Денежно-кредитная политика цели, инструменты, эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение денежно-кредитной сферы современной экономики, а также рассмотрение её особенностей в экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, изучение ее инструментов, видов, выявление особенностей реализации денежно-кредитной политики, рассмотрение особенностей кредитно-денежной сферы в экономике Республики Беларусь.
Основной источник информации, использованный мной в написании курсовой, - это “Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков”, автор Мишкин Ф. и еще несколько учебных пособий, для исследования денежно-кредитной политики Республики Беларусь я изучила ряд статей из источников периодического издания (Журналы “Банковские услуги”, “ Банкаўскі веснік ”, “Банковское обозрение ”)

Содержание

Введение ………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика: ее сущность, особенности, цели….6
2 Инструменты денежно-кредитной полтика и ее виды……………11
2.1 Инструменты административного регулирования денежно-кредитной политики …………………………………………………..12
2.2Рыночные (косвенные) инструменты денежно-кредитного регулирования…………………………………….13
2.3Виды монетарной политики………………………………………19
3. Особенности денежно-кредитной политики в Республики Беларусь………………………………………………………………...26Заключение……………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_0.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

 Но не было достигнуто  согласие о едином Эмиссионном  центра, порядке и объемах осуществления  рублевой эмиссии, государственных органах, отвечающих за проведение денежно-кредитной политики Союзного государства.

Денежно-кредитная политика проводимая Национальным банком в 2008г. отличалась неоднородностью – в  течении трех кварталов она имела  экспансионистский характер, а в IV квартале, когда экономика начала ощущать негативное воздействие мирового финансового кризиса, произошел переход к жесткому её варианту.[9, с. 20]

Показатели прироста рублевой денежной массы М2 и широкой  денежной массы М3 (рост на 26,3%) оказались  существенно ниже их прогнозных значений, предусмотренных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008г. (ОНДКП – 2008) в размере 34-38% и 33-37% соответственно.

Уменьшение спроса на деньги в октябре и ноябре 2008г. обусловлено снижением объемов  реализации товаров, работ и услуг на внутреннем и внешнем рынках, ростом запасов торговой продукции в промышленных организациях, а так же замедлением роста банковских кредитов субъектам хозяйствования и населению. В реальном выражении объем рублевой денежной массы увеличился к уровню начала года на 11,3%.

Доля наличных денег  в обороте и ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), снизилась на 1,1п.п. (до 21,5%) и на 1,8п.п. Удельный вес валютной составляющей увеличился на 1,7 п.п., составив на конец года 33%, что явилось следствием опережающего роста депозитов в иностранной валюте в рублевом эквиваленте по сравнению с рублевыми депозитами, сложившегося в связи с девальвацией белорусского рубля к иностранным валютам в последние месяцы отчетного года с усилением инфляционных и девальвационных ожиданий.

Реальная ставка рефинансирования Национального банка в течении  года находилась в зоне отрицательных  значений, и по итогам года её номинальный  уровень составил 12% годовых (повышение  на 1п.п. было осуществлено с 17 декабря 2008г.). Сейчас ставка рефинансирования составляет 14%.

Во второй половине 2008г.  в условиях мирового финансового  кризиса значительно увеличились  амплитуды взаимных колебаний мировых  валют. Ослабление курса по отношению  к доллару США и привязанному к нему в 2008г. белорусскому рублю в странах – основных торговых партнерах Республики Беларусь, наряду с другими последствиями мирового экономического кризиса, оказало негативное воздействие на конкурентно способность белорусской продукции. В сложившихся условиях Национальному банку Республики Беларусь необходимо было отказаться от привязки белорусского рубля к доллару США и еще в сентябре-октябре 2008г. перейти к механизму привязки белорусского рубля к корзине валют. В её состав включены доллар США, евро и российский рубль с равными долями этих валют в корзине.

По итогам выполнения основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь за первое полугодие 2009г., как сообщил заместитель  Председателя Правления Национального  банка В.Я. Сенько,  валовой внутренний продукт относительно того же периода прошлого года составил 100,3%, в то время как прогнозные показатели на 2009г. были 110-112%.

Замедление экономического роста обусловлено, прежде всего, падением внешнего спроса на продукцию белорусских предприятий (экспорт снизился на 45,5% при снижении импорта на 32,8%). Отрицательное сальдо внешней торговли превысила прогнозное значение в 1,7 раз. За январь – май 2009г. от экспорта товаров и услуг в республику поступило 8,5 млрд. долларов США валютной выручки, это почти в 1,77 раза меньше, чем за тот же период прошлого года. В результате на внутреннем рынке сложилось устойчивое превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением. 

Несмотря на существующие неблагоприятные внешнеторговые условия, Республика Беларусь в первом полугодии 2009г. сохранила в основном положительную динамику социально-экономического развития: продукция сельского хозяйства возросла на 6,6%, инвестиции в основной капитал увеличились на 17,6% .

