Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:50, реферат
Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов: 1-й - с середины XVIII в. до 1860 г. - период создания и функционирования банков как государственных (казенных); 2-й - с 1860 г. по 1917 г. - период развития и совершенствования банковской системы; 3-й - с 1917 по 1930 г. - формирование новой банковской системы; 4-й - с 1932 по 1987 г. - стабильное функционирование «социалистической» банковской системы; 5-й - с 1988 г. по настоящее время - формирование современной рыночной банковской системы.
Банковская система
Российской Федерации начала создаваться
гораздо позже, нежели в странах
Запада, и в своем развитии прошла
несколько этапов. Условно можно
выделить пять этапов: 1-й - с середины
XVIII в. до 1860 г. - период создания и функционирования банков
как государственных (казенных); 2-й - с
1860 г. по 1917 г. - период развития и совершенствования
банковской системы; 3-й - с 1917 по 1930 г. -
формирование новой банковской системы;
4-й - с 1932 по 1987 г. - стабильное функционирование
«социалистической» банковской системы;
5-й - с 1988 г. по настоящее время - формирование
современной рыночной банковской системы.
Началом первого этапа в развитии банковской
системы явилось создание в 1733 г. государственного
ссудного банка, который в большей степени
играл роль казенного ломбарда. Но еще
до этого в России уже в 1665 г. в Пскове воеводой
Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята
попытка учреждения коммерческого банка,
которая не была одобрена центральным
правительством, и банк так и не начал
функционировать.
Развитие экономики требовало увеличения
возможностей кредитования. Поэтому уже
в 1754 г. было создано два банка - Государственный
заемный банк для дворянства, призванный
осуществлять краткосрочное кредитование
под залог недвижимости дворян, и Банк
для поправления при Санкт-Петербургском
порте коммерции и купечества для предоставления
купечеству краткосрочных кредитов под
залог товаров, драгоценных металлов,
а также гарантии городских магистратов.
Однако эти банки достаточно быстро прекратили
свою деятельность, столкнувшись с невозвратом
основной части кредитов. Такая же участь
постигла и торговые коммерческие банки
Петербурга и Астрахани, созданные в 1764
г. для поощрения внешней торговли.
Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированные
кредитные учреждения, принимающие вклады
до востребования и выдающие ссуды либо
под залог ипотеки (Сохранные кассы), либо
под залог драгоценных металлов (Ссудные
кассы). В 1775 г. появляются Приказы общественного
призрения, формирующие капитал за счет
приема вкладов и выдающие краткосрочные
кредиты под залог недвижимости. Наушная
с 1786 г., когда на базе Петербургского и
Московского земельных банков для дворянства
был учрежден Государственный земельный
банк, появляются институты долгосрочного
ипотечного кредитования. Среди них - Вспомогательный
для дворянства банк (1797 г.), особенностью
которого была выдача долгосрочных ипотечных
ссуд не деньгами, а банковскими билетами
с принудительным курсом. Они были обязательны
к приему как частными лицами, так и казначейством
по принудительной стоимости и приносили
определенный годовой доход.
В 1817 г. был создан Государственный коммерческий
банк, который не только принимал вклады,
но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные
переводы - трансферты). Среди активных
операций этого банка выделялись выдача
ссуд и учет простых и переводных векселей.
При этом банку были предоставлены определенные
привилегии, в частности, капитал и вклады
не облагались налогами и не использовались
для финансирования государственных расходов.
Государство сохраняло определенный контроль
над банком путем назначения половины
директоров и утверждало решения правления
банка, касающиеся активных операций.
Данный банк имел 12 отделений.
В 50-е гг. XIX в. начали складываться предпосылки
для расширения банковской системы. Ведь,
по сути, имеющиеся банки были казенными
учреждениями с присущим ростовщическими
чертами. Поэтому в 1859 г. были приняты решения,
положившие начало новому этапу развития
банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала
ликвидацию всех государственных кредитных
учреждений и создание коммерческих банков.
