Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 13:27, курсовая работа
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет, тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, ус луг и особенно капиталов и кредитов.
Введение ………………………………………………………………………...…... 3
1 Сущность международного кредитного рынка …………………………......…... 5
1.1 Понятие и экономическая сущность международного кредита …….…...…... 5
1.2 Виды и формы международного кредита ………………………….............…... 7
1.3 Структура международного кредитного рынка ………………………….…... 10
2 Характеристика международных финансовых и кредитных институтов …...... 14
2.1 Международный валютный фонд ………………………………….……...…... 14
2.2 Группа Всемирного банка …………………………………………….…...…... 16
2.3 Международные региональные банки развития …….……………….…..…... 18
2.4 Другие международные финансовые и кредитные институты ……….....…... 19
3 Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений ……………………………………………..………………..……...…... 23
4 Участие Республики Беларусь в международных кредитных отношениях …. 29
4.1 Взаимодействие Республики Беларусь и Международного Валютного Фонда………………………………………………………………………………...29
4.2 Взаимодействие Республики Беларусь и Всемирного банка ………………. 30
4.3 Взаимодействие Республики Беларусь и Европейского банка реконструкции и развития …………………………………………………………………………...32
Заключение ……………………………………………….………………………... 34
Список использованных источников ………………….…………………………. 36
Еврокредиты представляются на срок от двух до десяти лет с плавающими процентными ставками (ролловерные кредиты — через определенные промежутки времени предусматривается пересмотр ставки процента в зависимости от динамики ставки предложения Лондонского межбанковского рынка — ЛИБОР).
Рынки облигаций, существующие во многих странах, доступны как отечественным, так и иностранным вкладчикам капиталов. Международный рынок облигаций разделяют на рынки иностранных облигаций и еврооблигаций. Иностранные облигации продаются вне страны заемщика, но выражаются в валюте выпустившей их страны.
Еврооблигации — средне- и долгосрочные облигации в евровалютах (как правило, с фиксированной процентной ставкой), выпускаемые вне страны происхождения валюты для размещения среди зарубежных инвесторов. Обычно они гарантируются или выводятся на рынок в пользу заемщика синдикатом банков из разных стран и размещаются в странах, отличных от той, в валюте которой выражен заем [14, c. 358].
Рынок еврооблигаций — это устойчивые отношения по долговым обязательствам при долгосрочных займах (обычный срок погашения 10—15 лет) в виде облигаций заемщиков. В последних указываются данные о сумме долга, условиях и сроках его погашения, порядке получения процентов. Почти во всех случаях эти ценные бумаги выпускаются на предъявителя, поэтому обладают высокой ликвидностью. Выпуск, гарантирование и размещение обязательств на рынке еврооблигаций осуществляются обычно эмиссионным синдикатом в составе банков нескольких стран (банковские консорциумы) или международными организациями. Повышенная заинтересованность держателей обязательств рынка еврооблигаций обеспечивается снятием налога с источника дохода.
Многие страны стараются ограничить или строго контролировать влияние международного рынка кредитов на национальную экономику. Наиболее часто используемые при этом меры регулирования включают:
• прямой валютный контроль;
• операции на открытом рынке;
• изменение учетной ставки центральным банком;
• установление отрицательного процента по евровалютным депозитам;
• введение обязательных резервов по евровалютным депозитам;
• операции своп центральных банков с коммерческими банками;
• введение двойного валютного рынка (валютного рынка с двойным режимом);
• лимитирование иностранных требований и обязательств;
• введение лицензий на платежи за границу.
Все вышеназванные меры включают как прямые, так и косвенные формы регулирования. В частности, к косвенным мерам относятся: регулирование процентной ставки, введение специальных требований об обязательных резервах по отношению к иностранным депозитам, манипулирование размерами форвардного покрытия. Форвардное покрытие в данном случае представляет собой процентную надбавку к курсу покупаемой валюты. Среди прямых форм валютного контроля наиболее распространенными являются установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков, лимитирование новых иностранных инвестиций [15, c. 418].
Таким образом, можно сделать следующие обобщающие выводы по рассмотренной выше главе.
Как экономическая категория, международный кредит выражает отношения между кредиторами-экспортерами и заемщиками-импортерами разных стран по поводу предоставления, использования и погашения кредита.