Для поддержания ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта, обеспечения финансовой стабильности и формирования условий для долгосрочного экономического роста была разработана курсовая политика. В итоге индекс реального эффективного белорусского рубля, характеризующий общее соотношение внутренних и внешних цен, в мае 2009г. по сравнению с декабрем 2008г. снизился на 13,44%, что повысило ценовую конкурентоспособность белорусской продукции по сравнению с иностранными аналогами.

Положительное влияние  на экономику нашей страны оказали поступления двух траншей кредита Международного валютного фонда: первый – в размере 188 млн.  долл. США и второго (2 июля текущего года) – в размере 679 млн. долл. США; плюс поддержка России – кредит на 500 млн. долл. США.

Расширилось льготное кредитование банками жилищного строительства. За полугодие банки выдали льготных кредитов физическим лицам и сельскохозяйственным организациям почти на 2 трлн. руб., что в 1,7 раза превышает объем выдачи льготных кредитов на цели жилищного строительства за тот же период прошлого года. Наряду с льготным кредитованием населения банковская система активно осуществляет выдачу кредитов физическим лицам на строительство и приобретение жилья на общих основаниях (на 1 июля 2009г. задолженность физических лиц составила 2,4 трлн. руб., что в 1,6 раза больше чем, на сопоставимую дату прошлого года).

В целях повышения  привлекательности рублевых депозитов  были приняты меры по снижению процентных ставок по депозитам в иностранной  валюте. Процентная ставка по новым  срочным депозитам в свободно конвертируемой валюте (СКВ) в июне 2009г. по сравнению с январем 2009г. снизилась на два процентных пункта и составила 8,5% годовых. На денежном рынке наблюдался дефицит ликвидности, причина – продажа иностранной валюты Национальным банком в целях поддержания курса белорусского рубля и обеспечения потребностей предприятия реального сектора экономики в валютных средствах.

В течение полугодия  Национальным банком проводилась работа по совершенствованию методологии  и снижению нормативов обязательного резервирования.

Достижение целей денежно-кредитной  политики в значительной степени  обеспечено в результате эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Как и предполагалось, в результате инфляции увеличилась  широкая денежная масса и на 1 июля 2009г. составила 33,19 трлн. руб., что на 2,33 трлн. руб. больше, чем на начало года.

В первом полугодии 2009г. осуществлялось активное международное  сотрудничеств, направленное на разработку и реализацию соответствующих мер по минимизации негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Национальный банк совместно с Банком Росси и другими заинтересованными принимал активное участие в подготовке плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, проведению согласованной курсовой и денежно-кредитной политики. Выше названный документ был принят 30 января 2009г. на заседании Совета Союзного государства. 

Подводя итоги денежно-кредитного развития в Республике Беларусь, хочется отметить, что наша страна за всю историю своего существования реализовывала различные типы монетарной политики, пользуясь различными инструментами для достижения стабильности в экономике: в 1994 году – это была жесткая денежно-кредитная политика, в 1999 году Национальный банк был вынужден проводить политику “дешевых” денег, чтобы стимулировать деловую активность. На сегодняшний день в Беларуси проводится умеренно жесткая денежно-кредитная политика, хотя в условиях кризиса, по-моему мнению, нужна жесткая политика, т.к. для снижения темпа инфляции необходимо зафиксировать предложение денег на одном уровне и поддерживать его таковым за счет изменения процентной ставки.

Важнейшей задачей в III квартале 2009г. остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния мирового финансового кризиса на экономику и финансово-кредитную систему Республики Беларусь, обеспечение устойчивости  белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом. Обязательно нужно достигнуть положительного внешнеторгового сальдо, пополнить золотовалютные резервы страны, поддержать курс белорусского рубля  в пределах установленного коридора +/-10%, что позволит сохранить благоприятные условия проведения внешнеторговых операций и снизить девальвационно-инфляционные ожидания со стороны населения и субъектов хозяйствования. Планирование Национальным банком улучшения  роста ресурсного потенциала банков поспособствует формированию сбережений в национальной валюте. При такой постановке цели ставка рефинансирования должна изменяться в зависимости от складывающихся макроэкономических условий, состояния валютного рынка и динамики инфляции.

Реализовывая указанные  меры, денежно-кредитная политика призвана поддержать работу реального сектора экономики и банковского сектора в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

 

 

Заключение

В узком смысле денежно-кредитная (монетарная) политика – комплекс мероприятий  регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении.

Полное определение: комплекс взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию  денежного рынка, который осуществляет государство через свой Центральный  банк.

 Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.       

Для достижения этой задачи необходимо соблюдение некоторых правил, принципов организации денежно-кредитного регулирования, которые делают систему устойчивой, эластичной и экономичной. По-моему мнению, это:

  1. Принцип независимости Центрального банка от исполнительной власти в плане институциональной, материальной и личной независимости. Ведь нередко цели Центробанка и правительства приходят в противоречие, поскольку социальная цена жесткой антиинфляционной денежно-кредитной политики оказывается высокой и выражается в росте социальной напряженности. Например, бюджетный дефицит и проблемы сборов налогов могут привести к взаимным неплатежам предприятий, а те, в свою очередь, к социальной напряженности в обществе, вероятность воздействия на центральный банк со стороны правительства с целью заставить его решить финансовые проблемы путем денежной эмиссии во имя «общественного согласия» остается очень высокой.
  2. Принцип прозрачности денежно-кредитной политики для субъектов рынка. Очень важно, чтобы общество было информировано через средства массовой информации, через публикации, отчеты о целях, инструментах монетарной политики. Это позволит избежать слухов и непредвиденного поведения субъектов, что будет содействовать поддержанию курса на стабилизацию экономики.

3.) Принцип, по которому  Центральный банк выполняет все  свои официально принятые обязательства:  контроль только тех показателей, которые реально находятся в его компетенции; выполнение запланированных показателей; принятие целевых показателей с учетом возможных прогнозируемых отклонений.

4.) Принцип централизованного  управления системой денежно-кредитного  регулирования подразумевает, что все субъекты на данной территории руководствуются единой монетарной политикой, и деятельность всей системы управляется из единого центра – Центрального банка.

Денежно-кредитная политика является гибкой. Контролируя промежуточные  и тактические цели, Центральный банк имеет возможность быстро определить правильность выбранного направления регулирования, корректировать проводимую политику, не дожидаясь ее окончательных результатов.

Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный Банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а посредством его - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

По словам  Заместителя Министра Экономики А. Тура существует три ключевых элемента антикризисного плана. В первую очередь, это денежно-кредитная политика и бюджетно-налоговая политика, где принимаются меры по стабилизации курса белорусского рубля и ужесточению политики расходов государственного бюджета. Также предусматривается определенное снижение налоговой нагрузки, чтобы раскрыть возможности субъектов хозяйствования. Последний ключевой элемент – это план по либерализации экономической деятельности субъектов хозяйствования, который реализуется с конца 2008 года. Надо создать всесторонне благоприятный климат для того, чтобы субъекты хозяйствования, которые хотят начать работу, имели возможность зарегистрироваться, вложить средства и осуществить свои инвестиционные проекты, создать рабочие места.

Я полностью  согласна с данным высказыванием, чем  лучше условия хозяйствования, тем  легче проводить денежно-кредитную  политику. Ведь дополнительное инвестирование только улучшает экономическую ситуацию в стране.

 

   

 

Список использованной литературы

  1. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов/ Ф. Мишкин. – Москва:  Аспект Пресс, 1999г. - С. 447-546
  2. Деньги, кредиты, банки: учебник / Под ред. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – С. 360-375.
  3. Микроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2007. – С. 127-157
  4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь № 22 “О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты) ” текст по состоянию на 4 ноября 2008г. – Минск, 2008. – 1.7 п.
  5. Благушин Д.С. Проблемные аспекты системы рефинансирования коммерческих банков в условиях финансового кризиса / Д.С. Благушин // Банковские услуги. – 2009г. - № 7. - С. 5-12
  6. Политика “дорогих” и  “дешевых” денег// Банковское обозрение. – 2009. - № 4/6. – C. 40-45
  7. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг.// Совет Министров Республики Беларусь. – Минск: Беларусь, 2006г. – C. 49-51
  8. Шелег Н.С. Основные результаты деятельности органов союзного государства в 2002 году и российско-белорусские международные договора и соглашения по вопросам интеграции (1992-2002гг.)/ Н.С. Шелег, Р.К. Тукаев, Ю.М. Дубинский // Пост. Комитет Союзного государства
  9. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2008 году// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. - № 2. – С. 20-24
  10. Сенько В.Я. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2009г. и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации/ В.Я. Сенько // Банкаўскі веснік. – 2009. – № 22. – С. 5-10
  11. Щербин М.А. Обзор финансовых рынков за июнь 2009г. / М.А. Щербин // Планово-экономический отдел. – 2009. - № 7(73). – С. 9-14
  12. Щербин М.А. Обзор финансовых рынков за июль 2009г. / М.А. Щербин//Планово-экономический отдел. – 2009. - № 8(74). – С. 9-14
  13. Щербин М.А. Обзор финансовых рынков за сентябрь 2009г./М.А. Щербин//Планово-экономический отдел. – 2009. - № 10(76). – С. 9-14
  14. Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире: денежно-кредитная политика при переходе к рынку: материалы международной научно-технической конф.,  Минск, 29-30 января 2002г. / Зеленкевич М.Л.//. – С. 207-210
  15. Тур А. Либерализация экономики повысит устойчивость Беларуси к влиянию мирового кризиса / А. Тур // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. - № 8. – 13 с.  

Информация о работе Денежно-кредитная политика цели, инструменты, эффективность