Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – рассмотреть дискуссионные вопросы сущности денежных систем, обобщить имеющиеся научные подходы в данной сфере и сделать выводы относительно происхождения и сущности денежной системы Республики Беларусь на современном этапе экономического развития.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность денежной системы;
- раскрыть элементы денежной системы Республики Беларусь;
- осветить современные подходы к типологии денежных систем;
- описать историю развития денежной системы Республики Беларусь;
- рассмотреть типы денежных систем;
- раскрыть перспективы развития денежной системы Республики Беларусь
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ.. 5
1.1. Понятие о сущности денежной системы.. 5
1.2. Элементы современной денежной системы, их характеристика. 7
1.3. Типы денежных систем. 14
2. ВИДЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ.. 16
2.1. Система обращения металлических денег. 16
2.2. Система обращения бумажно-кредитных денег. 18
2.3. Этапы формирования денежной системы Республики Беларусь. 19
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 23
3.1. Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь. 23
3.2. Формирование единой денежной системы Беларуси и России. 25
С 30-х годов ХХ ст. во
всех странах утвердилась система кредитных
денег, не разменных на золото. Современные
деньги по сути - это кредитные деньги,
которые неразрывно связаны с хозяйственным
оборотом и реально отражают его движение.
То есть современные деньги в своей основной
массе являются не только свидетельством
стоимости титулом платежеспособности,
но и реальным отражением движения товарно-материальных
ценностей, движения капитала.
Характерными чертами
современных денежных систем являются:
1) потеря связи с золотом
вследствие вытеснения его из внутреннего
и внешнего оборота;
2) выпуск денег в обращение
не только для кредитования хозяйства,
но и для кредитования государства;
3) широкое развитие
безналичного оборота и сокращение наличного;
6) отмена официального
золотого содержания банкнот, их обеспечения
и размена на золото;
7) развитие интеграционных
процессов в сфере денежно-кредитных отношений.
Кредитный механизм
эмиссии денег базируется на общих принципах,
что создает предпосылки для обеспечения
устойчивости денег путем формирования
специального механизма регулирования
предложения денег в соответствии с потребностями
оборота в средствах обращения. Ныне во
всем мире эмиссия денег монополизирована
государством, которое берет на себя обязательство
обеспечивать постоянство денежных знаков,
что от ее имени эмитирует центральный
эмиссионный банк той или иной страны.
При определенных условиях
кредитная природа банковских билетов
может приобретать формального характера.
Расстройство экономической жизни общества
влияет на характер функционирования
кредитно-финансовых учреждений. Отмена
золотого конверсии, а затем и отказ от
поддержания рынка ценных бумаг неоднократно
приводили к сближению кредитных и государственных
бумажных денег. Сохраняя формальные признаки
кредитных денег, банкноты без какого-либо
обеспечения. Однако это происходило лишь
в условиях полной дезорганизации экономики.
Банковская система фактически расседалась,
она теряла способность регулировать
денежные потоки. Например, именно так
произошло в период гиперинфляции 1918-1923
гг в Германии, когда рейхсмарки формально
оставались банкнотами, но имперский банк-эмитент
фактически перестал быть центральным
банком и превратился в казначейские структуру
правительства.
Выпуск банкнот в целях
покрытия бюджетного дефицита изменяет
характер их функционирования, приводит
к непропорционального разбухания денежной
массы в обороте, способствует возникновению
и углублению инфляционной ситуации.
Вследствие значительного
роста денежной массы в 1991-1993 гг денежная
система Это был период полного расстройства
экономики, денежной и банковской систем.
Инфляция в 1993 г. превысила 10 тыс. процентов
в год.
Как и в других странах
бывшего СССР, денежно-кредитная система
(далее – ДКС) Беларуси возникла на основе
весьма специфической денежно-кредитной
системы административно-командного типа.
С точки зрения анализа институциональной
динамики важно то, что она характеризовалась
полным монополизмом государства в этой
сфере, нерыночными методами формирования
и распределения заемных фондов, а также
жестким разделением наличного и безналичного
денежного обращения. Вместе с тем ДКС
СССР была весьма мощной. Коэффициент
монетизации составлял величину более
70%, отношение суммы кредитов к уровню
ВВП – примерно такую же. В начале 1990-х
гг. положение резко изменилось.