Началом осуществления реформы стало
упразднение в 1860 г. Заемного банка, дела
которого были переданы в Петербургскую
Сохранную казну. В этом же году был учрежден
Государственный банк России на базе государственного
коммерческого банка. Одновременно с открытием
Государственного банка начался процесс
создания частных долгосрочных и краткосрочных
кредитных учреждений. Среди долгосрочных
наиболее известными были:
К 1872 г. банковская система России состояла из:
На начало 1880-х гг. в
России насчитывалось 44 акционерных банка (впервые появились
в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимного
кредита, 729 ссудо-сберегательных товарищества,
32 коммерческих банка, 232 городских общественных
банка. Помимо этого появились банкирские
конторы, торговые дома, меняльные лавки,
которые осуществляли значительное количество
чисто банковских операций и также привлекавшие
средства клиентов для осуществления
высокорисковых операций.
Широкое развитие банковской системы
было прервано Первой мировой войной.
Но уже к 1914 г. насчитывалось 600 кредитных
учреждений и 1800 отделений банков, которые
делились на государственные, общественные
и частные. К государственным относились:
Государственный банк. Комиссия погашения
государственных долгов, Государственные
сберегательные кассы (1834 г.), Государственный
дворянский земельный банк (1885 г.) и Крестьянский
поземельный банк (1881 г.).
К общественным и частным банкам относились:
50 акционерных коммерческих банков, 300
городских кредитных обществ и городских
общественных банков, земские банки, общества
взаимного поземельного кредита (1866 г.),
80 обществ взаимного краткосрочного кредита,
15450 ссудо-сберегательных товариществ,
16000 кредитных товариществ, сельские, волостные
и станичные банки и кассы, 11 кредитных
союзов, объединявших 558 товариществ и
4724 общественных крестьянских учреждений
мелкого кредита. Наиболее крупными банками
были: Петербургский международный банк
(1869 г.), Русский банк для внешней торговли
(1871 г.), Петербургский учетный и ссудный
банк (1869 г.), Петербургский частный коммерческий
банк (1864 г.), Азовско-Донской коммерческий
банк (1890 г.), Волжско-Камский банк (1870 г.).
Со времени Первой
мировой войны начался закат
российской банковской системы, а в
1917 г. - полная ее реорганизация.
В 1917 г. была декларирована монополия на
банковское дело, результатом чего стали
национализация частных коммерческих
банков и иных кредитных учреждений и
их слияние с Государственным банком,
переименованным в Народный Банк РСФСР
и переданным в ведение Наркомфина. В 1918
г. была запрещена деятельность иностранных
банков. Развитие политики «военного коммунизма»
привело к необходимости централизованного
бюджетного финансирования, что повлекло
за собой упразднение Народного банка
и передачи его функций в 1920 г. Наркомфину.
Однако полного заката банковской системы
не последовало, так как переход к НЭПу
в 1921 г. потребовал ее восстановления.
И уже в этом же году был вновь создан Государственный
банк РСФСР, а в 1922 г. - банки потребительской
кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник
еще ряд банков и кредитных учреждений,
и банковская система вновь стала многозвенной.
В 1924 г. был образован Внешторгбанк как
акционерное общество. Его акционерами
стали государство, кооперативные и общественные
организации. Этот банк находился в ведении
Государственного банка СССР и занимался
кредитованием внешнеторговых операций
и международными расчетами. К 1925 г. в России
существовали Государственный банк, Промбанк,
Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк
(кредитовавший сельское хозяйство). При
этом выделялись как центральный, так
и республиканские сельскохозяйственные
банки, Центральный банк коммунального
хозяйства (Цекомбанк), кооперативные
банки (Всекомбанк). Существовали также
акционерные, отраслевые, региональные
банки, прежде всего Дальневосточный,
Среднеазиатский, Банк внешней торговли,
общества взаимного кредита, общества
сельскохозяйственного кредита, сберегательные
кассы, кредитная кооперация. Появление
этих звеньев кредитной системы было обусловлено
развитием мелкотоварного производства,
нуждающегося в кредитовании. Поэтому
система кооперативного кредитования
обслуживала все виды кооперации, а также
непосредственно крестьян и ремесленников.
