Операции Национального банка Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

В силу специфики задач Национального банка его правовое положение имеет двойственную природу. С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед ним законодательством, Национальному банку предоставлен целый ряд властных полномочий. Это та сторона деятельности Национального банка, которая позволяет назвать его субъектом публичного права. Однако наряду с выполнением административных функций Национальный банк является банком - субъектом хозяйствования, наделенным правом совершать различные банковские операции с кредитно-финансовыми организациями, Правительством, иными клиентами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ, ФУНКЦИЙ И ОПЕРАЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 5
1.1 Организационная структура Национального банка Беларуси 5
1.2 Цели, функции и операции проводимые Национальным банком Республики Беларусь 8
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14
2.1 Операции, проводимые Национальным банком Республики Беларусь 14
2.2 Платежная система Республики Беларусь 21
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Действия Национального банка Республики Беларусь. Денежно-кредитное регулирование 23
3.2 Современная роль Национального банка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_olya.docx

— 85.95 Кб (Скачать файл)



 

 

2.2 Платежная система Республики Беларусь

В соответствии со статьями 25, 32 Банковского кодекса  Республики Беларусь одной из основных целей деятельности Национального  банка Республики Беларусь (далее  – Национальный банк) является организация  эффективного, надежного и безопасного  функционирования платежной системы.

В рамках достижения этой цели Национальный банк осуществляет управление функционированием  платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а  также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих  состояние платежной системы  Республики Беларусь.

Национальный  банк определяет правила, сроки и  стандарты проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной  и наличной формах и ответственность  за их нарушение.

Национальный  банк ведет ведомственный архив  данных и документов по межбанковским  расчетам. Национальный банк вправе использовать этот архив для статистической и  иной обработки, а также для подтверждения  операций, осуществленных при проведении межбанковских расчетов.

Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы  межбанковских расчетов Национального  банка (далее – АС МБР). BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (расчетно-клиринговая система по ценным бумагам и системы расчетов с использованием банковских платежных карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

Техническую реализацию функций Национального  банка по организации и проведению межбанковских расчетов через систему BISS осуществляет Расчетный центр  Национального банка (далее –  Расчетный центр). Расчетный центр  имеет право электронной цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения электронной цифровой подписью исполненных электронных платежных документов.

Режим работы системы BISS определяется графиком приема и обработки системой BISS электронных  платежных документов и электронных  сообщений (далее – график системы BISS). График системы BISS устанавливает  время подготовки к началу операционного  дня, продолжительность операционного  дня и время закрытия операционного  дня системы BISS. Продолжительность  операционного дня системы BISS установлена  с 9.00 до 17.30. При этом операционное время  для приема электронных платежных  документов и электронных сообщений  – с 9.00 до 16.45, время для урегулирования обязательств между банками и  между банками и Национальным банком – с 16.45 до 17.30. В выходные и праздничные дни система BISS не работает.

Межбанковские расчеты в системе BISS осуществляются с учетом следующих принципов:

  • разделение платежного потока на электронные платежные документы Национального банка, срочные электронные платежные документы и несрочные электронные платежные документы банков;
  • проведение межбанковских расчетов по электронным платежным документам Национального банка с использованием механизма обработки срочных электронных платежных документов независимо от наличия средств на межфилиальном счете Национального банка;
  • проведение межбанковских расчетов по срочным электронным платежным документам на валовой основе в пределах денежных средств на корреспондентских счетах банков;
  • проведение межбанковских расчетов по несрочным электронным платежным документам с использованием механизма взаимозачета с учетом суммы резерва, устанавливаемого банками для осуществления расчетов по несрочным электронным платежным документам;
  • отражение суммы каждого электронного платежного документа по корреспондентскому (межфилиальному) счету банка (Национального банка) индивидуально в полном размере. Частичная оплата электронных платежных документов не допускается.