2.3. Этапы формирования
денежной системы Республики
Беларусь
Рассмотрим этапы формирования
денежно-кредитной системы нашей страны
более подробно.
Начальный этап институциональной
трансформации ДКС Республики Беларусь
(с начала 1990-х гг. до 1994 г.). Точную дату
начала институциональной трансформации
ДКС страны определить невозможно. Коммерческие
банки начали появляться в республике
еще в период СССР (первым стал Минский
инновационный банк, созданный в 1988 г.;
позже преобразован в Приорбанк), а законы
«О Национальном банке Республики Беларусь»
и «О банковской деятельности в Республике
Беларусь» были приняты в 1990 г.
В 1991 г. начался бум
образования банков второго уровня. Только
в этом году их было учреждено 14, в последующие
годы создавалось по 5–10 новых банков
(вплоть до 1995 г., когда их число достигло
49). В начале 1992 г. была осуществлена либерализация
цен, установлена котировка иностранных
валют к бывшему союзному (ставшему российским)
рублю, банки стали принимать депозиты
в иностранной валюте. В марте 1992 г. в обращение
введен белорусский рубль. Сначала он
выступал в качестве суррогатного российского
рубля и обращался параллельно с ним. Цель
введения заключалась в недопущении кризиса
наличности. Белорусский рубль был жестко
зафиксирован к российскому рублю по курсу
1:10, но с августа 1994 г. был признан единственным
законным платежным средством в республике.
Период с 1992 г. по 1994
г. является если не рекордным, то почти
таковым в том отношении, что гиперинфляция
обычно длится не более года. В Республике
Беларусь она продолжалась значительно
дольше (около 2 лет).
В конце 1994 г. Национальный
банк установил ставку рефинансирования
на уровне 480% годовых, что было сопоставимо
с месячным темпом инфляции. Это резко
повысило спрос на белорусские рубли со
стороны банков, нефинансового сектора
и позволило относительно быстро стабилизировать
валютный курс. В течение 1995 г. значительно
снизился коэффициент долларизации, а
темпы инфляции сократились с более 20%
в месяц до менее 5%. В целом за 1995 г. цены
возросли примерно в 3,4 раза, что по сравнению
с 1994 г., когда они возросли более чем в
20 раз, было неплохим результатом.
Следует отметить,
что, несмотря на преобладание позитивных
тенденций в денежно-кредитной системе,
продолжалась накачка экономики рублевой
ликвидностью. За 1995 г. агрегаты М1 и М2
увеличились в 3,9 раза. Это обусловило
существенное давление на валютный рынок.
Официальный валютный курс был зафиксирован
на уровне 11,5 тыс. бел. руб. за 1 долл. США
и практически не менялся в течение года.
Примерно с сентября – октября рыночные
котировки начали отрываться от официального
курса. К концу года они достигли примерно
13 тыс. бел. руб. по отношению к доллару
США.
Ситуация множественности
валютных курсов, при которой по официальному
курсу иностранную валюту могли покупать
далеко не все экономические субъекты,
означала формирование еще одного источника
рентоориентированного поведения. В макроэкономическом
смысле завышенный официальный валютный
курс стал инструментом субсидирования
критического импорта (к нему были отнесены
энергоносители, многие виды продовольствия,
медикаментов и др.), для закупки которого
по данному курсу выделялась валюта.
Следующий этап – нарастание
дисбалансов в денежной системе при положительных
темпах роста экономики (1996–1999 гг.). Достигнутая
стабилизация денежно-кредитной сферы
продолжалась в 1996 г. Если рассматривать
тот период, когда Беларусь начала проводить
самостоятельную денежно-кредитную политику,
1996 г. внешне был самым благополучным,
не считая ситуацию на валютном рынке:
для него характерны самые низкие показатели
инфляции, девальвации, процентных ставок
и другие. Тем не менее и в 1996 г., и в последующие
годы продолжалась накачка экономики
деньгами, осуществлялось льготное кредитование
отдельных отраслей.
