Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:34, курсовая работа
Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства России на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в России напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
Введение ……………………………………………………………….…………………….………… 3
ГЛАВА 1 Понятие и виды инфляции
Понятие инфляции и ее измерение …………………………………………… 5
Причины возникновения инфляции …………………………………………… 7
Виды и типы инфляции …………………………………………………………… 10
Антиинфляционная политика …………………………………………………… 13
ГЛАВА 2 Инфляционные процессы в России
2.1 Особенности проявления инфляции в России ……………………… 18
2.2 Последствия инфляции………………………………………………………………. 22
2.3 Система антиинфляционных мер в России………………………………… 27
ГЛАВА 3 Инфляция в РосСИИ в начале 21 века
3.1 Система антиинфляционных мер на современном этапе ……… 30
3.2 Прогноз условий экономического развития России в ……………… 34 2012-2013 гг.
Заключение ………………………………………………………………………………………… 35
Список ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………....………… 36
Мировая практика показала, что в условиях инфляции и обесценения покупательной способности денег резко сокращаются капитальные вложения и растут сбережения населения. По данным Госкомстата России, за период 1992-1996 гг. при сокращении объемов капитальных вложений в народное хозяйство вдвое, заметно увеличился размер организованных и неорганизованных сбережений.
Только за первое полугодие 1994 года населением на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и покупку валюты было израсходовано 78,3 трлн. Руб., то есть 24,5% всей суммы денежных расходов. Кроме того, на руках у населения осталось еще 16,9 трлн. рублей.
Прямо – таки при будущем негодовании по поводу обесценения сбережений населения и высказывании настойчивых предложений о необходимости их индексации государством граждане Российской Федерации ведут себя прямо противоположно. Вместо того чтобы избавляться от сбережений и ликвидировать их, население только в первом полугодии 1996 года вышло на годовой уровень сбережений 1995 года.
Вместе с тем есть определенные основания считать, во всей гамме факторов инфляционного развития в России фактор роста заработной платы и особенно социальных выплат носит подчиненный характер.
Россия большая страна и
2./1. с. 316/
2.2. Последствия инфляции
Трансформирование административно-командной системы управления народным хозяйством в систему социально ориентируемой рыночной экономики сопровождается рядом болезненных негативных явлений. Одним из них является инфляция. Инфляция стала причиной многих негативных явлений, среди которых можно выделить финансовую дестабилизацию, сокращение производства и понижение уровня жизни населения. Наиболее распространенным взглядом на содержание инфляции является утверждение о том, что инфляционное развитие экономики в решающей мере обязано своим существованием быстрому росту денежной массы в сравнении с ростом производства, несоответствию в скорости движения этих индикаторов.
Что же наблюдалось в России с начала 1990-х годов?
Бурный рост цен, сопровождаемый резким сокращением производства и инвестиций. В 1992, 1993 и 1994 гг. Цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 г. на 19%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 г. - на 15%. Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 г. - на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 г. - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, то есть денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. В 1994 г. ВВП России достиг в номинальном выражении 629 трлн. руб., промышленная продукция - 339 трлн. руб. и капиталовложения - 103 трлн. руб. Таким образом, формировалось предложение товаров и услуг. Платежеспособный спрос не успевал за ростом соответствующего предложения в денежном выражении. За короткое время были «съедены» накопления предприятий и сбережения населения. Это, в свою очередь, отрицательно повлияло на инвестиции и нормальное развитие рынка ссудных капиталов, как в кредитной системе, так и на фондовой бирже, или рынке ценных бумаг. Повышение платежеспособного спроса у всех субъектов - государства, предприятий и населения - было возможно лишь путем кредитной экспансии ЦБР и коммерческих банков, что должно было найти выражение как в росте наличной, так и безналичной денежной массы, а также в скорости обращения денег. На начало 1992 г. налично-денежная масса (M0) составляла в России 165,9 млрд. руб. К концу 1992 г. она достигла 1678,4 млрд. руб., на конец 1993 г. - 13304,3 млрд. руб. и в 1994 г. - 36504,3 млрд. руб. Соответственно росла и безналичная денежная масса, о чем свидетельствует показатель M2, который на конец 