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Действия Национального банка Республики Беларусь. Денежно-кредитное регулирование

Проводимое  Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь. Результаты исследований показали, что в последние годы, начиная с 1991, нет должной увязки между конечными и промежуточными целями и применением инструментов денежно-кредитного регулирования. Достижения намечаемых показателей по экономическому росту осуществлялись за счет экстенсивных факторов денежно-кредитной политики при ухудшении качественных макроэкономических показателей. Так, в 1997 году при приросте ВВП на 10% прирост денежной массы составил 89%, потребительских цен - 63%. В результате к 1.10.97г. общие потери владельцев рублевых депозитов составили 4,8 трлн. рублей. Таким образом, полученный рост ВВП был профинансирован за счет обесценивания средств держателей белорусских рублей и роста просроченной задолженности за поставленные в республику энергоносители (93,6 млн. долларов США). Неоправданная эмиссия оказала отрицательное давление на многие показатели. Официальный валютный курс Национального банка и политика в этой области способствовали снижению экспорта, падению рентабельности производства, росту бартерных операций, что сдерживало обновление основных фондов, приводило к ухудшению экономических показателей, и, соответственно, к потерям доходных составляющих бюджета. Результатом политики низкой учетной ставки является ускоренная девальвация национальной валюты, высокий уровень инфляции, обесценение инвестиционных ресурсов банков, растущая долларизация экономики, что в 1998 году привело к росту потребительских цен на 181,7%. В итоге, достигнутый в 1997-1998гг. рост ВВП на основе эмиссионного кредитования представляет собой не что иное, как ускоренную выработку истощающихся собственных ресурсов предприятий и банков и «проедания» сбережений населения.

Механизм, исключающий преграды для финансирования государственного сектора, предполагает разработку и принятие Банковского кодекса, который должен определить: систему и статус распорядительных банковских органов, их полномочия в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых организаций, в том числе порядок формирования уставного фонда; права и обязанности кредитно-финансовых учреждений, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; ответственность кредитно-финансовых учреждений; регламентацию процедуры их санации и банкротства; правовые нормы по страхованию вкладов и т. д. Важно определить меру участия Национального банка в бюджетном процессе. Необходимо усилить взаимосвязь кредитной политики с общеэкономической политикой государства, преодолеть дезинтеграцию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной сфер. Бюджет, налоги, кредит, фондовый рынок, цены, приватизацию, целесообразно связать в единый механизм, активно воздействующий на процессы воспроизводства.

Конечными целями денежно-кредитного регулирования  являются: достижение устойчивых в среднесрочном периоде темпов экономического роста;

существенное  снижение темпов инфляции; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса  за счет опережающих темпов роста экспорта по сравнению с импортом;

обеспечение роста инвестиций.

Для создания условий по достижению этих целей необходимо средствами денежно-кредитной политики обеспечить:

  • поддержание темпов роста денежной массы в тесной связи с темпами роста реального сектора экономики;
  • рост иностранных активов банковской системы республики;
  • положительные значения реальных процентных ставок;
  • стабильную динамику валютного курса белорусского рубля.

Для достижения стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, количественных и качественных параметров целесообразно реализовать денежно-кредитный механизм государственного регулирования экономики, который представляет собой концептуальные направления и подходы к достижению стратегических и тактических целей обеспечения темпов роста экономики страны, снижения темпов инфляции и безработицы, недопущения отрицательного сальдо торгового баланса на основе комплексного и гибкого применения инструментов денежно-кредитной политики (учетной ставки, порядка проведения операций на открытом рынке, норм обязательных резервов, политики в области валютного курса, обязательных экономических нормативов) и системы мер по повышению эффективности функционирования банковской системы.

