Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:36, курсовая работа
В силу специфики задач Национального банка его правовое положение имеет двойственную природу. С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед ним законодательством, Национальному банку предоставлен целый ряд властных полномочий. Это та сторона деятельности Национального банка, которая позволяет назвать его субъектом публичного права. Однако наряду с выполнением административных функций Национальный банк является банком - субъектом хозяйствования, наделенным правом совершать различные банковские операции с кредитно-финансовыми организациями, Правительством, иными клиентами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ, ФУНКЦИЙ И ОПЕРАЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Организационная структура Национального банка Беларуси 5
1.2 Цели, функции и операции проводимые Национальным банком Республики Беларусь 8
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14
2.1 Операции, проводимые Национальным банком Республики Беларусь 14
2.2 Платежная система Республики Беларусь 21
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Действия Национального банка Республики Беларусь. Денежно-кредитное регулирование 23
3.2 Современная роль Национального банка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
На практике и в экономической
литературе используется также понятие
“банковская услуга”, нередко не
делается различие между этим понятием
и “банковской операцией”. Банковская
услуга – одна или несколько операций
банка, удовлетворяющих определенную
потребность конкретного
Пассивные операции – операции,
посредством которых банки
В пассивных операциях центральных банков значится выпуск банкнот (эмиссия денег). С помощью пассивных операций формируются собственные, привлеченные и эмитированные средства. Собственные средства формируются за счет операций по выпуску и размещению акций, отчислением из прибылей и др. Привлеченные средства – это привлечение средств клиентов с оказанием услуг, без оказания услуг и привлечение средств из других источников.
Объемы, состав и структура банковских пассивов образуют ресурсный потенциал банка, влияют на масштабы активных операций и, как результат, на доходы банка, а также на ликвидность банка.
Активные операции – операции
по размещению банками имеющихся
в их распоряжении ресурсов для получения
прибыли и поддержания
Связь между активными и пассивными операциями банков очевидна. Размер и структура активных операций зависят от привлечения ресурсов. Доходы от активных операций увеличивают ресурсы. Коммерческие банки обладают способностью в определенной степени “создавать вклады”, зачисляя суммы ссуд на счета кредитополучателя. При этом денежная масса в виде средств на текущих счетах, используемых для расчетов, расширяется. Возможность такого расширения ограничивается необходимостью поддерживать ликвидность банков.
Другие операции банков – операции, сопутствующие деятельности банков. Эти операции направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка. Их развитие характерно обычно для универсальных банков. При этом существует тесная связь прочих операций коммерческого банка с основными: кредитно-расчетными, депозитными, инвестиционными. Комплекс дополнительных, финансовых, информационных и посреднических услуг, оказываемых банком, расширяет круг клиентуры и делает более привлекательным условия кредитно-расчетного их обслуживания. К другим операциям, оказываемых банками, можно отнести: хранение ценностей; осуществление научно-технических разработок; консультационно-правовые, информационно-аналитические и справочные услуги; сервисные услуги; нумизматические операции; совместная деятельность банков и других юридических лиц; благотворительная деятельность и осуществление финансовой поддержки и т.п.
Кредиты Национального банка
Республики Беларусь предоставляются
на условиях обеспеченности, срочности,
возвратности и платности в соответствии
с заключенным с банком генеральным
кредитным договором. Со стороны
Национального банка
В обеспечение кредитов передаются в залог ценные бумаги, включенные в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов.
Залог должен быть предоставлен банком в сумме, компенсирующей все требования Национального банка по предоставляемому кредиту. В состав требований включаются сумма основного долга по кредиту, проценты по кредиту, а также расходы Национального банка (при их наличии) по обслуживанию этого кредита и реализации залога.
Кредиты предоставляются банку, если одновременно выполняются следующие условия:
• банк заключил с Национальным банком генеральный кредитный договор в соответствии с пунктом 1 настоящей Инструкции;
• банком выдана Национальному банку доверенность на право реализации заложенных ценных бумаг при неисполнении (ненадлежащем исполнении) банком своих обязательств по генеральному кредитному договору.
Кредиты овернайт предоставляются Национальным банком для обеспечения бесперебойности расчетов. Процентная ставка по кредитам овернайт устанавливается комитетом по монетарной политике. Предоставление банкам кредитов овернайт осуществляется в пределах индивидуальных лимитов, устанавливаемых комитетом по монетарной политике, не реже одного раза в квартал по каждому банку в отдельности. Отказ Национального банка в предоставлении кредита овернайт допускается только в случаях:
• исчерпания индивидуального лимита;
• невыполнения банком хотя бы одного из условий, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции;
• приостановления Национальным банком предоставления банкам кредитов овернайт.
