Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной сферы современной экономики, а также рассмотрение её особенностей в экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, изучение ее инструментов, видов, выявление особенностей реализации денежно-кредитной политики, рассмотрение особенностей кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь.
Основной источник информации, использованный мной в написании курсовой, - это “Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков”, автор Мишкин Ф. и еще несколько учебных пособий, для исследования денежно-кредитной политики Республики Беларусь я изучила ряд статей из источников периодического издания (Журналы “Банковские услуги”, “ Банкаўскі веснік ”, “Банковское обозрение ”)
Введение ………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, особенности, цели….6
2 Инструменты денежно-кредитной полтика и ее виды……………11
2.1 Инструменты административного регулирования денежно-кредитной политики …………………………………………………..12
2.2Рыночные (косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования…………………………………….13
2.3Виды монетарной политики………………………………………19
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республики Беларусь………………………………………………………………...26Заключение……………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………36
Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса и решение накопившихся структурных проблем. Нельзя реализовывать политику “дорогих” или “дешевых” денег в их классическом виде, т.к. политика “дорогих” денег предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий, которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Политика “дешевых” денег включает в себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без селекции их эффективности, поэтому политика “дешевых” денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов. Важнейшей угрозой при её реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика дешевых денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований.
Различные ориентиры
в стоимости денег для
В зависимости от выбора Центральным банком промежуточной цели выделяют гибкую, жесткую и эластичную денежно-кредитную политику.
Гибкая - это политика, при которой Центральный банк избирает фиксацию процентной ставки.
Первоначально спрос на деньги Мd1, реальные денежные остатки М1, денежный рынок находится в равновесной точке E1. Равновесная ставка процента – i1. Кривая предложения денег будет иметь вид горизонтальной прямой (Мs), т.к. Центральный банк стремится удержать процентную ставку на одном уровне, изменяя предложение денег. Допустим спрос на деньги возрос, по причине увеличения дохода населения. Это неизбежно приведет к повышению процентной ставки, но ведь центральный банк выбрал тактику фиксированной процентной ставки, поэтому ему придется увеличить предложение денег с М1 до М2, путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, а в отдельных случаях – снижая норму обязательного резервирования. Постоянное увеличение предложения денег в итоге может привести к инфляции, поэтому гибкая денежно-кредитная политика оправдана только в краткосрочном периоде.
Примечание – Источник: [3, с.144]
В долгосрочном
периоде лучше всего
Предложение денег установлено на уровне М1, отсюда кривая предложения денег будет иметь вид вертикальной прямой Мs. Равновесие денежного рынка изначально определялось точкой E1 при ставке процента i1. Рост спроса на деньги с Мd1 до Мd2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной ставки при неизменном предложении денег. Рост процентной ставки вызовет сокращение избыточных резервов и увеличение денежного мультипликатора, что обусловит рост предложения денег. Для того, чтобы предотвратить рост, Центральный банк вынужден продавать ценные бумаги на открытом рынке или корректировать уровень учетной ставки. Но и при проведении такого рода политики фиксация процентной ставки может привести к инфляции.
Примечание – Источник: [3, с.145]
Поэтому самый оптимальный вариант выбора вида монетарной политики – это эластичная денежно-кредитная политика. Центральный банк одновременно контролирует темпы роста денежной массы и следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах.
Кривая предложения денег Мs является наклонной. Рост спроса на деньги с Мd1 до Мd2 приводит к увеличению количества денег с М1 до М2 и повышению ставки процента с i1 до i2.
Примечание – Источник: [3, с.146]
Наклон кривой Мs влияет на изменение процентной ставки количества денег: чем круче кривая, тем более значительным будет изменение процентной ставки по сравнению с количеством денег – такая политика называется относительно жесткая, и если кривая Мs пологая, то рост спроса на деньги приведет к большему изменению их количества, чем процентной ставки – это относительно гибкая монетарная политика.
В результате
для осуществления денежно-
Монетарная
политика имеет довольно сложный
передаточный механизм. От качества работы
всех его звеньев зависит
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Самостоятельную денежно-кредитную политику Республики Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992г. были приняты законы “О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь”, “О Национальном банке Республики Беларусь”, которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодек Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.
В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992-1994гг., имела серьезные просчеты. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию.
С конца 1994г. Национальный банк начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. Осуществлялся переход от централизованного распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору, была повышена учетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. Вместе с тем проводимая политика “дорогих денег” имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижения эффективности экнономики, прежде всего экспортных отраслей.
С конца 1996г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. В результате только за 1997г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп её прироста практически характерно превышал установленные параметры.
В 1999г. политика “дешевых денег” обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовало тем самым экономическому росту. С 1996г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реального ВВП. Однако в Беларуси впервые в текущем 2009 году зарегистрирован спад ВВП – 0,5%.
Начиная с 2000г. и по настоящее
время Национальный банк проводит умеренно
жесткую денежно-кредитную
В 2001-2004гг. Национальный банк продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175% в феврале 2000г. до 17% на начало 2005г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. [3, с. 152]
Начиная с 2004г. контрольным
показателем монетарной политики стал
официальный обменный курс белорусского
рубля по отношению к российскому,
что было обусловлено в первую
очередь усилением интеграционн
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране.
Стратегической целью денежно-кредитной политики в 2006-2010 годах остается обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, её содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций с сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная политика по плану должна быть направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики.
Предусматривается обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, как одной из мер поддержания экономической стабильности и снижения уровня инфляции.
Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка должны быть покупка иностранной валюты, операции рефинансирования банков на рыночных принципах. В инструментах рефинансирования банков предпочтение отдается операциям Национального банка на аукционной основе. [7,с.49] Уровень инфляции по предварительным показателям в 2006-2010 годах не должен был превысить 5%, однако не сегодняшний день он составляет 10,5%.
Государственная политика
по развитию банковской системы в
основе своей будет направлена на
обеспечение стабильного
Продолжится процесс
взаимовыгодного сближения
Денежно-кредитная политика Союзного государства до объединения денежных систем находится в компетенции Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Беларусь. Для координации своих действий в области подходов к унификации денежно-кредитной политики в 1999г. подписано Соглашение между Национальным банком Беларуси и Банком России о создании Межбанковского валютного совета, определен его статус, персональный состав из руководства двух банков, очередность заседаний, план работы по переходу к единой денежной единице.
В 2001г. подписано Соглашение между Национальным банком Беларуси и Банком России о переходе к общим нормам обязательных резервных требований и единым ставкам рефинансирования. В соответствии с этим Соглашением Центробанком России и Нацбанком Беларуси ведется ежемесячный мониторинг уровня депонированных обязательных резервов к привлеченным средствам кредитных организаций.
4 июня 2002г. главами
правительств и центральных
В целях решений вопросов,
связанных с введенирем единой валюты
и формированием единого эмисси
Информация о работе Денежно-кредитная политика цели, инструменты, эффективность