В то же время общества взаимного кредита
стали паевыми объединениями ремесленников
и частных предпринимателей, принимавшие
вклады и предоставлявшие ссуды под контролем
Наркомфина. Целевое назначение каждого
ранее названного банка не означало их
жесткой специализации. Они старались
привлечь клиентов из разных сфер народного
хозяйства, что снижало их риск и придавало
устойчивость.
Во второй половине 1920-х гг. развитие синдикатов
привело к сосредоточению у них всех банковских
кредитов, выделяемых соответствующей
отрасли, и распределению их между трестами.
Такие синдикаты все больше брали на себя
посреднические обязанности в кредите.
Это дало толчок началу реорганизации
банковской системы. В 1927 г. было принято
Постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах
построения кредитной системы», в соответствии
с которым Государственный банк получал
оперативное управление всей банковской
системой, что ликвидировало право самостоятельности
в проведении процентной политики банков.
Данное постановление ликвидировало и
специализацию банков. Очередным этапом
реорганизации стало жесткое разграничение
краткосрочного и долгосрочного кредитования.
В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены
в единый Банк Долгосрочных кредитов промышленности
и электрохозяйства. Все краткосрочные
кредиты должен был выдавать Госбанк в
соответствии с квартальными планами.
В целом результатом 1927-1929 гг. стала ликвидация
специфических кредитных функций банков,
что превратило банковское кредитование
в разновидность государственного планового
финансирования.
Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало
новому этапу в развитии банковской системы.
Ее сутью была замена коммерческого и
косвенного банковского кредитования
прямым банковским кредитованием. Банковская
система была перестроена по функциональному
признаку: выделен общегосударственный
банк краткосрочного кредита и создана
система специализированных банков для
обслуживания капитальных вложений. Такая
банковская система была однозвенной,
состоящей из Госбанка СССР; четырех Всесоюзных
специализированных банков финансирования
и долгосрочного кредитования капитальных
вложений - Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк,
Торгбанк; Внешторгбанка, имевшего широкую
сеть корреспондентских отношений с иностранными
банками; и сберегательных касс, представлявших
собой единое общегосударственное кредитное
учреждение, обслуживающее широкие слои
населения путем привлечения свободных
средств, оплаты услуг, размещения займов.
В 1959 г. система долгосрочных банков была
реорганизована: два банка - Сельхозбанк
и Цекомбанк были упразднены, а их функции
переданы Госбанку. На базе Промбанка
и Торгбанка был создан Всесоюзный банк
финансирования капитальных вложений
- Стройбанк. В его функции входило финансирование
и долгосрочное кредитование предприятий
и организаций различных отраслей народного
хозяйства (кроме сельского). Окончательная
структура банковской системы к 1960 г. была
следующей: Государственный банк, Стройбанк,
Внешторгбанк, система сберегательных
касс. Такая система просуществовала достаточно
долго, вплоть до 1988 г.
Очередные изменения в политике страны,
переход к рыночным отношениям привел
к изменениям и в банковской системе. В
1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который
принял решение о ее совершенствовании.
В результате наряду с Госбанком, игравшим
роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых
банков - Промышленно-строительный банк
(Промстройбанк), занимавшийся кредитованием
промышленности, строительства, транспорта,
связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк),
кредитовавший агропромышленный комплекс;
Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк),
задачей которого было кредитование и
обслуживавший жилищного хозяйства и
социальной сферы; Сберегательный банк
(Сбербанк), преобразованный из сберегательных
касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический
банк (Внешэкономбанк), обслуживавший
внешнеэкономическую деятельность.
Такое множество банков при одноуровневой
системе привело к переплетению их функций,
что еще более обострило причины реорганизации
банковской системы. На помощь пришел
Закон «О кооперации» (1988 г.), который позволил
образоваться кооперативным банкам, заполнившим
свободную нишу в кредитовании и привлечении
средств. Первый коммерческий банк был
зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные
условия открытия банковских кооперативов
привели к широкой волне возникновения
банков, своеобразному «банковскому буму».
К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось
43 коммерческих банка, спустя год - 224, а
к концу 1991 г. - 1357. Однако основная часть
этих банков представляла собой «банки
однодневки», которые создавались лишь
для получения определенной части прибыли,
после чего они закрывались, а на их место
приходились новые, предполагавшие чрезвычайно
благоприятные условия для клиентов, но
также не выполнявшие своих обязательств.