1992 г. составлял 7140,3 млрд. руб., на конец 1993 г. - 36718,2 и в 1994 г. увеличился до 106403,1 млрд. руб. В то же время скорость обращения денег в 1992 г. несколько замедлилась: с 6,5 в I квартале до 4,6 в IV квартале, то есть в 1,5 раза. В 1993 г. скорость денежного обращения увеличилась с 7,0 в I квартале до 9,2 в IV квартале и в 1994 г. стабилизировалась на уровне 8,4 в I квартале и 8,7 в IV квартале. Но в начале 1995 г. этот показатель вновь возрос (10,4 за январь и февраль). Таким образом, ни со стороны объема денежной массы, ни со стороны скорости обращения денег нельзя объяснить колоссальный рост цен товаров и услуг в течение 1992-1995 гг. Напротив, денежной массы не хватало даже для обслуживания существовавшего платежеспособного спроса, что привело к двум явлениям: во-первых, к отсрочке платежей, а, следовательно, росту задолженности, во-вторых, к нарастанию неплатежей вообще. При этом в неплатежах было повинно как государство, не выполнявшее свои обязательства по утвержденному бюджету, так и предприниматели, задерживавшие платежи своим партнерам и банкам. Последнее создавало затруднения банкам, которые не выполняли обязательства ни перед своими клиентами, ни в сфере межбанковского кредитования. Неплатежи, составлявшие в начале 1992 г. 40 млрд. руб., уже в середине года возросли до 3,5 трлн. руб. После проведенного Центральным Банком России взаимозачета платежных требований сумма неплатежей сократилась на 1,7 трлн. руб., то есть более чем в 2 раза. Это обошлось Центральному Банку примерно в 300 млрд. руб. дополнительных кредитов. Но уже в 1993 г. размеры неплатежей вновь начали быстро расти, и к концу года они достигли 30 трлн. руб., а к началу 1995 г. приблизились к 100 трлн. руб. Это подтверждает вывод о том, что увеличение денежной массы в результате кредитной экспансии не успевало за ростом суммарных предложений товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. В результате платежи либо переносились с согласия сторон на новый срок, расширяя задолженность, либо вообще прекращались указанными субъектами, что выражалось в принудительной отсрочке платежа и нарастании долга с учетом штрафных санкций.
Итак, в результате приведенного анализа можно сделать вывод: обесценение денег в России происходит не по причине «избытка» денежной массы, а в результате монопольного взвинчивания цен в условиях, когда отсутствуют конкуренция и государственное регулирование инфляционного процесса. Основное бесконтрольное увеличение цен осуществляется главным образом не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли, где особенно сильны мафиозные структуры. В результате конечная цена на товары и услуги, предложенные потребителю, зачастую в несколько раз превышает цену производства. Создание дополнительного платежеспособного спроса за счет кредитной экспансии поддерживает уже существующую инфляцию и вызывает дополнительную эмиссию денег, которая является не причиной, а следствием безудержного роста цен. Рестрикционный курс правительства в этих условиях провоцирует неплатежи и сокращение производства товаров и услуг, что ведет к дальнейшему углублению экономического кризиса и стагфляции. Поэтому экономический кризис вызван и обостряется несоответствием между «чрезмерным» предложением товаров и услуг в искусственном денежном выражении и «узким» платежеспособным спросом как следствием нехватки денежной массы.
Особое место в инфляционном процессе занимает государство, и не только по причине своей рестрикционной денежно-кредитной политики и либерализации цен, но и как обладатель части национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет. В расходной части государство не ограничивается доходами, а создает дополнительный платежеспособный спрос путем займов для покрытия дефицита бюджета. Таким образом, государство дополняет рассмотренную инфляцию издержек инфляцией спроса. Налоговые поступления составляют 11-13% ВВП, а расходы федерального бюджета - 20-25% и, следовательно, его дефицит - 8-10%. В западных странах этот показатель не превышает 5-6%. Дефицит государственного бюджета увеличивается из года в год. Если в 1992 г. он составлял 3,5 трлн. руб., то в 1993 г. - уже 15,3 трлн. руб., а в 1994 г. приблизился к 60 трлн. руб. Этот дефицит более чем на 80% покрывался за счет централизованных кредитов Центрального банка, а, следовательно, носил инфляционный характер. В бюджете на 1995 г. были предусмотрены иные формы покрытия дефицита, хотя размеры его вновь увеличивались до 70 трлн. руб. Задолженность по кредитам федеральному бюджету за 1994 г. возросла с 13 трлн. руб. до 66 трлн. руб. В I квартале 1995 г. было предоставлено еще 5 трлн. руб. кредитов на покрытие бюджетного дефицита.