Очередной этап развития
ДКС Республики Беларусь – дедолларизация
(2000– 2006 гг.).Национальный банк Республики
Беларусь в 2000 г. осуществил ряд стабилизационных
мер, в некотором смысле аналогичных тем,
которые предпринимались в 1994 г. Прежде
всего была обеспечена положительная
доходность процентных операций в белорусских
рублях. В феврале 2000 г. ставка рефинансирования
была повышена до 175% годовых, а в течение
июня – сентября этого же года Национальный
банк довел официальный курс белорусского
рубля до рыночных котировок (на начало
данного периода вторые превышали первые
более чем в 3 раза). 14 сентября 2000 г. был
осуществлен переход к единому курсу на
уровне 1180 бел. руб. за 1 долл. США. Это положительно
повлияло на ситуацию в денежно-кредитной
сфере, особенно начиная с 2001 г. Началась
дедолларизация экономики. [16, с. 22]
Если в начале 2001 г.
сумма долларовых депозитов превышала
величину рублевых вкладов в 2,5 раза, то
к концу 2006 г. сумма последних стала в 2
раза больше. Существенно возросла реальная
величина и позитивно изменилась структура
кредитных вложений банков в экономику.
Вся их сумма возросла за 7 лет в реальном
выражении в 3,2 раза (в номинальном – в
14,1 раза), причем рублевые кредиты увеличились
в 4,6 раза (в 20,6 раза), кредиты в иностранной
валюте – в 1,9 раза (в 8,6 раза). Соотношение
суммы кредитов в белорусских рублях и
иностранной валюте изменилось с 82:100 на
начало 2001 г. до 196:100 – на начало 2007 г. Уровень
инфляции и процентных ставок последовательно
приближался к нормальным, характерным
для стабильной экономики. Прирост потребительских
цен снизился с 61,1% за 2001 г. до 6,6% – в 2006
г.; ставка рефинансирования в среднегодовом
выражении – с 60,15% годовых до 10,3% годовых
соответственно. Возрос финансовый потенциал
банковской системы. Отношение суммы активов
банков к уровню ВВП увеличилось с 19,7%
(в среднем за год) – в 2001 г. до 29,3% – в 2006
г. При практически неизменном количестве
действующих банков существенно сократилось
число мелких.
Однако весь указанный
период действовали экстенсивные факторы
нормализации. Положительная динамика
параметров денежно-кредитной системы
была связана во многом с тем, что банки
и другие экономические субъекты постепенно
начинали воспринимать белорусский рубль
как нормальную валюту и избавлялись от
рудиментов проинфляционного поведения.
Возрастал финансовый потенциал банковской
системы, банки переключались на кредитование
экономики. Появились возможности проведения
реального анализа платежеспособности
заемщиков.
Национальный банк
осуществил меры, направленные на развитие
внутренней институциональной структуры
банковской системы, обеспечивающей благоприятные
условия для осуществления банковских
операций.
С 1 января 2009 г. Национальный
банк осуществил резкую девальвацию белорусского
рубля к доллару США (на 20%). Была повышена
ставка рефинансирования с 10,25% годовых
до 14% годовых. Данные меры предпринимались
в связи с кризисом на мировых финансовых
рынках.
Таковы основные этапы
денежно-кредитной системы Республики
Беларусь. Денежно-кредитная система Республики
Беларусь остается среднеразвитой. Причем
перспективы ее дальнейшего развития
сдерживаются не только неблагоприятными
факторами, связанными с финансовым кризисом,
но и более фундаментальными, отражающими
характер институциональной структуры
экономики.
Анализ ретроспективной
динамики и оценка структуры ДКС Беларуси
позволяют сделать следующие выводы.
Денежно-кредитная
система республики является частью общей
институциональной структуры белорусской
экономики, которая во многом носит этатистский
характер. Это проявляется в том, что значительная
доля заемных фондов распределяется на
квазирыночных принципах. Достаточно
эффективное распределение остальной
части заемных фондов затрудняется в связи
с тем, что, с одной стороны, потенциальным
заемщикам трудно заранее убедить кредитора
в достоверности своей платежеспособности
и надежности, с другой – банки обладают
ог раниченными возможностями для адекватного
контроля и применения действенных санкций.
Подобное положение обусловливается множеством
причин как технического характера (неадекватность
норм бухгалтерского учета и финансовой
отчетности в нефинансовом секторе), так
и связанных с институциональными особенностями
экономики. Речь идет, прежде всего, о недостаточной
степени персонификации и защиты правомочий
собственности, поэтому доступ к заемным
фондам во многом определяется квазирыночными
факторами.
