Денежный рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Денежный рынок – часть финансового рынка (рынка ссудных капиталов), на котором осуществляются в основном краткосрочные (сроком от 1 дня до 1 года) депозитно-ссудные операции. С помощью денежного рынка обеспечивается движение оборотного капитала предприятий, формируются краткосрочные ресурсы банков, осуществляются вклады и получаются краткосрочные кредиты государством, учреждениями и частными лицами

Содержание

Введение 3
1.Денежный рынок РФ 4
2. Валютная интеграция Беларуси и России 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

денежный рынок.docx

— 221.84 Кб (Скачать файл)

Дисконты по акциям в соотношении с кризисным падением их стоимости находились на меньших уровнях: в кризис 2008 года дневное падение акций в зависимости от степени их ликвидности составляло 10-20%, а средний дисконт по акциям на рынке междилерского РЕПО составляет 12-14%.

Среди наиболее распространенного обеспечения на рынке междилерского РЕПО в I квартале 2013 г. лишь у облигаций ВТБ дисконты принимали достаточно низкие значения. Это было связано с проведением одной крупной сделки нерыночного характера с использованием облигаций ВТБ в качестве обеспечения. 

Основной объем операций на денежном рынке осуществляется на внебиржевом сегменте.

Междилерское РЕПО практически полностью сосредоточено на Московской бирже, где заключаются более 94% сделок этого рынка. Внутри биржи основной объем операций междилерского РЕПО проводится в секторе «Основной рынок», на указанные операции приходится около 99% от объема всех сделок биржевого междилерского РЕПО.

РЕПО с центральным контрагентом на Московской бирже менее развито, на данный сегмент приходится чуть более 1% от объема операций. Однако в целом на денежном рынке операции с участием центрального контрагента составляют существенную долю – чуть менее четверти операций проходят при участии центрального контрагента (основной вклад в приведенные цифры вносят операции на рынке СВОП).

Ситуация на денежном рынке в I квартале 2013 г. формировалась в условиях близкого к нейтральному совокупного влияния автономных факторов на уровень ликвидности  банковского сектора. Определяющее воздействие на ситуацию с ликвидностью в рассматриваемом периоде оказывали значительные потоки бюджетных средств и  изменение наличных денег в обращении, традиционно приходящиеся на начало календарного года.

Основным источником изъятия ликвидности в I квартале 2013 г. выступал бюджетный канал, посредством которого было абсорбировано 679,9 млрд. рублей, из них 502,8 млрд. рублей – за счет превышения доходов расширенного правительства над его расходами (в I квартале 2012 г. – 1322,6 и 728,1 млрд. рублей соответственно). Дополнительным фактором изъятия ликвидности в рассматриваемый период выступали значительные объемы погашения депозитов Федерального казначейства, что в условиях сокращения объемов и сроков размещения привело к оттоку средств из банковского сектора в размере 353,8 млрд. рублей (в I квартале 2012 г. – 527,8 млрд. рублей).

Спрос кредитных организаций на аукционах по размещению ОФЗ Минфином России оставался весьма умеренным, что в сочетании со значительным объемом погашения внутреннего государственного долга обусловило увеличение ликвидности банковского сектора на сумму 176,8 млрд. рублей (в I квартале 2012 г. за счет действия данного фактора изъятие ликвидности из банковского сектора составило 66,7 млрд. рублей).

Отток бюджетных средств из банковского сектора в рассматриваемом периоде был в значительной степени компенсирован снижением спроса на наличные деньги. Наиболее существенное изменение объема наличных денег в обращении имело место в январе в результате действия сезонных факторов. В целом за I квартал снижение объема наличных денег в обращении привело к увеличению ликвидности банковского сектора в размере 595,8 млрд. рублей.

Основным механизмом рефинансирования кредитных организаций по-прежнему были операции РЕПО с Банком России. При этом в структуре задолженности по указанным операциям произошли значительные изменения: средний объем однодневных операций на аукционной основе снизился до 97,2 млрд. рублей по сравнению с 330,6 млрд. рублей в IV квартале 2012 г. при сохранении задолженности на срок 1 неделя на уровне в 1,1 трлн. рублей.

В условиях снижения структурного дефицита ликвидности в I квартале 2013 г. также происходило сокращение задолженности по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами кредитных организаций, средний уровень которой в I квартале снизился по сравнению с предыдущим периодом на 247,8 млрд. рублей и составил 464,3 млрд. рублей.

Валютная интеграция Беларуси и России

 

Существуют различные взгляды на проблему валютной интеграции Беларуси и России. Вместе с тем их сближает общее мнение, что эти действия должны быть продуманными, экономически и политически выверенными, осуществляться на основе равноправия и взаимной выгоды.