Ломбардные кредиты
• по заявлениям банков. В
этом случае кредит предоставляется
в любой рабочий день по фиксированной
ставке ломбардного кредита при
наличии согласия со стороны Национального
банка; срок кредита определяется в
заявлении банка и
• по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона. В этом случае ломбардные кредиты предоставляются после проведения аукциона по процентной ставке и в сумме, определяемой условиями и итогами аукциона. Решение о проведении аукциона и форме (способе) проведения принимается по предложению главного управления монетарных операций Национального банка заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность указанного главного управления.
Рассмотрение заявления банка на получение ломбардного кредита производится главным управлением монетарных операций совместно с управлением бухгалтерского учета банковских операций. Решение о целесообразности предоставления ломбардного кредита по фиксированной ставке согласно поданному заявлению принимается на основании предложений главного управления монетарных операций заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность указанного главного управления, либо лицом, им уполномоченным. Отказ банку в предоставлении кредита Национальный банк не мотивирует[8].
Под каждый предоставляемый банку ломбардный кредит и (или) кредит овернайт Национальный банк принимает в залог необходимое количество ценных бумаг и переводит заложенные ценные бумаги из раздела "Блокировано Национальным банком" в соответствующий раздел счета "депо" Национального банка:
"Блокировано в залоге
под ломбардные кредиты
"Блокировано в залоге
под кредиты овернайт
Депозитарий исполняет заявление
на перевод путем перевода поименованных
в нем ценных бумаг из раздела
"Блокировано Национальным банком"
счета "депо" Национального банка
на указанный банком счет "депо"
банка в течение 20 минут после
поступления заявления, а в случае,
если на исполнении в депозитарии
в это время находятся
При непогашении банком кредита
и процентов за пользование им
в установленный срок остаток
задолженности по кредиту и начисленным
процентам в конце дня, являющегося
установленным днем исполнения обязательств
банка, переносится Национальным банком
на соответствующие счета по учету
просроченной задолженности. Проценты
на остаток просроченной задолженности
по кредиту до дня удовлетворения
всех требований Национального банка
начисляются в размере
В целях регулирования ликвидности банков Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь осуществляет следующие виды операций с использованием иностранной валюты:
• сделки СВОП;
• операции по встречному размещению депозитов.
При проведении сделки СВОП Национальный банк осуществляет покупку у банков иностранной валюты за национальную валюту (прямая сделка) с обязательством продажи иностранной валюты за национальную валюту через определенный сторонами по сделке срок (обратная сделка). При этом сумма иностранной валюты не изменяется.
Обзор Национального банка Республики Беларусь за 2013 г. |
||||||
млрд. рублей |
||||||
Показатели |
01.07.2013 |
01.08.2013 |
01.09.2013 |
01.10.2013 |
01.11.2013 |
01.12.2013 |
Чистые иностранные активы |
67 973,8 |
64 577,0 |
64 266,6 |
61 545,2 |
57 199,8 |
52 760,2 |
Требования к нерезидентам |
71 236,6 |
71 090,7 |
70 602,1 |
68 137,3 |
63 881,4 |
59 781,7 |
Монетарное золото |
14 296,5 |
15 927,2 |
17 109,6 |
16 446,1 |
16 669,2 |
15 986,8 |
Иностранная валюта |
701,4 |
703,1 |
792,0 |
780,3 |
776,6 |
764,1 |
Депозиты |
38 605,9 |
43 009,0 |
47 549,3 |
42 994,6 |
40 358,2 |
38 265,0 |
Ценные бумаги, кроме акций |
0,0 |
43,4 |
251,0 |
254,8 |
305,1 |
309,6 |
Кредиты |
17 485,1 |
11 288,3 |
4 829,4 |
7 446,5 |
5 628,2 |
4 395,4 |
Прочее |
147,7 |
119,8 |
70,8 |
214,9 |
144,0 |
60,8 |
Обязательства перед нерезидентами |
3 262,7 |
6 513,8 |
6 335,6 |
6 592,1 |
6 681,5 |
7 021,5 |
Депозиты |
3 161,7 |
6 420,6 |
6 227,6 |
6 523,6 |
6 675,7 |
6 974,1 |
Кредиты |
59,5 |
58,5 |
57,5 |
56,4 |
0,0 |
0,0 |
Прочее |
41,5 |
34,6 |
50,5 |
12,1 |
5,9 |
47,5 |
Чистые требования к органам государственного управления |
-57 903,4 |
-56 733,5 |
-54 677,5 |
-54 511,9 |
-52 780,9 |
-47 206,0 |
Требования к органам |
1 380,5 |
1 370,0 |
1 372,1 |
1 366,9 |
1 368,0 |
1 370,4 |
Ценные бумаги |
1 380,1 |
1 369,6 |
1 371,7 |
1 366,6 |
1 367,6 |
1 370,1 |
Другие требования |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Обязательства перед органами государственного управления |
59 283,8 |
58 103,5 |
56 049,6 |
55 878,9 |
54 148,9 |
48 576,4 |
Депозиты |
59 279,0 |
58 096,3 |
56 041,9 |
55 874,3 |
54 145,6 |
48 570,9 |
Другие обязательства |
4,8 |
7,3 |
7,7 |
4,5 |
3,3 |
5,5 |
Требования к банкам |
7 937,5 |
9 333,0 |
8 768,8 |
8 429,4 |
8 663,3 |
11 881,1 |
Требования к другим секторам |
14 351,3 |
14 350,8 |
14 349,8 |
14 340,6 |
14 330,7 |
14 328,3 |
Требования к другим финансовым организациям |
13 638,7 |
13 638,7 |
13 638,7 |
13 637,7 |
13 637,7 |
13 637,7 |
Требования к государственным нефинансовым организациям |
503,3 |
503,1 |
503,4 |
504,3 |
503,6 |
503,7 |
Требования к другим нефинансовым организациям |
29,3 |
30,4 |
30,3 |
22,7 |
16,0 |
16,1 |
Требования к физическим лицам |
180,1 |
178,6 |
177,3 |
175,9 |
173,4 |
170,8 |
Денежная база |
35 497,1 |
34 601,4 |
34 373,5 |
31 699,9 |
29 424,0 |
34 341,2 |
Наличные деньги в обороте |
13 837,3 |
13 294,3 |
13 920,9 |
13 424,1 |
12 496,1 |
12 691,8 |
Наличные деньги в кассах банков |
4 781,0 |
4 638,3 |
4 941,2 |
4 820,7 |
4 650,3 |
4 721,5 |
Обязательные резервы |
16 742,8 |
16 352,8 |
15 176,1 |
12 982,2 |
12 096,1 |
15 666,2 |
Депозиты банков |
131,8 |
176,5 |
329,7 |
471,2 |
180,7 |
1 259,8 |
Депозиты других секторов |
4,2 |
139,4 |
5,6 |
1,6 |
0,8 |
1,8 |
Ценные бумаги, кроме акций, включаемые в денежную массу |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Другие обязательства перед |
32 529,0 |
30 987,1 |
31 629,8 |
32 364,1 |
32 665,2 |
33 501,1 |
Депозиты |
17 534,1 |
17 891,8 |
18 077,8 |
19 025,1 |
18 603,5 |
18 590,4 |
Производные финансовые инструменты |
11 689,5 |
11 958,5 |
12 068,7 |
12 094,0 |
12 658,0 |
12 846,0 |
Прочее |
3 305,4 |
1 136,8 |
1 483,2 |
1 245,0 |
1 403,7 |
2 064,7 |
Депозиты, не включаемые в денежную массу |
2 926,6 |
3 251,3 |
3 293,3 |
3 335,3 |
3 696,5 |
3 742,2 |
Ценные бумаги, кроме акций, не включаемые в денежную массу |
493,6 |
507,2 |
514,1 |
521,4 |
535,6 |
543,2 |
Акции и другие виды участия в капитале |
-29 830,0 |
-28 580,2 |
-27 829,2 |
-28 814,5 |
-29 603,4 |
-31 029,7 |
Прочие статьи (чистые) |
-9 256,9 |
-9 239,5 |
-9 274,0 |
-9 302,9 |
-9 305,0 |
-9 334,4 |
Другие пассивы |
26 709,5 |
26 994,2 |
26 986,1 |
27 254,7 |
27 644,9 |
27 658,7 |
Другие активы |
35 966,4 |
36 233,7 |
36 260,1 |
36 557,6 |
36 949,9 |
36 993,1 |
Обзор Национального банка Республики Беларусь за 2013 г. |
||||||
млрд. рублей |
||||||
Показатели |
01.07.2013 |
01.08.2013 |
01.09.2013 |
01.10.2013 |
01.11.2013 |
01.12.2013 |
Чистые иностранные активы |
67 973,8 |
64 577,0 |
64 266,6 |
61 545,2 |
57 199,8 |
52 760,2 |
Требования к нерезидентам |
71 236,6 |
71 090,7 |