Определенный порядок наступил в 1991 г.,
когда в конце 1990 г. было принято два закона
- Закон «О Государственном Банке» и «Закон
о банках и банковской деятельности»,
в которых были определены условия открытия
банка, пути и методы контроля за ними.
Вслед за этими законами был принят Закон
«О банках и банковской деятельности РФ»,
который окончательно устанавливал двухъярусную
банковскую систему в виде Центрального
банка. Сберегательного банка и коммерческих
банков. Согласно этому Закону коммерческие
банки получили самостоятельный статус
в области привлечения вкладов и кредитной
политики, а также при определении процентных
ставок. Кроме того, им были даны права
осуществлять валютные операции на основе
лицензий, выданных Центральным банком.
Специализированные банки превращались
в коммерческие банки на основе акционирования.
К моменту принятия этих законов в стране
насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных
банков с 2293 филиалами.
Новая банковская система складывалась
достаточно сложно и противоречиво. К
началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих
банков, из них 767 были созданы на базе
бывших специализированных банков и 646
вновь образованы. Но, по сути, основная
их часть состояла из мелких банков - 1037,
или 73% от общего числа банков (уставный
капитал от 5 до 25 млн. руб.). Крупных банков
(уставный капитал более 200 млн. руб.) было
24, или 2% от их общего количества. Основными
крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк.
Особенностью банков этого периода была
"их неустойчивость, причинами которой
не в последнюю очередь стали недостаточная
квалификация, нехватка капитала, неверная
процентная политика, высокий риск и низкая
ликвидность. Все это приводило к большому
числу банкротств.
К 1994 г. банковскую систему можно было
считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось
2019 коммерческих и кооперативных банка
с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений.
География же расположения этих банков
практически не изменилась с 1990 г. - основная
часть приходится на Центральный район
- 43,6%, причем лидером остается Москва,
где действует 37,3% банков. На Северном
Кавказе -13,4% всех банков, в Западной Сибири
- 8%, в Поволжье - 7,4%,, на Урале - 7,3%, на Дальнем
Востоке - 5,1%, в Восточной Сибири - 3,3%. Наименее
насыщенным районом оказался Центральночерноземный
- 1,5% от общего количества банков. Увеличился
и совокупный капитал банков, он составил
968 млрд. руб. Говоря о специализации банков,
надо отметить, что почти все они в своей
основе универсальные, лишь некоторые
из них, которые создавались либо как «карманные»,
либо на базе специализированных банков,
отличаются по направлению деятельности.
Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк,
Россельхозбанк, Агропромбанк. Особенностью
1994 г. стало создание первых ипотечных
банков, занимающихся предоставлением
долгосрочного кредита под залог недвижимости.
Среди них можно назвать Московский ипотечный
акционерный банк, ипотечный Стандартбанк,
Санкт-Петербургский ипотечный банк.
Следующие годы ничего особенно нового
в развитие банковской системы не принесли.
Сначала продолжился рост количества
банков - в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось
их сокращение: 1 января 1996 г. - 2295, на 1 октября
1996 г. - 2030, а на 1 октября 1997 г. - 1764. При этом
зарегистрированных банков стало больше
- 2558.
Но несмотря на это, структура коммерческих
банков в стране не меняется. До настоящего
времени характерными остаются те же тенденции:
Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений. Политика Центрального банка РФ, направленная на увеличение устойчивости и надежности банковской системы, должна привести к развитию крупных, конкурентоспособных, устойчивых банков и постепенному вытеснению мелких.
Действующие в банковской
системе России коммерческие банки
могут классифицироваться по различным
основаниям: по способу формирования и
величине уставного капитала; по виду
совершаемых операций; по объему банковских
операций, по территории, обслуживаемой
банком, и др.
По способу формирования уставного капитала
различаются акционерные и паевые коммерческие
банки. Акционерный банк создается в форме
акционерного общества. Его уставный капитал
разделен на определенное число акций
и принадлежит участникам акционерного
общества (ч. 1ст. 96,ст. 98, 99 ГК РФ). Паевой
банк создается в форме общества с ограниченной
ответственностью. Он основан на паевом
капитале, который образуется за счет
паев учредителей банка (ст. 87, 90 ГК РФ).