Денежно-кредитная
система Беларуси в своем развитии прошла
ряд этапов: первый – становление и гиперинфляция
(до 1994 г.); второй – выход из гиперинфляции
(1995 г.); третий – множественность валютных
курсов и нарастание инфляционного давления
(1996 – 2000 гг.); четвертый – стабилизация
и дедолларизация (2001–2006 гг.); пятый (2007
– 2009 гг.) – исчерпание экстенсивных факторов
развития.
В настоящее время
денежно-кредитная система нашей страны
относится к типу среднеразвитых и характеризуется
относительно небольшим финансовым потенциалом.
Для наращивания финансового потенциала
и повышения степени устойчивости ДКС
Республики Беларусь необходимо осуществление
институциональных преобразований во
всей экономике.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
3.1. Перспективы
развития денежной системы Республики
Беларусь
Экономическое развитие
страны в 2008 г. протекало в сложных условиях.
Наибольшие трудности в плане достижения
целей денежно-кредитной политики возникли
во второй половине года и были обусловлены
кризисными явлениями на мировых финансовых
рынках. Свой вклад в социально-экономическое
развитие республики внесла банковская
система, денежно-кредитная и курсовая
политика Национального банка.
Курсовая политика была
направлена прежде всего на обеспечение
устойчивости белорусского рубля. Обменный
курс белорусского рубля к доллару США
за 2008 г. снизился на 2,3%. На конец 2008 г. он
составил 2200 рублей за 1 доллар США, что
соответствовало прогнозному диапазону.
Стабильность национальной
валюты к доллару США сохранялась на протяжении
четырех последних лет (на 1 января 2005 г.
– 2170, на конец 2008 г. – 2200 белорусских рублей
за 1 доллар США). Это оказало позитивное
влияние на ограничение инфляции, уменьшение
инфляционных и девальвационных ожиданий
у населения и субъектов хозяйствования.
До августа 2008 г. в целях реагирования
на повышение инфляции, снижение курса
доллара США на мировом рынке, а также
недопущения значительного снижения курса
белорусского рубля к валютам стран –
основных торговых партнеров Национальный
банк осуществлял постепенное укрепление
курса белорусского рубля по отношению
к доллару США в рамках утвержденных параметров.
Складывающаяся экономическая
и финансовая ситуация потребовала определенной
корректировки процентной политики. Учитывая
более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось,
Национальный банк с согласия Главы государства
с середины 2008 г. начал постепенно повышать
ставку рефинансирования, доведя ее с
17 декабря 2008 г. до уровня 12% годовых, а
с 8 января 2009 года – до 14%.
Продолжалось развитие системы
безналичных расчетов с использованием
платежных карт. К началу 2009 г. в обращении
находилось 6,1 млн. карточек международных
и внутренних систем расчетов, прирост
которых составил за год 25,1%. Из указанного
числа карточек 93,4% – карточки международных
платежных систем, 6,6% – карточки системы
«Бел-Карт». [9, с. 3]
Количество функционирующих
банкоматов достигло 2452 единиц (прирост
21%), инфокиосков – 2083 (прирост 53%), платежных
терминалов в организациях торговли и
сервиса – свыше 13,6 тыс. (прирост 48%). Число
организаций торговли (сервиса), оснащенных
платежными терминалами, составило почти
9 тыс. (прирост 35%).
Актуальное направление
работы как банков, так и национальной
экономики в целом – формирование максимально
благоприятного делового и инвестиционного
климата, вхождение Беларуси в тридцатку
стран с самыми благоприятными условиями
для иностранных и отечественных инвесторов,
максимальное улучшение делового климата
в нашей стране.
Указом от 7 декабря
2009 г., № 591 Президент Республики Беларусь
утвердил Основные направления денежно-кредитной
политики Республики Беларусь на 2010 год.
Этот документ разработан
в увязке с прогнозом социально-экономического
развития и проектом бюджета нашей страны
на очередной год. Он определяет основные
задачи и инструменты монетарной политики,
перспективы развития банковского сектора
и платежной системы, международного сотрудничества
в банковской сфере.