70 602,1 |
68 137,3 |
63 881,4 |
59 781,7 |
Монетарное золото |
14 296,5 |
15 927,2 |
17 109,6 |
16 446,1 |
16 669,2 |
15 986,8 |
Иностранная валюта |
701,4 |
703,1 |
792,0 |
780,3 |
776,6 |
764,1 |
Депозиты |
38 605,9 |
43 009,0 |
47 549,3 |
42 994,6 |
40 358,2 |
38 265,0 |
Ценные бумаги, кроме акций |
0,0 |
43,4 |
251,0 |
254,8 |
305,1 |
309,6 |
Кредиты |
17 485,1 |
11 288,3 |
4 829,4 |
7 446,5 |
5 628,2 |
4 395,4 |
Прочее |
147,7 |
119,8 |
70,8 |
214,9 |
144,0 |
60,8 |
Обязательства перед нерезидентами |
3 262,7 |
6 513,8 |
6 335,6 |
6 592,1 |
6 681,5 |
7 021,5 |
Депозиты |
3 161,7 |
6 420,6 |
6 227,6 |
6 523,6 |
6 675,7 |
6 974,1 |
Кредиты |
59,5 |
58,5 |
57,5 |
56,4 |
0,0 |
0,0 |
Прочее |
41,5 |
34,6 |
50,5 |
12,1 |
5,9 |
47,5 |
Чистые требования к органам государственного управления |
-57 903,4 |
-56 733,5 |
-54 677,5 |
-54 511,9 |
-52 780,9 |
-47 206,0 |
Требования к органам |
1 380,5 |
1 370,0 |
1 372,1 |
1 366,9 |
1 368,0 |
1 370,4 |
Ценные бумаги |
1 380,1 |
1 369,6 |
1 371,7 |
1 366,6 |
1 367,6 |
1 370,1 |
Другие требования |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Обязательства перед органами государственного управления |
59 283,8 |
58 103,5 |
56 049,6 |
55 878,9 |
54 148,9 |
48 576,4 |
Депозиты |
59 279,0 |
58 096,3 |
56 041,9 |
55 874,3 |
54 145,6 |
48 570,9 |
Другие обязательства |
4,8 |
7,3 |
7,7 |
4,5 |
3,3 |
5,5 |
Требования к банкам |
7 937,5 |
9 333,0 |
8 768,8 |
8 429,4 |
8 663,3 |
11 881,1 |
Требования к другим секторам |
14 351,3 |
14 350,8 |
14 349,8 |
14 340,6 |
14 330,7 |
14 328,3 |
Требования к другим финансовым организациям |
13 638,7 |
13 638,7 |
13 638,7 |
13 637,7 |
13 637,7 |
13 637,7 |
Требования к государственным нефинансовым организациям |
503,3 |
503,1 |
503,4 |
504,3 |
503,6 |
503,7 |
Требования к другим нефинансовым организациям |
29,3 |
30,4 |
30,3 |
22,7 |
16,0 |
16,1 |
Требования к физическим лицам |
180,1 |
178,6 |
177,3 |
175,9 |
173,4 |
170,8 |
Денежная база |
35 497,1 |
34 601,4 |
34 373,5 |
31 699,9 |
29 424,0 |
34 341,2 |
Наличные деньги в обороте |
13 837,3 |
13 294,3 |
13 920,9 |
13 424,1 |
12 496,1 |
12 691,8 |
Наличные деньги в кассах банков |
4 781,0 |
4 638,3 |
4 941,2 |
4 820,7 |
4 650,3 |
4 721,5 |
Обязательные резервы |
16 742,8 |
16 352,8 |
15 176,1 |
12 982,2 |
12 096,1 |
15 666,2 |
Депозиты банков |
131,8 |
176,5 |
329,7 |
471,2 |
180,7 |
1 259,8 |
Депозиты других секторов |
4,2 |
139,4 |
5,6 |
1,6 |
0,8 |
1,8 |
Ценные бумаги, кроме акций, включаемые в денежную массу |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Другие обязательства перед |
32 529,0 |
30 987,1 |
31 629,8 |
32 364,1 |
32 665,2 |
33 501,1 |
Депозиты |
17 534,1 |
17 891,8 |
18 077,8 |
19 025,1 |
18 603,5 |
18 590,4 |
Производные финансовые инструменты |
11 689,5 |
11 958,5 |
12 068,7 |
12 094,0 |
12 658,0 |
12 846,0 |
Прочее |
3 305,4 |
1 136,8 |
1 483,2 |
1 245,0 |
1 403,7 |
2 064,7 |
Депозиты, не включаемые в денежную массу |
2 926,6 |
3 251,3 |
3 293,3 |
3 335,3 |
3 696,5 |
3 742,2 |
Ценные бумаги, кроме акций, не включаемые в денежную массу |
493,6 |
507,2 |
514,1 |
521,4 |
535,6 |
543,2 |
Акции и другие виды участия в капитале |
-29 830,0 |
-28 580,2 |
-27 829,2 |
-28 814,5 |
-29 603,4 |
-31 029,7 |
Прочие статьи (чистые) |
-9 256,9 |
-9 239,5 |
-9 274,0 |
-9 302,9 |
-9 305,0 |
-9 334,4 |
Другие пассивы |
26 709,5 |
26 994,2 |
26 986,1 |
27 254,7 |
27 644,9 |
27 658,7 |
Другие активы |
35 966,4 |
36 233,7 |
36 260,1 |
36 557,6 |
36 949,9 |
36 993,1 |
Информация о работе Операции Национального банка Республики Беларусь