Критерии, факторы и информационная база оценки кредитоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту, т.к. нестабильная экономическая ситуация в стране серьезным образом отразилась на деятельности коммерческих банков. Кредитная деятельность банков также осложняется отсутствием у многих из них отработанной методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния клиентов. Большинство средних и мелких банков вообще не имеет должного аналитического аппарата.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты оценки кредитоспособности заемщика
1.1.Экономическая сущность кредитоспособности………………………..3
Критерии, факторы и информационная база оценки кредитоспособности………………………………………………………..6
Методики и способы оценки кредитоспособности юридических и физических лиц……………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 70.44 Кб (Скачать файл)

В четвертую группу входят показатели прибыльности. Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность  использования всего капитала, включая  его привлеченную часть. Разновидностями  этих коэффициентов являются:

Коэффициенты нормы прибыльности =

а) Валовая прибыль до уплаты процентов и налогов : Выручка от реализации

б) Чистая операционная прибыль (прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов) : Выручка от реализации

в) Чистая прибыль после  уплаты процентов и налогов : Выручка от реализации

Коэффициенты рентабельности =

а) Прибыль до уплаты процентов  и налогов : Активы или собственный капитал

б) Прибыль после уплаты процентов, но до уплаты налогов : Активы или собственный капитал

в) Чистая прибыль (прибыль  после уплаты процентов и налогов) : Активы или собственный капитал

Если доля прибыли в  выручке от реализации растет, увеличивается  прибыльность активов или капитала, то можно не понижать рейтинг клиента  даже при ухудшении коэффициента финансового левеража.

В пятую группу включают коэффициенты обслуживания долга, (рыночные коэффициенты) показывают, какая часть  прибыли погашается процентными  и фиксированными платежами. Общая  сумма их расчета заключается  в следующем:

Коэффициент покрытия процента = Прибыль за период : Процентные платежи за период

Коэффициент покрытия процентных платежей = Прибыль за период : (Проценты + Лизинговые платежи + Дивиденды по привилегированным акциям + Прочие фиксированные платежи).

Конкретная методика определения  числителя указанных коэффициентов  зависит от того, относятся ли процентные или фиксированные платежи на себестоимость или уплачиваются из прибыли.

Коэффициенты обслуживания долга показывают, какая часть  прибыли используется для возмещения процентных или всех фиксированных  платежей. Особое значение эти коэффициенты имеют при высоких темпах инфляции, когда величина процентов уплаченных может приближаться к основному  долгу клиента или даже его  превышать. Чем большая часть  прибыли направляется на покрытие процентов  уплаченных и других фиксированных платежей, тем меньше ее остается для погашения долговых обязательств и покрытия рисков, т.е. тем хуже кредитоспособность клиента.

При оценке показателей следует  провести сравнительный их анализ с  существующими критериальными (нормативными) и среднеотраслевыми значениями или показателями аналогичных предприятий.

Для выявления тенденций  необходим также трендовый анализ показателей и анализ их динамики. Использование данных способов анализа  дает возможность оценить и понять, улучшается или ухудшается финансовое положение предприятия. Как снижение значений показателей ниже рекомендуемых  границ, так и повышение и движение их в одном направлении следует интерпретировать как ухудшение характеристик финансового положения предприятия.

Анализ по финансовым коэффициентам  целесообразно использовать при  составлении документа (например, кредитного соглашения). Если составляемый документ содержит ограничивающие условия, которые  основаны на определенных соотношениях и расчетах, целесообразно выполнить  анализ наиболее важных коэффициентов  и учесть прогнозное развитие предприятия. Такой анализ необходим для того, чтобы знать, насколько предприятие  соответствует этим критериям, построенным  на оценке будущих событий в настоящий  момент, и избежать неприятностей.

Несмотря на очевидную  полезность рассматриваемых коэффициентов, нельзя не отметить, что они отражают положение дел в прошлом, да и  то лишь, в основном, в части движения оборотных средств предприятий. Кроме того, они не учитывают ни репутацию заемщика, ни перспективы и особенности экономической конъюнктуры, ни оценок выпускаемой и реализуемой продукции, ни перспектив капиталовложений. Поэтому использование перечисленных и подобных им показателей дополняется оценкой финансового состояния заемщика:

на основе анализа денежных потоков (определение разницы между  денежными поступлениями и расходами  клиента за определенный период);

на основе анализа делового риска (определение возможности  того, что кругооборот фондов клиента  может не завершиться достаточно эффективно).

Недостатки способа коэффициентного  анализа в определенной мере могут  быть преодолены, если определять коэффициенты исходя из данных об оборотах ликвидных  средств, запасах и краткосрочных  долговых обязательствах. При правильной увязке соответствующих оборотов оценки кредитоспособности станут надежнее. Реализован такой подход может быть через анализ денежных потоков клиента, а именно через определение чистого сальдо его поступлений и расходов за определенный период (сопоставление притока и оттока средств). Для анализа денежного потока берутся данные как минимум за 3 года.

Анализ денежного потока – способ оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка, в  основе которого лежит использование  фактических показателей, характеризующих  оборот средств у клиента в  отчетном периоде. Этим метод анализа  денежного потока принципиально  отличается от метода оценки кредитоспособности клиента на основе системы финансовых коэффициентов, расчет которых строится на сальдовых отчетных показателях.

Анализ денежного потока заключается в сопоставлении  оттока и притока средств у  заемщика за период, соответствующий  обычно сроку испрашиваемой ссуды. При выдаче ссуды на год анализ денежного потока делается в годовом  разрезе, на срок до 90 дней – в квартальном  и т.д. Модель анализа денежного  потока построена на группировке  элементов притока и оттока средств  по сферам управления предприятием. Этим сферам в модели анализа денежного  потока могут соответствовать следующие  блоки:

управление прибылью предприятия;

управление запасами и  расчетами;

управление финансовыми  обязательствами;

управление налогами и  инвестициями;

управление соотношением собственного капитала и кредитов.

Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о  слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может  быть связан с управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми  платежами (налоги, проценты, дивиденды). Выявление слабых мест менеджмента  используется для разработки условий  кредитования, отраженных в кредитном  договоре. Например, если основным фактором оттока средств является излишнее отвлечение средств в расчеты, то «положительным» условием кредитования клиента может быть поддержание оборачиваемости дебиторской задолженности в течение всего срока пользования ссудой на определенном уровне. При таком факторе оттока как недостаточная величина акционерного капитала в качестве условия кредитования можно использовать соблюдение определенного нормативного уровня коэффициента финансового левеража.

Иначе оценивается кредитоспособность на основе анализа делового риска. Последний  связан с прерывностью кругооборота оборотных средств, возможностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения  кредита. Тем самым он дополняет  способы оценки кредитоспособности клиентов банка.

Можно указать следующие  основные факторы делового риска: надежность поставщиков; диверсифицированность поставщиков; сезонность поставок; длительность хранения сырья и материалов (являются ли они скоропортящимися); наличие складских помещений и необходимость в них; порядок приобретения сырья и материалов; экологические факторы; мода на сырье и материалы; уровень цен на приобретаемые ценности и их транспортировку (доступность цен для заемщика, опасность повышения цен); соответствие транспортировки характеру груза; риск ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов.

Перечисленные факторы делового риска обязательно принимаются  во внимание при разработке банком стандартных форм кредитных заявок технико-экономических обоснований возможности выдачи ссуды. Оценка делового риска коммерческим банком может формализоваться и проводиться по системе скоринга, когда каждый фактор делового риска оценивается в баллах.

Баллы проставляются по каждому  критерию и суммируются. Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и  больше вероятность завершения сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства.

Деловой риск связан также  с недостатками законодательной  основы для совершения и завершения кредитуемой сделки, а также со спецификой отрасли заемщика. Необходимо учитывать влияние на развитие данной отрасли альтернативных отраслей, систематического риска по сравнению с ситуацией  в экономике в целом, подверженность отрасли цикличности спроса, постоянство  результатов в деятельности отрасли и т.д.

Оценка кредитоспособности заемщика представляет собой процесс  отбора и анализа показателей, оказывающих  влияние на величину кредитного риска, их анализ и систематизацию в виде присвоения кредитного рейтинга.

В целом данные анализа  коэффициентов и денежного потока позволяют дать обобщенную качественную оценку кредитоспособности заемщика, которая оформляется в виде установления класса или рейтинга (в баллах) кредитоспособности.

Рейтинг кредитоспособности (кредитный рейтинг) представляет собой  универсальное значение, сформированное на основании значений определенного  количества показателей. Процесс присвоения кредитного рейтинга заключается в  переходе от нескольких показателей, присущих деятельности заемщика, к агрегированному  значению одного показателя, характеризующего класс кредитоспособности. Появление  рейтинга обусловлено необходимостью единого показателя, обладающего  высокой степенью информативности  при анализе кредитоспособности.

Так, рассмотрение финансовых показателей предприятия в отдельности  недостаточно для выявления уровня кредитоспособности предприятия в  целом. Существование большого количества разрозненных показателей затрудняет процесс принятия решений при  предоставлении кредита. Таким образом, оценка кредитоспособности производится по всей совокупности показателей, характеризующих, например, способность заемщика получать доход, аккумулировать денежные средства для погашения кредита, наличие  достаточных активов и т.д.

Выделение различных категорий  заемщиков позволяет дифференцировать условия кредитования и оптимизировать процентную политику кредитора, а также  решить вопрос о выборе наиболее приемлемого  для каждой категории заемщиков  обеспечения кредита. Здесь должна идти речь не просто о выборе надежного  обеспечения, а об адекватности обеспечения  уровню кредитного риска.

Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться  таким же образом, как и способность  к погашению долга у крупных  и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.

Однако использование  банком финансовых коэффициентов и  метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета  и отчетности у этих клиентов банка. У зарубежных и российских предприятий  малого бизнеса, как правило, нет  лицензированного бухгалтера. Кроме  того, расходы на аудиторскую проверку для этих клиентов банка недоступны. Поэтому отсутствует аудиторское  подтверждение отчета заемщика. В  связи с этими причинами оценка кредитоспособности клиента основывается не на его финансовой отчетности, а  на личном знании работником банка  бизнеса данного клиента Последнее  предполагает постоянные контакты с  клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия.

В ходе личного интервью с руководителем мелкого предприятия  выясняются цель ссуды, источник и срок возврата долга. Клиент должен доказать, что кредитуемые запасы к определенному  сроку снизятся, а кредитуемые  затраты будут списаны на себестоимость  реализованной продукции. Для частого  посещения предприятия банк кредитует  только близлежащие фирмы.

Следует отметить еще одну особенность мелких предприятий  – руководителями и работниками  их нередко являются члены одной  семьи или родственники. Поэтому  возможно смешение личного капитала владельца с капиталом предприятия. Из этого вытекает следующая особенность  в организации кредитных отношений  банка с предприятиями малого бизнеса за рубежом (США): погашение  ссуды гарантируется владельцем, а именно его имуществом. Но в  связи с этим при оценке кредитоспособности мелкого клиента учитывается  финансовое положение владельца. Последнее  определяется на основе личного финансового  отчета.

Форма личного финансового  отчета содержит сведения об активах  и пассивах физического лица. При  этом выделяются заложенные активы и  обеспеченные пассивы. К активам относятся наличные денежные средства, акции и облигации, дебиторская задолженность родственников, друзей и других лиц, недвижимое имущество, выкупная стоимость страхования жизни и др. Пассивы складываются из долгов банкам, родственникам и другим лицам, задолженности по счетам и налогам, стоимости заложенного имущества, платежей по контрактам, кредитов, использованных для страховых платежей и др. Для более детального анализа дается расшифровка отдельных видов активов и пассивов физического лица.

Информация о работе Критерии, факторы и информационная база оценки кредитоспособности