Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 15:38, контрольная работа
Одним из основных способов снижения риска неплатежа по кредиту является тщательное обследование потенциальных заемщиков. При подготовке банком решения о кредитовании заемщика, сотрудник кредитного подразделения анализирует его доходы и имущественное положение. Целью такого анализа является получение ключевых, информативных параметров, позволяющих оценить платежеспособность и кредитоспособность потенциального заемщика. Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов. Каждый фактор риска должен быть точно оценен и рассчитан.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………4
2.ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………………………………7
3. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………23
При оценке кредитоспособности клиента, как правило, принимают во внимание такие факторы, как:
- правоспособность и
- его моральный облик, репутация заемщика;
- умение, т.е. желание, соединенное
с возможностью оправдать
- наличие обеспечительного
- способность получать доход и исправно выполнять принятый на себя долг.
Интерес к оценке кредитоспособности клиента снизился в советское время, так как предприятия при предоставлении кредита подразделялись на "хорошо" и "плохо" работающие в зависимости от показателей их хозяйственно-финансовой деятельности. Особый интерес к кредитоспособности кредитополучателей возник в постсоветский период с переходом экономики на рыночные отношения. [3; 202]
Предварительный анализ потенциальной возможности возврата банковских ссуд основывается на изучении личных качеств первых лиц, а также ликвидности и платежеспособности предприятий. Это значит, что в основе анализа возвратности ссуд находятся психологические и экономические факторы.
Личные качества руководителя включают порядочность, возраст, состояние здоровья, наличие правопреемника и профессиональный опыт. Порядочность – главное качество, лежащее в основе эффективности предпринимательства и кредитно-расчетных отношений с банком. Основной критерий порядочности – многолетние традиции, которые определяют авторитет фирмы и ее руководителей на товарных рынках. Порядочность является гарантией того, что клиент примет все необходимые меры для своевременного возврата предоставленных средств и уплаты процентных денег. При сомнениях относительно порядочности первого должностного лица банки воздерживаются от предоставления ссуд. Поэтому они предпочитают кредитовать фирмы, владельцы и руководители которых происходят из семей, длительное время проживающих в данной местности, имеющих родовые дома и другую недвижимость и зарекомендовавших себя как честных людей, обладающих необходимым авторитетом для ведения коммерческих дел.
Возраст первого лица учитывается при выдаче ссуд следующим категориям заемщиков: 1) молодым предпринимателям не имеющим достаточного опыта в сфере бизнеса, – ссуды предоставляют только при страховке активов или под гарантию третьего лица; 2) бизнесменам преклонного возраста – при наличии правопреемника, способного принять ответственность за погашение долгового обязательства.
Состояние здоровья клиента оказывает решающее воздействие на принятие решения о кредитовании при психических, венерических, раковых и других заболеваниях. Как правило, медицинские органы не представляют банкам официальные данные о состоянии здоровья их клиентов. Поэтому при необходимости банки могут требовать соответствующие справки непосредственно от должностных лиц, заинтересованных в получении банковских ссуд. Кроме того, используется доверительная информация авторитетных лиц и других клиентов банка.
Наличие правопреемственности устанавливается с помощью соответствующих юридических документов, заверенных нотариальными органами. К этим документам относятся завещания, доверенности на ведение коммерческих дел, приказы и распоряжения о назначении на руководящие должности и другие документы.
Высокие личные качества владельцев и руководителей фирм в конечном счете находят отражение в объективных показателях коммерческой деятельности. Помимо общих показателей хозяйственно-финансовой деятельности (уровень собственного капитала, валовая товарная продукция, реализация, прибыль, рентабельность) банки проявляют интерес к специальным показателям, непосредственно влияющим на возвратность предоставленных ссуд. В современной банковской практике такие показатели ассоциируются с понятием кредитоспособности заемщика. [12; 94]
В процессе управления кредитным риском коммерческие банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяют сделать вывод об уровне кредитоспособности заемщика. Конкретный набор показателей, характеризующих деятельность предприятия в разных банках, неодинаков и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений. [8; 39]
Критерии и показатели оценки кредитоспособности заемщика во многом определяются экономическими особенностями развития общества. Формирование товарно-денежных отношений, развитие предпринимательства и частного сектора, эволюция форм и видов кредита, государственная политика в области кредита выступают ключевыми факторами для поиска актуальных показателей кредитоспособности. Уровень развития банковского дела и сложившаяся культура кредитования также накладывают своеобразный отпечаток на процесс анализа кредитоспособности. Критерии, которые в настоящее время свидетельствуют о кредитоспособности предприятия, завтра могут не приниматься во внимание. Сегодняшний тип заемщика, пользующийся уважением и расположением банковского общества, завтра может перестать считаться таковым. [8; 40]
Оценка кредитоспособности предполагает использование прежде всего показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности. Однако такие показатели при всей своей важности имеют некоторые ограничения. Это обусловлено тем, что:
во-первых, многие показатели, характеризуют финансовое положение заемщика в прошлом, так как рассчитываются они по данным за истекший период; прогноз же кредитоспособности на перспективу основывается на оценке возможностей погашения ссуд в будущем;
во-вторых, такие показатели рассчитываются на основании данных об остатках на отчетные даты, а не на основе данных об оборотах за определенный период, в то время как данные об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд. [12; 189]
Таким образом, кредитоспособность клиента банка характеризуется его репутацией, кредитной историей, аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из разных источников. При этом банк может использовать необходимую информацию о потенциальном заемщике, анализируя собственную база данных, внешние источники, финансовые отчеты. Адекватно оцененная информация и рассчитанные факторы и показатели риска позволят банку принять верное решение в отношении совершения кредитной сделки.
3. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
Определение кредитоспособност
Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации о способности клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения кредита, о наличии у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданного кредита, и т.д. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, ко-торые испытывают банк и его клиент, и прочие факторы. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут быть сведения с места работы, места жительства и т.п.
Большинство зарубежных банков использует в своей практике два метода оценки кредитоспособности.
1. Системы оценки
При экспертных оценках кредитоспособности клиента банки полагаются на общеэкономический подход, т.е. банки анализируют информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку как личных качеств, так и финансового состояния заемщика.
В международной практике такому методу уделяется большое внимание, развивается соответствующая сеть мониторинга, анализирующая кредитную историю потенциальных заемщиков.
Так, в США кредитный инспектор почти всегда запрашивает местное или региональное кредитное бюро о кредитной истории клиента. В США работают свыше 2 ООО кредитных бюро, которые располагают данными о большинстве физических лиц, когда-либо получавших кредиты, об истории погашения этих кредитов и о кредитном рейтинге заемщиков.
2. Балльные системы оценки кредитоспособности клиентов.
Балльные системы оценки создаются банками на основе факторного анализа. Эта система использует накопленную базу данных «хороших», «надежных» и «неблагополучных» кредитов, что позволяет установить критериальный уровень оценки заемщика.
Использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов— более объективный и экономически обоснованный метод принятия решений, чем экспертные оценки.
Во Франции, например, кредитоспособность физического лица оценивается по системе скоринга. Программа определения целесообразности и условий выдачи потребительского кредита содержит три раздела: информация по кредиту, сведения о клиенте, финансовое положение клиента.
В первый раздел вносятся данные о служащем банка, выдающем кредит, номер досье клиента, название агентства, вид и сумма кредита, периодичность его погашения, процентная ставка без страховых платежей, дата предоставления кредита, день месяца, выбранный клиентом для ее погашения, приводится ответ на вопрос о необходимости страхования, абсолютный размер ежемесячного погашения кредита со страховым платежом и без него, общий размер процентов и страховых платежей, которые будут уплачены банку.
Во второй раздел программы вводятся данные о профессии клиента, его принадлежности к определенной социальной группе, работодателе, чистом годовом заработке, расходах за год, стаже работы.
Третий раздел — финансовое положение клиента— содержит сведения об остатках на текущих и сберегательных счетах, соотношении доходов и расходов.
Системы балльной оценки обладают тем несомненным преимуществом, что они позволяют быстро и с минимальными затратами труда обработать большой объем кредитных заявок, сократив, таким образом, операционные расходы. Кроме того, они представляют собой и более эффективный способ оценки заявок, т.е. могут проводиться кредитными инспекторами, не обладающими достаточным опытом работы. Это позволяет сокращать убытки от выдачи безнадежных кредитов.
В системах скоринга обычно применяют дискриминантные модели или аналогичный по сути метод логистической регрессии (логит). В них используются несколько переменных, дающих в сумме цифровой балл каждого потенциального заемщика. Если такой балл превышает критический уровень, то при отсутствии другой компрометирующей информации кредит будет предоставлен. Если же балл потенциального заемщика не достигает критического уровня и нет смягчающих обстоятельств, в кредите будет отказано. В число важнейших переменных, используемых в подобных системах, входят рейтинги кредитного бюро, сведения о семейном положении, числе иждивенцев, наличие дома в собственности, об уровне дохода, о наличии домашнего телефона, количестве и видах банковских счетов, роде занятий и продолжительности работы на последнем месте.
Основополагающая идея применения балльной оценки кредита заключается в том, что банк способен вычленить финансовые, экономические и мотивационные факторы,обусловливающие отличие «хороших» кредитов от «плохих» путем анализа отношений с более крупными группами клиентов, являвшихся в прошлом заемщиками. В соответствии с этой идеей ряд определенных таким образом благоприятных факторов могут (с некоторой долей риска) быть приняты как свидетельство перспектив заключения хорошей кредитной сделки и в будущем. Очевидно, данное предположение — в случае кардинального изменения экономических условий или иных обстоятельств — может оказаться ошибочным. И это является одной из причин частого пересмотра испытанных систем балльной оценки, осуществляемого по мере выявления более точных показателей.
Кредитный скоринг обычно базируется на данных заявки на потребительский кредит и предусматривает присвоение соответствующим пунктам некоторого балла (от 1 до 10). Осуществив ввод в компьютер необходимой информации, служащий банка по сумме набранных баллов получает заключение, можно ли выдавать кредит.
Российские банки в своей практике используют подобные методы оценки, например в Сбербанке РФ платежеспособность заемщика определяется следующим образом:
Р = Дч х К х Т, (12.1)
где Дч — среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев за вычетом всех обязательных платежей (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др.);
К — коэффициент, зависящий от величины Дч, а именно К = 0,3 при Дч в эквиваленте до 500 долл. США, К= 0,4 при Дч в эквиваленте от 501 до 1 ООО долл. США, К = 0,5 при Дч в эквиваленте свыше 2 000 долл. США;
Т — срок кредитования (в мес.)
Доход в долларовом эквиваленте определяется следующим образом:
дч = Доход в рублях (12 2)
Курс доллара США, установленный ЦБ РФ на момент обращения заявителя в банк
Величина Дч может быть скорректирована в сторону уменьшения (с соответствующими пояснениями в заключении кредитного инспектора).
При предоставлении кредита в рублях платежеспособность рассчитывается в рублях. При предоставлении кредита в иностранной валюте платежеспособность рассчитывается в долларах США.
Максимальный размер предоставляемого кредита (S) рассчитывается в два этапа.
1 + Годовая процентная ставках срок кредитования (в месяцах) 12x100
Информация о работе Методики оценки кредитоспособности физических лиц