Представляется необходимым  реализовать систему мер по регулированию двух противоречивых макроэкономических тенденций: с одной стороны- укрощение инфляции, с другой стороны - обеспечение роста ВВП и уменьшение безработицы. В отличие от классических западных подходов, которые решают раздельно или проблему инфляции, или проблему роста объема производства и сокращения безработицы, сочетание денежно-кредитной политики «дорогих» денег и селективного подхода к использованию политики «дешевых» денег (только в целях обеспечения инвестиций и воспроизводства) позволяет регулировать процессы увеличения ВВП, снизить безработицу и инфляцию. В итоге денежно-кредитная политика должна быть не жесткой или мягкой, а стимулирующей эффективное производство.

Цели денежно-кредитной  политики определяют содержание и структуру денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики, которое включает политику Национального банка в области учетной ставки, операций на открытом рынке в области обязательных резервов, валютного регулирования, установления экономических нормативов для регулирования банковской деятельности.

В целях повышения  эффективности функционирования банковской деятельности необходимо более широко использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь, который является необходимым условием стабильности денежно-кредитной системы, повышения эффективности регулирования денежной сферы. Усилившиеся на современном этапе тесные связи между Национальным банком и правительством не означают, что государство может безгранично влиять на политику Национального банка. Существенная степень независимости последнего является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможности правительства по использованию ресурсов Национального банка для покрытия бюджетного дефицита или финансирования заранее невозвратных кредитов. В связи с этим представляется целесообразным, при сохранении статуса Национального банка Республики Беларусь в предусмотренном законодательством режиме, найти решение проблемы механизма взаимодействия правительства, министерств и ведомств с Национальным банком, не отказываясь от наработанных и оправданных механизмов.

Необходимым условием развития любой сложноорганизованной социальной системы, не ограниченной принципом  единоначалия, является наличие диалектических противоречий между различными органами ее управления, а в вытекающей отсюда необходимости компромиссов берут свое начало взаимное сдерживание и равновесие этих органов, которые обеспечивают соблюдение законных прав управляемых субъектов. Государственное управление банковской системой обеспечивает соблюдение законных прав и интересов кредитных организаций, их кредиторов и вкладчиков при условии, если на верхнем уровне банковской системы реализована система сдержек и противовесов между различными органами управления.

Как было показано в  работе, применение реинжиниринга требует  особого стиля мышления, основанного на индуктивной философии. Все индуктивные умозаключения связаны с решением проблемы индукции, одной из труднейших и интереснейших в истории познания. Ученый сталкивается с голыми фактами, которые не объясняются на основании существующих законов. Возникает необходимость открытия нового закона или уточнения старых. В поведении конкурентов возникли неожиданные изменения. Руководство банка, попытается отгадать их причину. На рынке информационных технологий появились новые эффективные решения, которые открывают широкие возможности, требуется использовать эти возможности.

Все эти ситуации воспроизводят, хотя и в разных терминах, одну и  ту же проблему. Есть факты, которые нельзя объяснить существующими способами, так как причины или законы, которым они подчиняются, неизвестны. Встает вопрос: как на основании единичных фактов, событий получить знание управляющих ими законен и причин? Данный вопрос выражает суть проблемы индукции проблемы восхождения от знания единичного к знанию общего. Вся трудность решения этой проблемы состоит в невозможности сформулировать однозначный алгоритм ее решения. Реинжиниринг является современным методом решения проблемы индукции в бизнесе, основанным на достижениях современной науки и техники.

Существующие законодательные  нормы делают весьма затруднительным кредитование государственных предприятий, несмотря на привлекательность и перспективность многих проектов. Длительные и сложные процедуры согласования залогов имущества государственных предприятий, многочисленные ограничения по распоряжению государственным имуществом приводят к финансовой незащищенности банков-кредиторов и рискованности выдачи указанных кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Современная роль Национального банка

Современная роль Национального банка  в экономике страны заключается  в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения  потребностей народного хозяйства  в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Национальный банк Республики Беларусь, является центральным банком и государственным  органом Республики Беларусь, действует  исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим Уставом  и независим в своей деятельности.

Информация о работе Операции Национального банка Республики Беларусь