Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2015 в 13:19, отчет по практике
Сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретныхсделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению.
1. Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения 6
2. Кассовые операции банка в белорусских рублях и учёт операций с денежной наличностью 12
3. Валютные операции, их оформление и учёт 18
4. Операции по обслуживанию клиентов контролёром отделения банка 28
5. Операции с ценностями, ценными бумагами и их учёт 37
6. Расчётные операции коммерческих банков 43
7. Проверка отчётности отделения банка и отражение выполненных операций в бухгалтерском учёте. Внутрибанковский контроль 51
8. Кредитные операции банка 53
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРИМЕЧАНИЕ | |
04.05.2015 05.05.2045 |
5.3 Организация работы банковского депозитария. |
| |
Депозитарий ОАО «Банк БелВЭБ» оказывает услуги по депозитарному учету эмиссионных ценных бумаг — акций и облигаций — и прав на такие ценные бумаги. Так как практически все эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации) выпускаются в бездокументарной форме (в виде записей на счетах "депо"), то учет прав на них осуществляется только в депозитариях, а основной документарной формой удостоверения прав на ценные бумаги выступает выписка о состоянии счета "депо". Услуги по депозитарному учету ценных бумаг предоставляются юридическим и физическим лицам, резидентам и нерезидентам Республики Беларусь. Депозитарий ОАО «Банк БелВЭБ» оказывает услуги на основании регламента, утвержденного Правлением ОАО «Банк БелВЭБ». Депозитарий ОАО «Банк БелВЭБ» оказывает физическим лицам следующие услуги: -открытие счета "депо" в связи с заключением депозитарного договора на основании заявления при предоставлении клиентом предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь и регламентом депозитария ОАО «Банк БелВЭБ» документов; -обслуживание счета "депо" — совершение операций по счету "депо" клиента на основании поручений "депо" на перевод ценных бумаг и иных первичных документов; -переоформление ценных бумаг по факту дарения, купли-продажи и иным основаниям; -регистрация обременения ценных бумаг обязательствами; Типовые формы документов -депозитарный договор (условия публичной оферты). (См. приложение 3). -заявление на открытие (переоформление накопительного) счета «депо» на имя физического лица. (См. приложение 4).
|
6. Расчётные операции коммерческих банков
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРИМЕЧАНИЕ | |||||||
06.05.2015
07.05.2015 |
6.1. Расчеты, осуществляемые с использованием платежного поручения - (6 .2.)требования |
| |||||||
Платежное требование-поручение — расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям.
Документооборот при расчете платежными требованиями-поручениями:
Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляются непосредственно плательщику. Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств. Плательщик при согласии оплатить (полностью или частично) требование-поручение представляет его в обслуживающий банк в 3 экземплярах. Первый и второй экземпляры должны быть заверены подписями должностных лиц и оттиском печати плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати. Недостатки, присущие данной форме расчетов, проявляются и отсутствии гарантии платежей, в некотором замедлении оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателей, отказов от акцептов (особенно необоснованных). К достоинствам можно отнести упрощение документооборота (не надо сдавать на инкассо, отказы от оплаты производятся, минуя банк) и, следовательно, сокращение издержек по ведению расчетов. |
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРИМЕЧАНИЕ | |||||||
08.05.2015 |
6.3. Расчеты с использованием чеков |
| |||||||
Под расчетами чеками понимаются расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика. Для получения платежа по чеку не требуется получения акцепта банка-плательщика по чеку. При этом сама выдача чека не погашает обязательства плательщика по платежу до момента платежа по чеку. В Республике Беларусь возможны расчеты чеками из чековой книжки и расчетными чеками. Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков регламентирует порядок расчетов в белорусских рублях юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. Посредством чеков из чековых книжек и расчетных чеков за товары, работы, услуги на территории республики Беларусь, а также порядок получения физическими лицами по расчетному чеку наличных денежных средств в банке чекодателя. Документооборот при расчетах чеками схематично представим в виде рисунка:
Документооборот при расчетах чеками:
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержатель — юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, являющиеся получателем платежа по чеку. При расчетах чеками из чековой книжки чекодателем может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары или услуги посредством чека из чековой книжки. При расчетах расчетными чеками в качестве чекодателя выступает физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары или услуги посредством расчетного чека или получающее по нему наличные денежные средства в банке чекодателя или в других банках, при условии заключения соответствующих договоров. В последнем случае чекодержатель совпадает в одном лице и с чекодателем — физическим лицом, получающим по расчетному чеку наличные средства. Однако по расчетному чеку, выписанному за счет кредита либо компенсационных средств, наличные денежные средства не выдаются. Банк чекодателя — банк, его филиалы, где чекодатель имеет средства, предназначенные в уплату чеков из чековых книжек или расчетных чеков. Срок действия чековой книжки — 1 год. Расчетный чек действителен в приеме в уплату за товары в течение 30 календарных дней, не считая дня выписки. Чек удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик — передавать товар до получения гарантии платежа. Таким образом, основным преимуществом является, прежде всего, гарантия платежа. Основным недостатком — усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика. |
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРИМЕЧАНИЕ | |
11.05.2015 |
6.4. Расчеты с использованием банковских платежных карточек |
| |