Современная теория и международная практика региональной экономической интеграции показывают, что валютная интеграция является завершающим этапом на пути создания общего экономического пространства и экономического союза государств. Необходимыми условиями валютной интеграции являются устоявшиеся рыночные отношения в государствах, их тесная экономическая взаимозависимость, высокая степень сближения основных макроэкономических показателей, схожесть механизмов формирования внутренних цен, налогов, заработной платы, стабильная национальная валюта, политическая воля руководства стран, общественная поддержка интеграционным процессам.

Взаимозависимость экономик, предприятий и организаций Беларуси и России достаточно велика. Например, в 2012 г. на Россию приходилось 50,1% общего объема экспорта и 65,1% импорта Беларуси. Вместе с тем эти связи сейчас подвергаются проверке, как в ходе экономических реформ, так и в процессе интеграции государств в мировое хозяйство. Между участниками Договора о создании Союзного государства сохраняются значительные различия в степени рыночного реформирования экономики, подходах к государственному регулированию процессов приватизации, ценовой политики, отношении к малому и среднему бизнесу, естественным монополиям и др. В Беларуси в значительной мере сохраняется государственное директивно-административное регулирование экономики, монетарное финансирование дефицита государственного бюджета. Беларусь и Россия имеют различные налоговое законодательство (перечни взимаемых налогов и сборов, ставки, порядок и сроки их уплаты), системы социального обеспечения и др.

Большинство задач, предусмотренных Программой по реализации Договора о создании Союзного государства, позволяющих сформировать единое экономическое пространство, не выполнено. Продолжаются гармонизация и унификация гражданского законодательства, регулирующего имущественные и товарные отношения, унификация законодательства в социально-трудовой сфере. Отсутствуют общий рынок ценных бумаг, единая торговая и таможенная политика, единая политика в области ценообразования. 

Валютная интеграция является завершающим этапом формирования общего (единого) экономического пространства государств экономической группировки, когда устранены все барьеры для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, созданы равные условия для субъектов хозяйствования, реально действует Таможенный союз, предполагающий унификацию единой таможенно-тарифной политики по отношению к товарам из других стран, достигнуто сближение важнейших макроэкономических показателей, проведена унификация бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной и валютной политики. Поэтому объединение денежных систем Беларуси и России должно проводиться не в угоду политической конъюнктуре к заранее установленному сроку, а как следствие экономической необходимости дальнейшего развития процессов экономической интеграции государств.

В Союзном государстве Беларуси и России не создана Зона свободной торговли без изъятий и ограничений, не завершено формирование Таможенного союза государств и Общего (Единого) экономического пространства. Не обеспечены равные условия деятельности для хозяйствующих субъектов двух государств. Во взаимной торговле не урегулированы вопросы порядка взимания косвенных налогов (продолжает действовать принцип "страны происхождения", а не общепринятый в мировой практике принцип "страны назначения" товара). По оценкам белорусских специалистов, ежегодные потери Беларуси из-за этого составляют, 150—200 млн дол. США (в 2010 г. эти потери составили 185 млн дол. США, в 2011 г. — 147, в 2012 г. — 170 млн дол. США). Сохраняется практика ограничительных мер (квотирования, лицензирования и т. п.) на ряд товаров (пиво, алкогольные напитки, автомобили и др.). Не согласованы десятки позиций по таможенным тарифам.

Работа над проектом Соглашения об использовании российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь была весьма не простой. Например, Беларусь и Россия имели различные концептуальные подходы к срокам и порядку формирования и управления Единым эмиссионным центром двух государств. Белорусская сторона, основываясь на общих принципах экономической интеграции, содержащихся в Договоре о создании Союзного государства (равноправие участников и сохранение их государственного суверенитета), предлагала взаимоувязать решение вопросов по срокам введения единой денежной единицы — российского рубля и формирования Единого эмиссионного центра Союзного государства. Одновременно с использованием российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь предлагалось создать Единый эмиссионный центр Союзного государства, состоящий из равноправных центральных (национальных) банков двух стран. Высшим органом управления Единого эмиссионного центра должен был стать Межбанковский валютный совет, формируемый на паритетной основе и подотчетный Высшему Государственному Совету Союзного государства. Межбанковскому валютному совету предлагалось делегировать полномочия определения ориентиров предельного уровня инфляции, денежной эмиссии и валютного курса. Эмиссия единой денежной единицы (вначале российского рубля) должна была осуществляться центральными (национальными) банками двух стран под контролем Межбанковского валютного совета, лимиты денежной эмиссии — устанавливаться Межбанковским валютным советом пропорционально масштабам экономик двух стран (доле в общем объеме ВВП). 

Такой подход, по мнению белорусской стороны, позволял учитывать интересы Беларуси, а в перспективе предоставлял возможности присоединения к создаваемому Валютному союзу других государств Содружества.

