Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 20:14, реферат
Целью данной работы является:
Следует выяснить смысл и значение таких категорий как «тождество» и «различие», «единство противоположностей» и «борьба противоположностей», «противоречие».
Проанализировать каждый из видов противоречий.
Введение
1.Закон единства и борьбы противоположностей.
2.Категории тождества,различия,противоположности,противоречия.
3.Виды противоречий
Заключение
Список используемой литературы
Введение
1.Закон единства и борьбы противоположностей.
2.Категории тождества,
3.Виды противоречий
Заключение
Список используемой литературы
Введение:
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.
Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов". Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.
Целью данной работы является:
1.Закон единства и борьбы противоположностей.
Важнейшие понятия данного закона: «тождество» — «одинаковость», «совпадение», «равенство»; «различие» — «неодинаковость», «несовпадение», «неравенство»; «противоположность» — «крайняя степень различия». Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.
Противоположности называются так потому, что они взаимополагают (т. е. не могут существовать одна без другой) и взаимоисключают (т. е. действие их направлено прямо противоположно) друг друга. Например, любой предмет, явление, событие, процесс существуют только потому, что им присуща тенденция устойчивости, но эти же предметы только потому и существуют, что им присуща тенденция изменчивости. Устойчивость и изменчивость мира и его предметов и есть две всеобщие противоположности, определяющие их развитие, их бытие. Взаимодействие противоположностей (единство и борьба) составляет диалектическое противоречие и порождает главный закон диалектики. Надо обратить внимание на то, что этот закон единства и борьбы противоположностей составляет ядро, суть диалектики. Именно этот закон коренным образом отличает диалектику и метафизику.
Взаимоотношения противоположностей объективны, присущи предметам и не зависят от сознания и воли людей. Любые противоречия вообще существуют всегда и везде. Но всякий предмет специфичен, имеет свои особенности, свою природу, следовательно, и сами противоречия специфичны. Всеобщность и специфичность противоречий надо показать на конкретных примерах из области естественных и общественных наук. Противоречия имеют исторический характер: они возникают, развиваются и разрушаются. Основными стадиями из развития выступают:
1) тождество противоположностей;
2) их различие;
3) их конфликт (в определенных условиях).
Первые две стадии присущи всем и всяким противоречиям, третья стадия присуща антогонистическим противоречиям. Разрешение противоречия есть коренной, качественный скачок в развитии данного противоречия, переход в новое состояние с новыми противоположностями. Противоречия многообразны, поскольку многообразна окружающая нас действительность. А это требует классификации противоречий, выяснения их видов и форм, выявления их особенностей, их специфики.
Единство противоположностей состоит в следующем:
Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.
Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие. Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:
2.Категории тождества,
Тождество – это равенство
объекта, одинаковость объекта с самим
собой или равенство нескольких объектов.
Про А и Б говорят, что они являются тождественными,
одними и теми же, если и только если все
свойства и отношения, которые характеризуют
А, характеризуют и Б, и наоборот.
Тождество, как таковое, как некое вообще
абстрактное понятие, становится сразу
же конкретным в приложении к какому-либо
конкретному объекту, поскольку тождество
объекта самому себе означает его равенство
вот этим своим конкретным существенным
свойствам, благодаря которым объект,
собственно говоря, и есть именно то, что
он есть.
Следовательно, конкретное тождество
конкретного объекта самому себе – есть
его самотождественность, которая ничем
не формируется специально и является
просто естественной данностью бытия.
Таким образом, тождество объекта с самим
собой всегда присуще конкретному объекту
и всегда конкретно само.
Но при этом конкретное тождество всегда
относительно, поскольку действительность
постоянно меняется, и ни один объект не
бывает абсолютно тождественным самому
себе – ведь ни один объект никогда не
бывает абсолютно тем, что он есть, постоянно
изменяясь.
Исходя из этого, можно сказать, что тождество
может быть абстрактным и абсолютным только
относительно чего-то абстрактного или
абсолютного, то есть – относительно абстрактных
понятий разума и абсолютных выводов мышления.
Что же касается конкретной, материальной,
предметной действительности, то здесь
тождество бывает только конкретным и
относительным.
1. Рассмотрим, что означает конкретный
характер тождества.