В качестве кредиторов и заемщиков могут выступать банки, фирмы, государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные финансовые организации.
Международный кредит играет роль связующего звена и передаточного механизма, воздействующих на внешнеэкономические отношения и, в конечном счете, на воспроизводство. Будучи продуктом роста производства, международный кредит одновременно является его необходимым условием и катализатором. Он способствует интернационализации производства и обмена, образованию и развитию мирового рынка.
Формы и виды международного кредита можно классифицировать по нескольким основаниям, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений, в частности: источникам, назначению, валюте займа, срокам, типу процентной ставки, льготности, организационно-правовым формам, кредитному обеспечению и другим.
Международный кредитный рынок представляет собой сферу и форму организации движения кредитных ресурсов между странами.
Составными частями мирового кредитного рынка являются рынки: евровалют, евродепозитов, еврокредитов, еврооблигаций.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ
ФИНАНСОВЫХ И КРЕДИТНЫХ
2.1 Международный валютный фонд
Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.
На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ [16].
МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит.
В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.
Основные функции МВФ:
- содействие международному сотрудничеству в денежной политике;
- расширение мировой торговли;
- кредитование;
- стабилизация денежных обменных курсов;
- консультирование стран-дебиторов (должников);
- разработка стандартов международной финансовой статистики;
- сбор и публикация международной финансовой статистики.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов государств-членов, каждое из которых обычно выплачивает приблизительно 25 % своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75 % — в своей национальной валюте. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами-членами в руководящих органах МВФ [16].
Исполнительный совет, который определяет политику и отвечает за большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде — Соединенные Штаты, Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 стран организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает по исполнительному директору. Примером такой группы стран может служить объединение стран-бывших среднеазиатских республик СССР под руководством Швейцарии, которое получило название Гельветистан[3]. Часто группы формируются странами со схожими интересами и обычно из одного региона, например, франкоязычные страны Африки.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса.
Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда [16].
Основные механизмы кредитования МВФ:
1) Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
2) Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша, составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю [16].
3) Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.
4) Механизм расширенного кредитования (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ [16].
2.2 Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка — пять организаций, созданных в разное время и объединённых функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам [3].
В Группу Всемирного банка входят следующие организации:
1) Международный банк
2) Международная ассоциация
3) Международная финансовая корпорация — МФК;
4) Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ;
5) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС.
Первые две организации (МБРР и МАР) образуют собственно Всемирный банк. Штаб-квартиры всех пяти организаций расположены в Вашингтоне, США.
Организации, входящие в Группу Всемирного банка, были созданы в разное время по мере расширения задач, решаемых Всемирным банком. Первым был создан Международный банк реконструкции и развития в соответствии с решением Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Начал свою деятельность в 1946 г., первый кредит в размере 250 млн долларов был предоставлен Франции. В начале своего существования МБРР оказывал финансовую помощь странам Европы и Японии в восстановлении экономики после Второй мировой войны. Позднее его деятельность была направлена на оказание финансовой помощи развивающимся странам [3].
Международная финансовая корпорация была создана в 1956 г. с целью предоставления кредитов напрямую частным компаниям.
Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. с целью оказания финансовой помощи развивающимся государствам в форме кредитов, предоставляемым по минимальным ставкам или без процентов, а также в форме грантов. Кредиты по линии МАР предоставляются, как правило, под гарантии государства.
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров был создан в 1966 г. для урегулирования спорных вопросов в процессе оказания финансовой помощи в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными компаниями других государств, т. н. Вашингтонской конвенцией.
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций было создано в 1988 г. для защиты от рисков, в первую очередь, политических; инвестиций, осуществляемых в рамках финансовой помощи по линии МБРР, МАР и МФК.
Всемирный банк создан по принципу акционерного общества, акционерами которого являются 185 стран-членов этой организации. Количество голосов, которыми обладают страны-участницы, зависит от их доли в капитале Банка, которая в свою очередь определяется их долей в мировой экономике. Эти акционеры представлены Советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решения и определяющим политику Группы Всемирного Банка. Страны-участницы представлены в Совете управляющих, как правило, министрами финансов. Совет управляющих проводит свои совещания один раз в год во время Ежегодных совещаний Советов управляющих Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда.
Информация о работе Международный кредит: сущность, виды и способы осуществления