Россия, вступая в Валютный союз, с учетом объективной асимметричности сторон считала необходимым сохранить полное управление российским рублем за Центральным банком своей страны. По мнению российской стороны, эмиссию российского рубля в переходный период до введения другой единой валюты должен осуществлять только Центральный банк России. Вопрос создания Единого эмиссионного центра можно рассмотреть в 2010 г. при условии необходимости введения другой единой валюты. Для учета интересов Беларуси ей предлагалось иметь: 
 
— право быть информированной по всем аспектам деятельности Центробанка России, входящим в сферу компетенции Валютного союза;

— право накладывать вето на те решения Центробанка России, которые противоречат ее жизненно важным интересам;

— право выхода из Валютного союза, если участие в нем станет нецелесообразным.

 

Стороны достигли компромисса, решив, что Национальный банк Республики Беларусь будет иметь право эмитировать российские рубли, но в объемах, строго контролируемых Центральным банком России. Предельный уровень эмиссии для Национального банка Республики Беларусь будет устанавливаться ежеквартально, исходя из обменных курсов и параметров инфляции в обеих странах. Он будет определяться как объем эмиссии в России, уменьшенный пропорционально соотношению страновых ВВП. Кроме того, Россия взяла на себя обязательства в случае ухудшения платежного баланса Беларуси и нехватки платежных средств на счетах Национального банка страны открыть ему кредитную линию на сумму до 20 млрд руб. В совет директоров Центробанка России будут введены два представителя Национального банка Беларуси. Все это не требует внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, а изменения законодательства для нее будут минимальными. 

Последствия такой валютной интеграции для Беларуси будут совершенно иного масштаба. Необходимо будет вносить существенные изменения в Основной закон государства, значительно ущемляющие его суверенитет. Беларусь теряет независимость в выборе и проведении самостоятельной денежно-кредитной политики, значительно уменьшает свои возможности государственного регулирования экономики. Национальный банк Республики Беларусь не сможет воздействовать на денежно-кредитную политику Союзного (и своего) государства и фактически превратится в территориальное подразделение Центробанка Российской Федерации. 

В перспективе Национальный банк Республики Беларусь теряет такие инструменты денежно-кредитной политики, как самостоятельное осуществление денежной эмиссии и регулирование процентных ставок, управление валютным курсом, обеспечение стабильности и надежности банковской системы страны, оперативное управление и обслуживание внешнего долга. Все это может оказывать существенное влияние на темпы экономического роста, ценовую конкурентоспособность белорусских товаров и услуг, состояние платежного баланса и др. Иначе говоря, изъятие из суверенитета республики права проводить собственную денежно-кредитную политику существенно ограничивает возможности реализации собственной экономической политики.

Основной прямой выгодой от создания валютного союза и введения единой валюты является сокращение трансакционных издержек и уменьшение валютных рисков. Увеличение масштаба денежно-кредитного обращения также повышает эффективность единой валюты как меры стоимости и средства обращения. Введение единой валюты способствует мобилизации и более эффективному распределению ресурсов, качественной перестройке работы кредитных институтов. При этом выгоды валютного союза прямо пропорциональны степени экономической взаимозависимости объединяющихся стран.

Введение единой валюты прямо не решает основных проблем структурного и рыночного реформирования экономики Беларуси, привлечения инвестиций, технико-технологической модернизации производств, уменьшения количества убыточных предприятий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Введение единой валюты также не добавляет денег в кошельки большинства простых граждан.

Вместе с тем валютный "аншлюс" приведет, по существу, к серьезным изменениям во многих областях белорусской экономики, и не только в ней. Использование российского рубля в качестве единственного законного платежного средства на территории Беларуси с начала 2011 г. будет стимулировать проведение рыночных реформ в белорусской экономике, демократизации общественных отношений. Можно ожидать более низких темпов инфляции, удешевления кредитов. Беларусь, в связи с ограничением самостоятельности и утратой многих инструментов в сфере денежно-кредитного регулирования экономики, не будет иметь прежних возможностей финансирования за счет кредитной эмиссии государственных программ в области жилищного строительства, сельского хозяйства. Переход на более крепкую и стабильную валюту будет побуждать белорусские предприятия к повышению эффективности производства и конкурентоспособности их товаров. Вместе с тем в начальный период велика вероятность увеличения количества убыточных предприятий, уровня реальной безработицы, социальной напряженности в обществе. Юридическим и физическим лицам Республики Беларусь можно рассчитывать на снижение налоговой нагрузки, уменьшение препон во взаимной торговле. Российскому же бизнесу не стоит рассчитывать на большую свободу в сфере приватизации белорусских предприятий при отсутствии значительных долгов перед Россией.

Информация о работе Денежный рынок