Важное место
занимал и внешний фактор инфляции,
связанный с процессом
1./4. с.132/
2./4. с. 137/
2.3. Система инфляционных мер в России
Начиная с 1992 г. в стране непрерывно звучали официальные заявления о начинающейся или близкой стабилизации экономического положения. Но эти заявления не находили какого-либо серьезного практического подтверждения. Говоря о стабилизации, чаще всего ссылались на замедление инфляционных процессов. Но такое замедление с учетом следующих важных моментов, не является достаточным основанием для предположения о стабилизации.
Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.
В конце XX столетия российская экономика претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек, пришла в состояние значительного спада. Положение осложнилось тем, что «наша» инфляция по своей природе далека от модели классической инфляции спроса или монетаристской концепции инфляции издержек. Соответственно и программы радикальных рыночных реформ требовали адекватного подхода к «лечению» экономики, характеризующейся уникальными социально-экономическими условиями: деформированной структурой народного хозяйства с огромным преобладанием выпуска средств производства и вооружений, полная монополизация и огосударствление, низкопроизводительное сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, социальная и политическая нестабильность.
В этих условиях Россия стоит
перед необходимостью решения нескольких
взаимообусловленных сложных
Процессы инфляции, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.
Инфляция постперестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей.
Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы. Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию спирали «заработная плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее. /5. с. 344/
Сейчас уровень жизни ниже, чем в последние годы Советской власти. В реальном выражении зарплата составляет максимум 80 % от уровня 1989 года. Это в среднем. Зарплата повышалась несколько раз, но люди на самом деле не ощущают этого, так как много съедает инфляция. Правительству легче управлять инфляцией, когда у населения денег нет. /14. с.6/
До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. В 90-х годах в России были предприняты три попытки финансовой стабилизации (1992 г., 1993-1994 гг., и 1996-1997 гг.). Жесткая финансовая политика, хотя и проводилась очень непоследовательно, привела к постепенному снижению инфляции. Индекс потребительских цен снизился с 2505 % в 1992 г. до 11% в 1997 г. Вместе с тем снижение инфляции сопровождалось «отсроченной инфляцией» (давлением на экономику невыплаченных государством заработной платы и пенсий, неоплаченных поставок продукции по государственным заказам, нарастанием внешнего и внутреннего долга и т.д.) В результате острого кризиса государственных финансов и девальвации рубля в августе 1998 года произошел новый всплеск инфляции (до 84 % в целом за 1998 год). Главная причина неоднократного срыва финансовой стабилизации заключается в том, что антиинфляционное регулирование не может проводиться в отрыве от реального сектора и ценой снижения производства, так как спад его ведет к повышению расходов на единицу продукции, уменьшению сбора налогов и в итоге – к бюджетному дефициту. /3, стр. 692/
ГЛАВА 3 Инфляция в РосСИИ в начале 21 века
3.1 Система антиинфляционных мер на современном
этапе
Теоретически инфляцию можно удержать в запланированных ранее пределах, но практически это очень трудно. Центробанк намерен аккуратно и разумно использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты удержания инфляции. Но не все зависит от него. Многое будет зависеть от того, насколько аккуратно по объему и графику будут расходоваться бюджетные средства. ЦБ в целях борьбы с инфляцией может, например, проводить политику, направленную на то, чтобы кредит стал дороже, валютный курс оказывал понижательное воздействие на инфляцию, а также предлагать такие инструменты по стерилизации, как облигации Банка РФ. Но все это можно применять в очень ограниченных масштабах. Как говориться, чтобы лекарство оказалось не вреднее болезни.
Информация о работе Инфляция и инфляционные процессы в России