реализации потенциальной
синергии, распространения лучших практик
в компаниях группы ВТБ по отдельным
направлениям деятельности, ограничения
принимаемых группой ВТБ рисков.
Функциональная координация помогает
осуществлять передачу знаний и обмен
опытом между компаниями группы ВТБ,
позволяет объединять ресурсы для
реализации тех или иных проектов.
В рамках функциональной координации
разрабатываются единые стандарты,
принципы и системы лимитов для
реализации соответствующего направления
деятельности в группе ВТБ. Координационным
консультационным органом компаний группы
ВТБ является Управляющий комитет группы
ВТБ (УКГ ВТБ). В состав Комитета входят
руководители банка ВТБ и дочерних компаний.
Основными задачами УКГ ВТБ являются рассмотрение
стратегических и финансовых вопросов
развития группы ВТБ, одобрение стандартов,
подходов и принципов функционирования
группы ВТБ перед их утверждением полномочными
органами управления компаний группы
ВТБ. С целью создания «площадок» для обсуждения
на экспертном уровне вопросов деятельности
группы ВТБ при УКГ ВТБ созданы координационные
комиссии по основным направлениям деятельности
(комиссия по управлению активами и пассивами,
комиссия по управлению рисками, комиссия
по внутреннему контролю и аудиту и другие).
В их состав входят профильные специалисты
компаний группы ВТБ. Возглавляют комиссии
руководители соответствующих подразделений
Банка. В компетенцию комиссий входит
выявление лучших практик и разработка
предложений по их внедрению, которые
затем рассматриваются УКГ ВТБ. Система
управления группой ВТБ сформирована
таким образом, чтобы полностью соответствовать
требованиям корпоративного и антимонопольного
законодательства стран присутствия компаний
группы ВТБ. В частности, документами,
регулирующими деятельность УКГ ВТБ, предусмотрено,
что принимаемые им решения не могут каким-либо
образом ограничивать конкуренцию на
рынках компаний группы ВТБ, а также противоречить
императивным нормам законодательства
и уставных документов компаний. Следуя
требованиям гражданского законодательства,
в систему управления заложен принцип
сохранения независимости юридических
лиц, входящих в группу ВТБ. Наиболее значимыми
мероприятиями по совершенствованию системы
управления группой ВТБ за истекший период
2008 года стали:
- расширение определения
группы ВТБ (с учетом вхождения
в ее состав небанковских финансовых
организаций) и актуализация модели
управления группой ВТБ; - формализация
механизмов управления группой ВТБ во
внутренних нормативных документах; -
разработка и внедрение в компаниях группы
единых систем бизнес-планирования и отчетности,
единых принципов фондирования, установление
общих стандартов кредитной работы, а
также работы с финансовыми учреждениями; ВТБ
планомерно проводит работу по совершенствованию
системы управления группой ВТБ, используя,
лучшие мировые практики в области управления
холдинговыми компаниями. Следующими
шагами на пути развития системы управления
группой ВТБ должна стать реализация в
2009 – 2010 годах таких мероприятий как: -
совершенствование систем корпоративного
управления компаний группы ВТБ (повышение
эффективности деятельности наблюдательных
советов и советов директоров, внедрение
института корпоративного секретаря,
внедрение кодексов корпоративного поведения
и этических кодексов, а также других документов
по корпоративному управлению, основанных
на единых подходах); - дальнейшая унификация
политик и процедур внутри группы ВТБ,
включая клиентскую работу, формирование
продуктового предложения, системы лимитов,
отчетности, соблюдения нормативов, мониторинга
и контроля;
Заключение
Сегодня в условиях нестабильности
на мировых финансовых рынках очень
важно объективно взглянуть на ситуацию
в банковском секторе. Информация провоцирует
дестабилизацию в банковском секторе,
а клиентов банков - на досрочное изъятие
своих средств. Одним из проявлений финансового
кризиса в России стало то, что большая
часть банков практически на ходу пересматривают
свою кредитную политику и замораживают
выдачу кредитов. Растут не только ставки
по всем кредитам для частных лиц - банки
стали консервативнее подходить к выбору
клиентов, а условия выдачи им кредитов
ужесточились. В целях защиты интересов
вкладчиков и кредиторов банков 23 октября
2009 г. Государственная Дума РФ приняла
сразу в трех чтениях Закон "О дополнительных
мерах для укрепления стабильности банковской
системы в период до 31 декабря 2011 года",
направленный на предупреждение банкротства
кредитных организаций8. Приоритетным
при реализации этого Закона является
сохранение активов проблемного банка
в обороте и обеспечение системной стабильности
путем перехода банка под контроль нового
инвестора без отзыва лицензии. Выполнение
новых функций по предупреждению банкротства
банков и соответствующую организационную
работу предлагается поручить Агентству
по страхованию вкладов. Такая работа
будет вестись в тесном взаимодействии
и под контролем Банка России. Законом
предусмотрено необходимое финансирование
деятельности по предупреждению банкротства
банков. Помимо средств новых инвесторов
допускается использование и средства
федерального бюджета, фондов страхования
вкладов, а также Банка России. Согласно
Закону Агентство может оказывать финансовую
помощь инвесторам, приобретающим контрольный
пакет акций неустойчивой кредитной организации,
а также тем банкам, которые будут готовы
выкупить имущество и обязательства должника.
Если инвесторы и покупатели имущества
не будут найдены, то Агентство сможет
само приобрести контрольный пакет акций
и осуществить соответствующие вложения
в капитал банка с использованием средств
фонда обязательного страхования вкладов,
но только при условии, если расходование
средств фонда уменьшит затраты при ликвидации
банка и это не повлияет на устойчивость
фонда. Таким образом, при возникновении
проблем у того или иного банка, не будет
запускаться стандартная процедура банкротства,
неустойчивой коммерческой организации
своевременно будет оказана финансовая
помощь, и она сразу же продолжит выполнять
все обязательства перед своими клиентами,
вкладчиками и кредиторами. При этом к
новому инвестору переходят все обязательства
перед всеми вкладчиками независимо от
суммы вклада. Следовательно, новый закон
обеспечивает гарантии сохранности не
только вкладов до 700 тысяч рублей, но и
более крупных вкладов без ограничения
суммы.
Список литературы:
- Финансы и кредит: Учебное пособие/ Под ред. А.М. Ковалевой М.: Финансы и статистика, 2008. - 512с.;
- Финансы: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2006.
- Финансы: Учебник. - 2-е изд. /под ред.Милякова Н.В. - М.:ИНФРА-М, 2004. - 543 с. - (Высшее образование).
- Газета «Аргументы и факты» №15 Г.Зотов,2009-9 с.
- "Российская газета" - Федеральный выпуск №4874Д.Юрьева от 25 марта 2009 г.
- Журнал «Вопросы экономики» №11 Л.Григорьевич,2008-25 с.
- Журнал «Вопросы экономики» №5 С.Алексашенко, 2008-22 с.
- Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/