По видам совершаемых операций коммерческие
банки делятся на универсальные и специализированные.
Универсальные банки - это те коммерческие
банки, которые имеют лицензию Банка России
на совершение всех или, по меньшей мере,
широкого круга банковских операций и
сделок, перечисленных в ст. 5 Закона "О
банках и банковской деятельности".
Специализированные банки имеют право
или фактически осуществляют по преимуществу
ограниченный вид банковских операций,
услуг, как то инвестиционные, ипотечные,
сберегательные и др.
Ипотечные банки финансируют клиентов,
когда последним требуется ссуда на приобретение
недвижимости. Ипотечные банки призваны
совершать сделки, связанные с залогом
земельных участков предприятий, зданий,
сооружений, квартир и другого рода недвижимого
имущества (п. 2ст. 334 ГК РФ). По величине
капитала, объему совершаемых операций
и оказываемых услуг коммерческие банки
РФ принято делить на крупные, средние
и мелкие. В последнее десятилетие в России
усиливается процесс концентрации капитала
кредитных организаций.
По территории, фактически обслуживаемой
банком, различаются банки, обслуживающие
определенную территорию страны, и банки,
осуществляющие свою деятельность на
всей территории Российской Федерации.
Отдельным видом коммерческих банков,
появившихся в последнее время, являются
муниципальные банки. Их особенность состоит,
во-первых, в том, что они создаются по
инициативе органов государственной власти
субъектов РФ и местного самоуправления;
во-вторых, в том, что для формирования
уставного капитала банков используются
свободные денежные средства и иные объекты
собственности, находящиеся в ведении
этих органов власти (См. ч. 7ст. Федерального
закона от 2декабря 1990года "О банках
и банковской деятельности" (в ред. от
03.02.96).) и местного самоуправления; в-третьих,
муниципальные банки призваны обслуживать
финансовые интересы тех муниципальных
образований, по инициативе которых они
созданы.
В последнее время значительное распространение
в банковской системе РФ получил институт
уполномоченного банка. Под уполномоченными
банками понимаются те кредитные организации,
которые на договорной основе получили
специальные разрешения государственных
органов или органов местного самоуправления
на выполнение на постоянной или временной
основе определенных финансово-кредитных
операций по поручению данного органа
власти или самоуправления.
Исходя из практики в этой области и принимая
во внимание уровни исполнительной власти,
уполномоченные банки можно было бы условно
разделить на четыре группы:
Система уполномоченных
банков нашла практическую реализацию и вместе с тем получила теоретическое
обоснование в Московском регионе. Правительство
Москвы обратилось в конце 1992 года к коммерческим
банкам с призывом принять участие в эффективном
управлении средствами городского бюджета.
В рамках сформировавшейся системы уполномоченных
банков, включающей 20 коммерческих банков
и муниципальный Банк Москвы, активно
используются выделенные бюджетом средства.
Банк, на счетах которого хранятся текущие
остатки бюджетных средств, выплачивает
по ним проценты в соответствии со сложившимся
в экономике уровнем процентных ставок.
Важным направлением деятельности уполномоченных
банков Правительства Москвы является
финансирование муниципальных программ
развития города. Значительные средства
были выделены уполномоченными банками
для финансирования деятельности образовательных
учреждений города, больниц, интернатов,
детских домов, восстановления памятников
материальной и духовной культуры.
Правовой формой, закрепляющей статус
уполномоченных банков, является двусторонний
договор между банком и соответствующим
органом исполнительной власти .
Действующие в банковской
системе России небанковские кредитные
организации подлежат классификации
по сочетанию банковских операций и
других сделок кредитных организаций, на осуществление
которых у данной кредитной организации
имеется лицензия Банка России.
По данному основанию выделяются:
Однако, как справедливо отмечается в литературе, в большинстве случаев наименование небанковской кредитной организации имеет мало общего с ее реальной деятельностью. Это обстоятельство объясняется: