Денежный оборот: структура и основы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретический анализ, описать денежный оборот и его структуру.
Для достижения указанной цели поставлено решение следующего ряда задач:
исследовать типы и процессы выпуска денег в оборот и изъятия из оборота;
проанализировать взаимосвязь платежного, денежно-платежного оборота и денежного обращения;
рассмотреть понятие, сущность и структуру денежного оборота.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность денежного оборота 5
1.1. Сущность денежного оборота и его структура 5
1.2. Взаимосвязь платежного, денежно-платежного оборота и денежного обращения 8
1.3. Закон денежного обращения. 13
Глава 2. Организация и развитие денежного оборота в России в современных условиях 19
2.1. Организация денежного оборота в России 19
2.2. Развитие денежного обращения в России 28
Глава 3. Методы регулирования денежного оборота и проблемы их совершенствования 33
3.1. Методы и инструменты регулирования денежного оборота 33
3.2. Проблемы денежного обращения и его регулирование 43
Заключение - 48 -
Список литературы - 51 -

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.ДКБ.docx

— 205.32 Кб (Скачать файл)

Косвенные (экономические) инструменты  предполагают воздействие центрального банка на поведение банков через  использование экономических интересов, т.е. изменяя объем денежной базы (резервных денег) или проценты по рефинансированию, центральный банк изменяет спрос на кредит и величину его мультипликации в экономике. Важным фактором эффективности косвенных инструментов является формирование денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций в экономике, что предполагает: достижение относительно стабильного экономического развития; формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики; создание универсальной, стабильной, устойчивой инфраструктуры финансового рынка.

В зависимости от объема воздействия  на денежный рынок выделяются общие (воздействуют на систему в целом) и селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок) методы (инструменты) регулирования денежного оборота.

Характер используемых методов  также можно выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. Основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляции.

Основными в системе методов  регулирования денежного оборота  являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования.

В развитых странах основная ответственность за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования. В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.

Однако в условиях переходной экономики это зачастую может  решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.

Денежные реформы –  это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин.

Денежные реформы предполагают частичное или полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводимых мер антиинфляционного регулирования.

Существуют следующие  наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:

- нуллификация, которая предполагает  официальную замену старых обесценивающихся  денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве;

- ревальвация (реставрация), которая предполагает восстановление  стоимостного содержания денежной единицы, или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;

- девальвация, напротив, предполагает  снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в условиях размена бумажных денег на золото – уменьшение их металлического содержания);

- деноминация (изменение масштаба цен) – это увеличение нарицательной стоимости национальных денег (без изменения их наименования) путем «зачеркивания нулей». Старые деньги в этом случае обмениваются на новые без ограничения (в отличие от нуллификации) с одновременным пересчетом всех денежных агрегатов и прочих стоимостных показателей.

Все методы проведения денежных реформ в том или ином виде предполагают изъятие из каналов денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики (т.е. достижение товарно-денежной сбалансированности экономики). Однако вне системы комплексного антиинфляционного регулирования экономики денежные реформы как метод регулирования денежного оборота могут дать положительный эффект только на краткосрочный период. Кроме того, существенным фактором, определяющим успех (неуспех) денежной реформы, является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе.

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования  зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны. К методам регулирования денежного обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных «потолков».

Последние два метода по воздействию  на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами).

Кредитные «потолки» представляют собой верхние пределы общей  суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставляет возможность для финансирования приоритетных секторов (производств) экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки процента.

Инвестиционные требования и кредитные «потолки» представляют собой административное вмешательство  в регулирование денежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную ответную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает снижение значимости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком денежного обращения.

В большинстве современных  государств используется такой метод  денежно-кредитного регулирования (метод  регулирования депозитной части  денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение. Цель политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточения тем самым контроля за их ликвидностью.

Важным методом регулирования  денежного обращения является учетная (процентная) политика центрального банка, относящаяся также к прямым методам  регулирования. Это обусловлено  тем, что в отличие от резервных  требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение.

Суть операций на открытом рынке состоит в купле-продаже  центральным банком ценных бумаг, в основном обязательств казначейства, облигаций банков и промышленных фирм, а также коммерческих векселей, учитываемых центральным банком. Предпосылкой роста значимости операций на открытом рынке является их близость традиционным методам регулирования. Обратная операция по покупке с последующей перепродажей ценных бумаг мало чем отличается от кредитов под залог ценных бумаг.

Основным условием функционирования политики открытого рынка является наличие в государстве рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых позволяют центральному банку воздействовать на денежно-кредитный рынок и потенциальные возможности коммерческих банков в представлении кредитов заемщикам. В настоящее время объектом сделок на открытом рынке выступают преимущественно государственные ценные бумаги. При продаже ценных бумаг поглощается свободный капитал денежно-кредитного рынка, сокращается кредитоспособность банков и создается возможность кредитной рестрикции, а при покупке ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов, расширяются кредитные возможности коммерческих банков и возникают благоприятные условия для кредитной экспансии.

При незначительных абсолютных и относительных масштабах операций на открытом рынке, они оказывают  прежде всего качественное, нежели количественное воздействие на ликвидность банковской системы. Однако по мере развития и совершенствования данного метода денежно-кредитного регулирования появляется возможность перехода от воздействия на структурные характеристики к воздействию на количественные параметры денежного рынка. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является их способность относительно быстро реагировать на краткосрочные тенденции развития рынка, а также оказывать стабилизирующее влияние на состояние денежного обращения и экономику в целом.

Для плановой административно-командной  экономики в целом характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию.

В большинстве стран в  целях управления и регулирования  банковских операций центральный банк ориентируется в основном на использование  экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

Различают два основных типа денежно-кредитной  политики, каждый из которых характеризуется  определенными целями и набором  инструментов регулирования.

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной  рестрикции). Она направлена на ужесточение  условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Регулирование количества денег  в обороте (объема денежной массы, в  узком смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя  включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.

Центральный банк выбирает тот или  иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Таким образом, методы и инструменты  денежно-кредитного регулирования являются также одним из важнейших элементов системы денежно-кредитного регулирования, поскольку именно их использование позволяет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства.

 

 

 

3.2. Проблемы денежного обращения и его регулирование

Информация о работе Денежный оборот: структура и основы организации