Деятельность Центрального банка в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты функционирования ЦБ РФ как главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступающего органом экономического управления.
В соответствии с поставленной целью задачи работы предполагают:
Изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру;
Характеристика Банка России как главного банка первого уровня, регулирующего банковскую деятельность;
Обзор банковских операций, совершаемых Банком России в соответствии с его правовым положением;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Банковская система РФ, её сущность, функции и структура 5
1.1 Понятие банковской системы 5
1.2 Структура банковской системы 7
1.3 Функции Центрального Банка и его инструменты 9
Глава 2. Деятельность Центрального банка в системе государственного управления 12
2.1. Денежно кредитная политика ЦБ РФ 12
2.2 Банковский надзор ЦБ РФ 20
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Банковская система в Российской Федерации. Роль и значение Центрального банка как органа государственного управления.docx

— 118.09 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные выше направления преследуют основную цель регулирования деятельности банка — это поддержание его финансовой устойчивости, которая лежит в основе функционирования его финансового менеджмента и является одной из стратегических целей банка.

Основными методами регулирования Банком России финансовой деятельности коммерческих банков являются:

    • нормотворческая деятельность, регулирующая финансовую деятельность банка;
    • разработка методик оценки финансового состояния банка и рекомендаций по повышению эффективности его функционирования;
    • использование инструментов денежно-кредитного регулирования для воздействия на финансовые операции банков;
    • проведение консультаций, семинаров, круглых столов для финансовых менеджеров всех уровней управления банком;
    • осуществление банковского контроля и надзора за финансовой деятельностью банков.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

В случае выявления нарушений или предоставления кредитными организациями неполной и недостоверной информации, Банк России в зависимости от вида нарушения имеет право:

    • взыскать штраф;
    • ограничить проведение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией;
    • ограничить открытие кредитной организацией филиалов;
    • потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, замены ее руководителей и осуществления реорганизации банка.

Банковский надзор представляет собой систему мероприятий, проводимых надзорным органом в рамках действующего законодательства с целью реализации функций банковского надзора, который может быть двух видов: прямой (превентивный) и либеральный (защитное регулирование)10.

В зависимости от используемых инструментов выделяют следующие группы методов: административные и экономические, нормативные и корректирующие, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков (ставка рефинансирования, ставки по операциям Банка России, валютная интервенция, операции на открытом рынке и т. д.).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и положений и организации контроля за их исполнением.

Корректирующие методы реализуются через рекомендации и разъяснительные письма регулятора и позволяют корректно направлять деятельность банков, предлагая наиболее целесообразный вариант их развития.

Регулирующие методы направлены в первую очередь на снижение банковских рисков и предполагают использование как административных, так и экономических методов, и реализуются через установление пруденциальных норм банковской деятельности и норм международного банковского права.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением банковского законодательства и нормативных актов Банка России.

В системе надзора выделяют регистрацию и лицензирование кредитных организаций, текущий надзор и отзыв лицензий на банковскую деятельность.

Согласно статье 59 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанный лицензий и отзывает их. По данным официального отчета Центрального Банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора на 1 января 2013 г. лицензией на осуществление банковских операций обладало 956 кредитных организаций.

Текущий надзор за деятельностью банков может осуществляться в следующих формах:

    • анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
    • сплошная или выборочная проверка направлений деятельности банка представителем государственного регулятора;
    • проведение внешнего аудита аудиторской фирмой (сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России).

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять текущий и конечный внутренний аудит и контроль через службу внутреннего контроля банка и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчет о прибылях и убытках.

В 2012 году уполномоченными представителями Банка России были проведены 1118 проверок в 692 банках: 757 плановык проверок и 361 проверка на внеплановой основе. При этом согласно отчету, представленному Центральным Банком РФ, были отозваны лицензии на осуществление банковских операций 22 кредитных организаций, причем, половина из них зарегистрированы в Московском регионе.

В настоящее время выделяют два подхода к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций (таблица 2)11.

Таблица 2

Подходы к повышению эффективности банковского надзора

Формальный надзор

Содержательный надзор

— оценка деятельности коммерческих банков на основе количественных нормативов;

— отказ от мотивированного суждения;

— строго формальное осуществление правоприменительных функций;

— разделение регулирующих и правоприменительных функций

— использование мотивированного суждения;

— оценка качества управления;

— риск-ориентированный надзор;

— внедрение института куратора;

— переход на МСФО;

— внедрение «Базель II»


Основные различия между этими двумя видами надзора заключены в особенностях регулирования деятельности банков: при формальном надзоре они преимущественно строго определяются в законе в виде правил. В отличие от этого при содержательном надзоре регулятивные нормы определяются в виде принципов, прежде всего, которые формулируются в нормативных актах регулятора, но не в законе. Формальный надзор имеет смысл для слабого банковского сектора, в то время как содержательный надзор возможен при достаточно сильном банковском секторе, к которому можно отнести российскую банковскую систему.

Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую деятельность банка, позволил сделать вывод о том, что Банк России и коммерческие банки трактуют финансовую устойчивость в несколько различных аспектах: коммерческие банки рассматривают свою финансовую устойчивость исходя из основных финансовых показателей, ориентированных на рентабельность их работы и максимизацию рыночной стоимости бизнеса, в то время как Банк России — с позиции возможности банка покрывать свои риски собственным капиталом и выполнять пруденциальные нормы деятельности (создание резервов, выполнение экономических нормативов, составление и предоставление финансовой отчетности и т. д.).

В целях организации банковского надзора ежемесячно территориальными учреждениями Банка России осуществляется оценка экономического положения банков путем их отнесения к классификационным группам финансового состояния. Коммерческие банки в соответствии с Указанием № 2005-У могут относится к одной из пяти групп (таблица 3)12.

 

 

 

 

 

Таблица 3

Основные классификационные группы экономического положения банков

Классификационные группы

Характеристика

1 группа

банки в деятельности, которых не выявлены текущие трудности, а именно — банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.

2 группа

банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их не устранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев и (или) хотя бы один показатель признается «удовлетворительным»

3 группа

банки, имеющие недостатки в деятельности, не устранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов и (или) хотя бы один показатель признается «сомнительным»

4 группа

банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка и (или) хотя бы один показатель признается «неудовлетворительным»

5 группа

банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и(или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг


В соответствие с полученными данными Банк России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии кредитных организаций Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что финансовая стабильность является основополагающей целью банковского надзора и играет важную роль в функционировании кредитных организаций в рыночной среде. При этом нельзя не отметить огромную роль Банка России как главного банка страны и основного субъекта надзорного регулирования в части обеспечения устойчивости национальной банковской системы, позволяющей поддерживать ее экономическую стабильность и динамичное развитие.

В то же время весьма перспективными направлениями развития и совершенствования системы банковского надзора в Российской Федерации на современном этапе могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем соглашении между регуляторами и другими заинтересованными органами о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованных мероприятий, направленных на достижение единых приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система Российской Федерации представляет собой двухуровневую систему. На верхнем, первом уровне находится Центральный банк РФ (Банк России), на нижнем, втором уровне находятся кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы, его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Задачей кредитных организаций является обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Все уровни банковской системы неразрывно связаны и постоянно взаимодействуют между собой.

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

Таким образом, банковская система Российской Федерации – это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры. Эта система входит в другую, более крупную систему – финансовую систему Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что эффективное и стабильное функционирование банковской системы – неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 №86-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online. cgi? req=doc; base=LAW; n=124709
  2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1 (с изменениями от 29.12.2006 Г.). [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/bank/
  3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред.26.07.2006), от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 18.07.2005 № 90-ФЗ, от 26.07.2006 № 131-ФЗ, от 30.12.2006 № 267-ФЗ, от 17.05.2007 № 83-ФЗ, от 05.07.2007 № 127-ФЗ.). [Электронный ресурс]: Консультант Плюс, Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/currency/
  4. Статистические данные Центрального Банка. [Электронный ресурс]: Банк России, Режим доступа: http://www.cbr.ru
  5. Статистические данные кредитных организаций. [Электронный ресурс]: Банк, Режим доступа: http://www.nb-ra.org
  6. Статья. [Электронный ресурс]: Научно-практическая конференция ученых и студентов с дистанционным участием, Режим доступа: http://sibac. info
  7. Андрюшин С.А. Особенности эволюции банковской системы в России. / С.А. Андрюшин М.: Эксмо, 2011. - 267 с.
  8. Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Жукова Е.Ф., М: ЮНИТИ, 2010. - 405 с.
  9. Банки и банковское дело /Под ред.И.Т. Балабанова, СПБ: Питер, 2012. - 302 с.
  10. Банковское дело /Под ред.В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой, М.: ЮНИТИ, 2010. - 303 с.
  11. Банковское дело /Под ред.Г. Г. Коробовой, СПБ: Питер, 2011. - 751 с.
  12. Банковское дело/Под ред. Е.П. Жаровской, М.: ОМЕГА, 2011. - 440 с.
  13. Банковское дело /Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Банковский и биржевой НКЦ, 2013. - 576 с.
  14. Банковское законодательство /Под ред. Е.Ф. Жукова, М.: ЮНИТИ, 2012. - 387 с.
  15. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. / Л.П. Белых, М.: Банки и биржи. 2011-315с.
  16. Денежное обращение. Кредит и банки. /Под ред.Н.Г. Антонова, М.А. Песселя, М.: ЮНИТИ: 2011. - 487 с.
  17. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие /Под ред.В.П. Воронина, С.П. Федорова, М: Юрайт. - 2012. - 500с.
  18. Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. Жукова Е.Ф., М: ЮНИТИ., 2011. - 458 с.
  19. Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. О.И. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 2010. - 534 с.
  20. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидорова В.Н., Коммерческие банки и их операции, М.: ЮНИТИ, 2012.
  21. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие/ под ред.Е.Г. Черновой. - М.: ТК Велби, 2011. - 280 с.
  22. Финансы. Денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М: ЮНИТИ., 2010. - 340 с.
  23. Финансы: Учебник / под ред. В.В. Ковалева. - М.: Проспект, 2012. - 634 с.

Информация о работе Деятельность Центрального банка в системе государственного управления