Прежде всего, следует признать, что конкретный
характер тождества объекта самому себе,
то есть, его самотождественность, отражает
устойчивое пребывание данного объекта
в бытии тем, что он есть. Таким образом,
конкретность тождества объекта самому
себе свидетельствует о его устойчивом
бытии – это есть основное, что проистекает
из конкретного характера тождества как
такового.
Кроме того, конкретное тождество объекта
самому себе, его самотождественность,
одновременно является и его отличием
от других объектов. Ведь объекты между
собой отличаются именно тем, что у них
у каждого своя собственная, непохожая
ни на какую другую, самотождественность.
И если данный объект конкретно самотождественен
только самому себе, то он потому и отличается
конкретно от любого другого объекта,
что любой другой объект также самотождественен
только самому себе.
Следовательно, само понятие тождества
неотделимо от понятия различия, поскольку
в самом смысле самотождественности объекта
заключен главный фактор его различия
с другим объектом.
Таким образом:
любое тождество всегда содержит в себе
различие.
С другой стороны, различие объекта с другими
объектами всегда содержит в себе тождество,
поскольку различение объектов есть не
что иное, как различение их самотождественностей.
Следовательно, различие – это несходство
самотождественности двух или более объектов,
проявляющееся внешне в наличии у них
тех или иных признаков, отсутствующих
у одного, и присутствующих у другого.
Таким образом:
как каждое тождество всегда содержит
в себе различие, так и всякое различие
содержит в себе всегда тождество.
Исходя из этого, можно сказать, что
тождество и различие, как характеристики
бытия вещей, существуют в единстве.
Итак, конкретный характер тождества объекта
самому себе предопределяет то, что:
– любой самостоятельный объект представляет
собой единство тождества с самим собой
и различия с другими;
– любой самостоятельный объект устойчиво
существует в бытии.
2. Теперь рассмотрим, что проистекает
из относительного характера тождества
объекта самому себе.
Следует сразу сказать, что эта относительность
тождества объекта самому себе отражает
наоборот, изменчивость существования
объекта в бытии. Ведь, если конкретность
тождества указывает на то, что объект
в данный момент устойчиво есть то, что
он есть, то относительность тождества
указывает на то, что объект изменчив,
и может, благодаря этому, стать не тем,
что он есть.
Следовательно, поскольку любой объект
самотождественен и конкретно и относительно
одновременно, то самотождественность
любого объекта содержит в себе не только
признаки различия с иным себе, но и признаки
различия с самим собой.
Таким образом:
любой объект является неким единством
своей устойчивости и своей изменчивости.
Исходя из этого, можно определить, что
в любом объекте сокрыты встречно противонаправленные
тенденции, которые противостоят друг
другу, но находятся в нераздельном единстве.
Такие тенденции, черты, признаки объекта,
которые коренным образом противостоят
друг другу, но не могут существовать друг
без друга, называются противоположностями.
Противоположности отличаются от различий
тем, что противоположности не только
обладают разными признаками, но и взаимоисключают,
отрицают друг друга. Если различия фиксируют
некое сложившееся состояние неких внешних
признаков предмета или явления, то противоположности
отражают некий внутренний, никогда не
завершающийся процесс борьбы противостоящих
тенденций, свойств или признаков.
Противоположности не могут, как различия,
сосуществовать друг с другом вне конфронтационного
взаимодействия, они всё время сталкиваются,
борются, выдавливают друг друга. Это взаимодействие
противоположностей называется противоречием.
Таким образом, противоречие – это процесс
постоянного противоборствующего взаимодействия
противоположностей.
Основная особенность противоречий состоит
в том, что они постоянно и неудержимо
стремятся к своему разрешению, втягивая
в это стремление всё, в чём они проявляются.
Таким образом, противоречия – это внутренний
источник движения, изменения, развития
объекта, поскольку
возникающие противоречия для своего
разрешения порождают необходимые внутренние
предпосылки объекта к соответствующему
необходимому изменению.
Когда объект меняется, он превращается
в нечто иное себе, снимая обострившиеся
противоречия, и, таким образом, совершает
некое необходимое развитие.
Диалектический принцип противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, является относительным, преходящим, борьба же противоположностей - абсолютна, что служит выражением бесконечности процесса развития. Это обусловлено тем, что противоречие есть не только взаимоотношение между противоположными тенденциями объекта или между противоположными объектами, но и отношение объекта к самому себе, то есть постоянная самоотрицательность, самопротиворечивость объекта.
Противоположные стороны, моменты
и тенденции в составе целого, взаимодействие
которых образует противоречие, не даны
извечно в готовом и неизменном виде. Процесс
возникновения различий и противоположностей
имеет несколько ступеней:
1. Противоречие выступает как тождество, содержащее несущественное различие.
2. Существенное различие в тождестве: при общей основе в объекте имеются существенные свойства, тенденции, не соответствующие друг другу.
3. Существенное различие превращается
в противоположности (наибольшее различие,
полярность, антагонизм), которые, взаимоотрицая
друг друга, перерастают в противоречие.
Маркс отмечал: «Сосуществование двух
взаимно-противоречащих сторон, их борьба
и слияние в новую категорию составляют
сущность диалектического движения».
Характер противоречий зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, основные и не основные.
Сами по себе противоречия не служат источником развития. Им они являются, когда своевременно разрешаются, то есть диалектическое противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к его разрешению. Понять диалектическое противоречие - значит понять, как оно развивается и разрешается.
В силу этого принципиальное
значение приобретает вопрос о факторах
и механизмах разрешения диалектических
противоречий. К их числу относятся: знание
характера противоречий, условий их возникновения,
уровня их «зрелости»; знание природы
противоположностей, их функций и степени
развития в данной системе; классификации
типов, видов и форм противоречий; знание
внешних условий развития системы и степени
развития противоречий между ними, определение
способов и методов разрешения противоречий
с учетом их характера и установлением
оптимальных условий их разрешения. Только
в такой познавательно-деятельностной
ситуации может быть успешный выбор адекватного
механизма разрешения противоречий.
Диалектические противоположности
характеризуются:
а) вpаимообусловленностью, взаимоопределением,
взаимополаганием, взаимодополнением
- признакамиединства
б) взаимоисключением, взаимоотрицанием
- признаками противостояния, противоборства
(а то и конфронтации, конфликта в качестве
крайней остроты противоречия в силу деструктивных
причин) диалектических противоположностей.
Однако после момента снятия противоречий,
после их разрешения, сразу же возникают
новые противоречия, поскольку у изменившегося
объекта сразу же возникает новая самотождественность,
в которой уже заложено различие себе,
и, следовательно, остается постоянной
и неизменной ситуация взаимодействия
внутренних противоположностей, которые
порождают новые противоречия, которые
требуют нового разрешения, и развитие
объекта под действием этого стимула продолжается.
Таким образом, развитие объекта – это
есть не что иное, как единство и борьба
противоположностей в форме разрешения
тех или иных постоянно складывающихся
противоречий.
3.Виды противоречий
Различают следующие виды противоречий:
1. Антагонистические и неантагонистические
противоречия, характерные только для
общества.
Антагонистические – это противоречия,
которые существуют между классами, группами
и слоями общества, интересы которых взаимоисключающие,
непримиримые. Антагонистические противоречия
могут разрешаться только в форме силового
столкновения участников взаимодействия.
Неантагонистические противоречия –
это противоречия, в которых основные
интересы участников взаимодействия совпадают.
В результате этого неантагонистические
противоречия приводят к сотрудничающему
взаимодействию.
2. Внутренние и внешние.
Внутренние противоречия – это противоречия
внутри одного и того же объекта.
Внешние противоречия – это противоречия
между разными объектами.
3. Основные и не основные.
Основные противоречия – это решающие
противоречия между ведущими, с точки
зрения развития, сторонами объекта.
Не основные противоречия – это противоречия
между сторонами объекта, которые играют
в развитии не главную, а вспомогательную
роль.
Основные противоречия определяют непосредственно
характер и содержание развития, а не основные
противоречия оказывают в основном влияние
на темпы развития (ускоряют или замедляют
его).
Таким образом, сущность закона единства
и борьбы противоположностей состоит
в том, что:
Любой объект обладает внутри себя противоположностями,
которые находятся в постоянном внутреннем
процессе противоборствующего взаимодействия,
порождающего противоречия, а противоречия
способами своего разрешения определяют
закономерный и необходимый путь развития
объекта.
Закон единства и борьбы противоположностей
раскрывается через категории: противоположность,
противоречие, тождество, различие.
Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей