Денежная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является составление единого, общего представления о
денежной системе, ее происхождении и роли в экономике, анализ денежной системы нашей страны.
Исходя из целей работы, можно выделить следующие основные задачи
исследования:
- рассмотрение сущности денежной системы;
- изучение принципов организации денежной системы;
- обзор современного состояния денежной системы в России;
- изучение перспектив развития денежной системы в России.

Содержание

Введение
1. Понятие, типы и виды денежных систем.
2. Становление денежной системы России. Характеристика, принципы организации.
3. Государственное регулирование. Правовые основы денежной системы.
4. Особенности денежной системы России на современном этапе.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ДКБ - копия.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Следующим этапом стал кризис денежной системы России в конце 90-х годов. В это время  происходит расслоение населения России на сверхбогатых и граждан, живущих за гранью нищеты. В 1996 г. на долю 10% самых богатых уже пришлось 34% доходов (в 1995 г. лишь 3%), а доля 10% беднейших составила лишь 2,6%, 63% населения жило за чертой бедности.

Продолжалось  сокращение расходов на питание населения, что углубляет еще более ситуацию с недостаточным питанием малообеспеченных семей и детей, а в некоторых регионах можно уже говорить о наступлении настоящего голода. Люди жили буквально на одной картошке.

Продолжалось  сокращение инвестиционной активности. Вложения в основной капитал в 1995 г. уменьшились на 18%, идет активная эрозия основных фондов. Иностранные инвестиции направлялись в основном в портфельные инвестиции, то есть имели характер спекулятивных вложений.

В настоящее  время в цивилизованных странах  электронно-счетная денежная компонента стала превалирующей, в денежной массе доля наличных денег составляет уже от пятнадцати до пяти процентов. Исключением является Россия, в которой, по официальным данным Центробанка России, денежная база на конец 2000 года состояла на 90% из наличных денег. В полном согласии с законами развития денежных систем Россия подходит к денежной революции - переходу на однокомпонентные деньги путем упразднения первой наличной бумажной компоненты и перехода на чисто счетные, электронные деньги. Развивается кризис в области денег. Бумажное денежное обращение стало чрезвычайно дорогостоящим. Например, в России объем наличных денег на начало 1997 года составил 110 триллионов рублей - это около полумиллиона тонн бумаги. На производство такой денежной массы затрачивается порядка 15% от ее номинала, т.е. десятки триллионов рублей. Расходы на само наличное денежное обращение - охрана, работа на предприятиях торговли, бытового обслуживания и в банках обходится ежегодно в десятки триллионов рублей.

Операции с наличными деньгами являются сугубо двусторонними и поэтому практически неконтролируемыми государственными институтами. В операциях с электронными деньгами принимает участие не меньше трех сторон - в каждой такой операции обязательно участвует как минимум один банк.

Эти и многие другие факты свидетельствуют о  кризисе в области денег. И  выход может быть только один - переход  к однокомпонентной денежной системе, к счетно-электронным деньгам, которые  автоматически снимут накопившиеся проблемы. Электронизация денежной системы, образно говоря, есть встраивание компьютера в современные денежные отношения и денежные технологии. Создание электронной денежной системы означает построение денежной системы и денежных технологий согласно возможностям и потребностям электронных информационных технологий.

Принципы  организации денежной системы:

Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с  которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.

1)   Одним  из основных принципов организации  денежной системы является наличие  централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.

2)   Для  денежных систем характерно прогнозирование  и планирование денежного оборота.  Она должна быть гибкой и  соответствовать потребностям экономике:  при росте объемов товаров  и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.

3)   Денежная  эмиссия в современных условиях  носит кредитный характер, то  есть наличные и безналичные  деньги появляются в обороте  только в результате проведения  банками кредитных операций. Кредитный  характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.

4)   Центральный  банк подотчетен парламенту страны  и не подчиняется правительству.  Борьба с инфляцией является  одной из основных задач центрального  банка. Правительство, в силу  возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.

5)   Денежные  средства предоставляются правительству  только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки  правительства финансировать дефицит  федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

6)   Государство  обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.

7)   На территории  государства допускается функционирование  только национальной валюты. Население  может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

8)   Государством  осуществляется регламентация обеспеченности  денежных знаков, в частности  устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.

9)   Государством  устанавливается структура денежной  массы в обороте. С одной  стороны, это достигается через  установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой – через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

10)   Важным  принципом является обязательность  исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины  отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны  руководствоваться предприятия,  организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.

11)   Государством  определяется и порядок установления  курса национальной валюты по  отношению к иностранным валютам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государственное регулирование. Правовые основы денежной системы.

Правовые основы функционирования денежной системы  в России определены Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:

- официальной  денежной единицей в нашей  стране является рубль; 

- соотношение между рублем  и золотом Законом не установлено,  а курс рубля к иностранным  денежным единицам определяется  ЦБ РФ;

- исключительным правом  эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;

- видами денег,  имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;

- образцы банкнот  и монет утверждаются Банком  России;

- на территории  России функционируют наличные  деньги и безналичные деньги.

В целях организации  наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций. 3

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.

Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется путем  использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления  эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных  организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды  денежных билетов и монет –  это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения. В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.

Центробанк  РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2007 г. При  этом доля 5000-рублевых купюр равна 22%, 1000-рублевых – 54%, достоинством 500 рублей - 18,5%, 100 рублей – 4,5%, 50 и 10 рублей -1% .

ЦБ РФ проинформировал  об увеличении на 9,3% денежной массы  в России за первые шесть месяцев  текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств  составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).

Денежная система  любого государства является объектом правового регулирования.

Конституция Российской Федерации относит финансовое и  валютное регулирование, денежную эмиссию, федеральные банки к предметам ведения Российской Федерации. Следовательно, денежная система имеет конституционную основу, а нормы Конституции о ней являются одновременно нормами конституционного (государственного) права и нормами финансового права.

Нормы финансового  права детально фиксируют организацию денежной системы Российской Федерации. Кроме того, с помощью норм финансового права – о признаках платежеспособности денежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организации расчетов и т.п. обеспечивается ее нормальное функционирование.

Нормы гражданского права регулируют вопросы права  собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках  гражданско-правового характера.

Нормы административного  права устанавливают ответственность  за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения.

Наконец, нормы  уголовного права предусматривают  уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (ранее это, в основном, фальшивомонетничество – изготовление или сбыт поддельных денег – ст. 186 УК РФ). В УК РФ, вступившем в действие с 1 января 1997 г., впервые введена ответственность за «Злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии)» – ст. 185.4

Таким образом, к денежной системе имеют непосредственное отношение нормы многих отраслей права.

Комплекс финансово-правовых норм, специально посвященных денежной системе, содержится в Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме  того, отдельные нормы, относящиеся к денежной системе, содержатся в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Гражданском кодексе Российской Федерации и в некоторых других законодательных актах Российской Федерации.

Вопросы финансово-технического характера, обеспечивающие функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства.

Информация о работе Денежная система Российской Федерации