Организация проведения безналичных расчётов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является ЦБ РФ. Банк России — орган, координирующий, регулирующий и лицензирующий организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между кредитными организациями и в целом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной системы расчетов. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки. Платежно-расчетная функция коммерческих банков, наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд, относится к числу важнейших банковских операций. Подсчитано, что на осуществление расчетов приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала.

Содержание

Введение 2

1. Организация безналичных расчётов 3

2. Формы безналичных расчётов
2.1 Расчёты платежными поручениями 4
2.2 Расчёты по инкассо 6
2.3 Расчёты по аккредитивам 9
2.4 Чековая форма расчётов 12
2.5 Вексельная форма расчётов 13

3. Организация безналичных расчётов
с использованием банковских карт 17

4. Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

bankovskoe_delo.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                   2        

                                                                                                              

1. Организация безналичных расчётов                                                  3

 

2. Формы безналичных  расчётов

    2.1 Расчёты  платежными поручениями                                             4

    2.2 Расчёты  по инкассо                                                                        6

    2.3 Расчёты  по аккредитивам                                                              9        

    2.4 Чековая форма расчётов                                                               12

    2.5 Вексельная форма расчётов                                                         13

 

3. Организация безналичных  расчётов 

    с использованием  банковских карт                                                   17

 

4. Список литературы                                                                             20

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст. 861 ГК РФ, должны производиться в безналичном порядке. Вместе с тем расчеты между этими липами могут производиться также и наличными деньгами, если иное не установлено законом. В настоящее время, в соответствии с указаниями ЦБ РФ от 11.11.2001 г. № 1050-У, предельный размер таких расчетов установлен в сумме 60 тыс. р. Указанная сумма является предельной по одному платежу. При этом платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта), следует рассматривать как единый суммарный платеж. Данное ограничение распространяется и на предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Все расчеты между предприятиями и организациями сверх указанных свыше сумм должны производиться только в безналичном порядке.

Безналичные расчеты —  это расчеты путем перевода банками  денежных средств по счетам клиентов на основании расчетных документов в стандартизированной форме, а также путем зачета взаимных встречных требований. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов расчетов, форм и способов совершения платежей и связанного с ними документооборота.

Организатором безналичных  расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является ЦБ РФ. Банк России — орган, координирующий, регулирующий и лицензирующий организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Через свои учреждения он осуществляет расчеты между кредитными организациями и в целом отвечает за эффективное и бесперебойное функционирование отечественной системы расчетов. Непосредственным осуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки. Платежно-расчетная функция коммерческих банков, наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд, относится к числу важнейших банковских операций. Подсчитано, что на осуществление расчетов приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала.

 

 

 

 

1. Организация безналичных расчётов

Безналичные расчеты за товары и  услуги, а также в связи с  финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим  законодательством, в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, расчеты по инкассо, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, а также расчеты векселями.

Формы расчетов избираются клиентами банков самостоятельно предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (в основных договорах).

Взаимные претензии  по расчетам между плательщиком и  получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банковской системе, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в посменной форме в обслуживающий их банк, а уже сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.

Банки осуществляют операции по банковским счетам клиента» на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или электронного документа распоряжение:

  • плательщика произвести платеж определенной денежной суммы получателю средств;
  • получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных  расчетов используются следующие расчетные документы: платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, чеки, инкассовые поручения. Расчетные документы принимаются банком к исполнению только при их соответствии стандартизированным требованиям и должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование расчетного документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
  • вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно»);
  • наименование плательщика, его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и номер счета;
  • наименование и место нахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
  • наименование получателя средств, его ИНН и номер счета;
  • наименование и место нахождения банка получателя, его БПК. номер корреспондентского счета или субсчета;
  • назначение платежа;
  • сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
  • очередность платежа;
  • вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках»;
  • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.

Расчетные документы предъявляются  в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком денежных средств со счета производится всегда на основании первого экземпляра расчетного документа. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денежно-расчетные документы, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Расчетные документы индивидуальных предпринимателей принимаются банками к исполнению без печати, при наличии на первом экземпляре одной подписи. Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

2. Формы безналичных расчётов

2.1 РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ

Платежное поручение представляет распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям.

В  расчетах за товары и услуги платежные поручения  используются в следующих случаях:

  • за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
  • для платежей в порядке предварительной оплаты товаров и услуг (при условии ссылки в поручении на номер основного договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
  • для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
  • при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
  • по арендной плате за помещения;
  • платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям  платежные поручения используются для:

  • платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
  • погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
  • перечисления средств органам государственного и социального страхования;
  • взносов средств в уставные фонды при учреждении ОАО, ЗАО, ООО и т. п.;
  • приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;
  • уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение:

  • 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка;
  • 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке из счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки;
  • 4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению.

Платежные поручения принимаются  банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете платежные поручения помешаются в картотеку № 2 и оплачиваются по мере поступления денежных средств в установленной законом очередности. Если предприятие (организация) имеет право на кредит в форме овердрафта, то платежные поручения оплачиваются за счет банковского кредита. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Расчеты платежными поручениями  имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее прогрессивной формой безналичных расчетов.

2.2 РАСЧЕТЫ ПО ИНКАССО

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк).

Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых всегда производится в бесспорном порядке. Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемом в двух экземплярах. После проверки правильности их заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые расчетные документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов, количество и сумма расчетных документов исправляются и заверяются подписью ответственного исполнителя. Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (изыскателю) платежа в качестве подтверждения приема документов на инкассо. Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку и используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов. Банк, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. При этом подразделения расчетной сети Банка России могут обеспечивать доставку расчетных документов как через службу экспедирования, так и по почте.

Информация о работе Организация проведения безналичных расчётов