Согласно действующим нормативным документам юридические и физические лица могут осуществлять безналичные расчеты и другие операции с использованием банковских карточек внутриреспубликанских, международных и других платежных систем. В настоящее время системами, действующими на территории Республики Беларусь, с владельцами которых банки вправе заключать договоры, являются: внутренняя система "БелКарт", международные системы "EUROPAY/MASTERCARD", "VISA", "Union Card", "Diners Club", "JCB", международная частная система AO "Банк "SNORAS", а также внутренние частные системы "Нефтекарт", ОАО "Белвнешэкономбанк". Банковская пластиковая карточка — персонифицированное либо неперсонифицированное средство проведения безналичных платежей за товары и услуги, получения наличных денег и осуществления иных операций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Для получения карточки, позволяющей осуществлять операции с ее использованием, клиенту (владельцу счета) необходимо заключить с банком-эмитентом (банком, осуществляющим эмиссию карточек и расчетное и (или) кассовое обслуживание держателей этих карточек) договор карт-счета. Карт-счет — банковский счет, открываемый банком-эмитентом клиенту, на котором отражаются операции, произведенные с использованием карточки (карточек). При этом при осуществлении операций по карт-счету возможен овердрафт в пределах лимита, определенного локальными нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В зависимости от того, кто является владельцем карт-счета выделяют следующие виды карточек:
В зависимости от механизма расчетов по операциям, совершаемым, с использованием карточек, различают следующие их виды:
Основными участниками платежной системы на основе банковских карточек являются:
В настоящее время банковские карточки разрешено применять при следующих безналичных расчетных операциях:
Порядок расчетов карточками:
|
7.Проверка отчётности отделения банка и отражение выполненных операций в бухгалтерском учёте. Внутрибанковский контроль
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРИМЕЧАНИЕ | |
12.05.2015 |
Внутрибанковский контроль |
| |
Банковская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты финансовой и хозяйственной деятельности за отчетный период. Банковскую отчетность принято классифицировать по различным критериям: по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных. По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую, оперативную и пруденциальную. Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе и обязательствах, их источниках и финансовых результатах по стоимостным показателям. Такая отчетность составляется по данным бухгалтерского учета на основе данных аналитического и синтетического учета и подтверждается первичными документами. Отчетность как элемент метода бухгалтерского учета, составляемая по определенным формам (схемам), дает представление об объеме выполненных операций и их целевом характере. Бухгалтерская банковская отчетность является завершающим этапом учетной работы. В современной банковской практике используется также термин «финансовая отчетность». Целью составления финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств банка, полезной для пользователей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В примечаниях к финансовой отчетности представляется прочая информация, которая описывает и объясняет основные характеристики финансовых результатов деятельности банка, его финансового положения, анализирует основные факторы и влияния, определяющие финансовые результаты. Значение банковской отчетности заключается в том, что она позволяет удовлетворить информационные запросы широкого круга пользователей, а именно акционеров, менеджеров, клиентов и кредиторов, государства и других. Эффективность деятельности банка для каждого из названных субъектов трактуется по-разному. Целевые предпочтения отдельных субъектов определяют приоритетные направления оценки тех сторон банковской деятельности, которые находятся в сфере их интересов. Для государства в лице надзорных органов и клиентов-кредиторов эффективность деятельности банка прежде всего проявляется в возможности банка отвечать по своим обязательствам, которая выражается в показателях ликвидности и платежеспособности. Акционеры в анализе ориентируются на показатели прибыльности (рентабельности) банка в целом и отдельных операций. Менеджеры ориентируются на конечные абсолютные показатели деятельности банка, увеличение масштабов его деятельности, величину и динамику его доходов. Названные целевые предпочтения основных партнерских групп банка обуславливают необходимость поиска компромисса в составе и содержании бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые отличаются в различные исторические периоды. Внутрибанковский контроль - это проверка правильности выполнения банковских операций и учетных записей. Ответственность за организацию ведёт ежедневный надзор за его выполнением, возложены на главного бухгалтера банка, который ряд наиболее важных контрольных функций выполняет сам, а другие поручает работникам, имеющим право подписывать расчетно - денежные документы. В процессе учетно-операционной работы банк осуществляет как предварительный, так и последующий контроль. Предварительный контроль - это контроль, предшествующий выполнению указанных расчетно-денежных операций. Банковские операции, в зависимости от их характера, подлежат только первичному или первичному и дополнительному контролю. Первичный контроль выполняют, как правило, ответственные исполнители, получающие документы для оформления операций от клиентов и работников банка. Дополнительному контролю подлежат операции, имеющие важное значение - операции с наличностью, иностранной валютой и т. д. заканчивается проверкой учетных записей и выведением сальдо в лицевых счетах. Главное значение последующего контроля — выяснить наиболее существенные факторы, причины, которые положительно, а особенно отрицательно повлияли на ранее выполненные банковские операции. Последующий внутрибанковский контроль помогает найти недочеты предварительного внутрибанковского контроля и выяснить причины их образования, а также определить конкретные пути улучшения и недопущения в дальнейшем выявленных недостатков. Последующий внутрибанковский контроль проводит главный бухгалтер банка, его заместитель или специальные инспекторы последующего контроля. Последующие проверки могут носить тематический и комплексный характер. Тематические проверки проясняют состояние дел отдельных участков у четно-операционной работы. При комплексных проверках контролируется работа исполнителей или группы исполнителей за определенный промежуток времени. В зависимости от темы или участка учетной работы, последующие проверки осуществляются в выборочном или Б сплошном порядке. Сплошная проверка осуществляется только по наиболее важным и сложным операциям. В других случаях применяется выборочная проверка документов.
|
8.Кредитные операции
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРИМЕЧАНИЕ | |
13.05.2015 |
8.1 Организация работы по кредитованию физических лиц |
| |
Кредитные операции – самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка. Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска долговых ценных бумаг и т.д. Кредитование населения с каждым годом должно получать наибольшее распространение и развитие в сфере предоставляемых банком услуг. Возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала. В процессе движения основного и оборотного капитала происходит высвобождение ресурсов. Средства труда используются в процессе производства длительное время, их стоимость переносится на стоимость готовой продукции частями. Постепенное восстановление стоимости основного капитала в денежной форме приводит к тому, что высвобождающиеся денежные средства оседают на счетах предприятий. Вместе с тем на другом полюсе возникает потребность в замене изношенных средств труда и достаточно крупных единовременных затратах. Аналогичные по своему характеру процессы происходят и в движении оборотного капитала. Более того, здесь колебания в кругообороте и обороте проявляют себя более разнообразно. Так, в силу сезонности производства, неравномерных поставок и другого происходит несовпадение времени создания и обращения продукции. У одних субъектов появляется временный избыток средств, у других - их недостаток. Это создаёт возможность возникновения кредитных отношений, то есть кредит разрешает относительное противоречие между временным оседанием средств и необходимостью, их использования в хозяйстве. Банковское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые предоставляют собой требования к организации кредитного процесса. К принципам кредитования относятся: а) возвратность и срочность кредитования; б) дифференцированность кредитования; в) обеспеченность кредита; г) платность банковских ссуд. д) целевой характер кредита;
| |||
ДАТА |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
ПРИМЕЧАНИЕ | |
14.05.2015 15.05.2015 |
8.2 Контроль банка за
выполнением условий |
| |
Действующее законодательство закрепляет, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными условиями кредитного договора являются: · сумма кредита с указанием валюты кредита; · проценты за пользование кредитом и порядок их уплаты; · целевое использование кредита; · сроки и порядок предоставления и погашения кредита; · способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору; · ответственность кредитодателя и кредитополучателя за невыполнение условий договора; · иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение [6]. Следует отметить, что законодатель большое значение придает категории «предмета договора», однако не раскрывает содержания данного термина. В специальной литературе существуют различные точки зрения по этому вопросу. Категория «предмет» договора связана с пониманием договора как юридического факта, т. е. это тот объект гражданских прав, с которым непосредственно связана воля сторон договора [8, с. 61]. Данный вывод следует и из анализа судебной практики. Так, согласно п. 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999г. №16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» под предметом договора понимается наименование передаваемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и т. п. [9]. Предметом кредитного договора могут быть только денежные средства, именуемые кредитом. В свете данной позиции под предметом кредитного договора необходимо понимать денежные средства, предоставляемые в качестве кредита. Однако автор с таким выводом полностью не согласен. Он полагает, что под предметом кредитного договора чаще выступают не вещи (деньги в виде денежных купюр), а права требования (безналичные деньги, не имеющие материальной формы) [8, с. 62]. С этим нельзя не согласится, так как во многих случаях в процессе кредитования используются не только наличные, но и безналичные деньги. Так, например, Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. определено, что расчеты между юридическими лицами, их подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются по общему правилу, в белорусских рублях, в безналичном порядке [10]. К существенным условиям сделки относятся, помимо суммы кредита, и другие условия, в том числе его сроки и цели. В договоре фиксируется срок действия самого кредитного договора и срок пользования кредитом. В соответствии со ст. 139 БК кредитный договор действует с момента его заключения и до полного исполнения кредитополучателем своих обязательств по возврату кредита и уплате процентов за пользование им, а также полного исполнения сторонами иных обязательств, вытекающих из кредитного договора. Срок пользования кредитом исчисляется со дня его предоставления до полного исполнения кредитополучателем своих обязательств по погашению кредита. При этом днем предоставления кредита считается день, когда сумма кредита зачисляется на счет кредитополучателя либо перечисляется в оплату расчетных документов, предоставленных кредитополучателем.
|