Согласно Основным
направлениям в следующем году денежно-кредитная
политика будет направлена на поддержку
внешней и внутренней сбалансированности
экономики Беларуси как важнейшего условия
ее стабильного развития.
Сохранится действующая
в настоящее время система привязки курса
белорусского рубля к корзине из трех
иностранных валют (евро, доллар США и
российский рубль) в рамках коридора колебаний
плюс/минус десять процентов от центрального
значения. При этом центральное значение
стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается
на уровне ее стоимости, фактически сложившейся
к концу предыдущего, 2009 года.
Следует отметить,
что с учетом действующих и прогнозируемых
внешних и внутренних экономических факторов
Национальный банк не предполагает существенных
изменений стоимости корзины иностранных
валют по отношению к ее действующему
в настоящее время уровню ни до конца текущего,
ни в начале 2010 года.
В рамках дальнейшего
укрепления финансовой стабильности и
с учетом ожидаемого прироста цен в следующем
году на уровне не более 8-10 процентов Основными
направлениями предусматривается снижение
ставки рефинансирования к концу 2010 года
до 9-12 процентов годовых. Стоимость кредитов
банков к этому времени снизится в среднем
до 12-15 процентов годовых, а доходность
рублевых депозитов в 10-13 процентов годовых
позволит сохранить их высокую привлекательность
и существенно увеличить вклады физических
и юридических лиц в банках.
Основные параметры
развития банковского сектора, в первую
очередь объем предоставляемых предприятиям
и населению кредитных ресурсов, будут
соответствовать динамике макроэкономических
показателей и обеспечат дальнейшее повышение
роли банковской системы в социально-экономическом
развитии страны.
В 2010 году Национальный
банк обеспечит эффективное, надежное
и безопасное функционирование платежной
системы, а также дальнейшее расширение
сферы безналичных расчетов.
В области международного
сотрудничества продолжится реализация
мероприятий по интеграции банковских
систем Республики Беларусь и других государств
– участников Содружества Независимых
Государств, а также сотрудничество с
международными финансовыми организациями.
В целом в 2010 году денежно-кредитная
политика будет содействовать сохранению
финансовой стабильности, снижению внешних
дисбалансов, обеспечению устойчивости
экономического роста и занятости населения.
3.2. Формирование
единой денежной системы Беларуси
и России
Беларусь и Россия
нацелены на продолжение активной совместной
работы по формированию Единого экономического
пространства Об этом было заявлено в
совместной декларации участников заседания
Высшего Государственного Совета Союзного
государства Беларуси и России, прошедшего
10 декабря 2009 г. в Москве.
В соответствии с Договором
о создании Союзного государства Беларуси
и России, подписанным 8 декабря 1999 г., Программой
действий по его реализации предусматривалось
осуществить поэтапную валютную интеграцию
двух государств на основе введения с
1 января 2005 г. единой денежной единицы
(российского рубля) на территории Союзного
государства с единым эмиссионным центром
и последующей его заменой с 1 января 2008
г. новой единой валютой. До этого предполагалось
осуществить жесткую привязку белорусского
рубля к российскому, организовать параллельное
хождение российского безналичного рубля
на территории Беларуси, решить проблему
расчетов в национальной валюте между
предприятиями двух стран.
От того, как будут
решаться проблемы валютной интеграции
Беларуси и России, во многом будет зависеть
будущее Союзного государства, социально-экономическое
развитие и независимость Республики
Беларусь. [8, с. 4]
Следует отметить,
что еще 30 ноября 2000 г. было принято Соглашение
между Правительством Республики Беларусь,
Национальным банком Республики Беларусь
и Правительством Российской Федерации,
Центральным банком Российской Федерации
о мерах по созданию условий по введению
единой денежной единицы (далее – Соглашение).
Соглашение, которое
до настоящего времени не было выполнено,
определяет основные подходы по созданию
необходимых условий для использования
рубля Российской Федерации в качестве
единственного законного платежного средства
на территории Союзного государства.
Согласно ст. 2 Соглашения
в целях проведения поэтапных преобразований
в экономической, финансовой и денежно-кредитной
сферах Российской Федерации и Республики
Беларусь достаточных для создания условий
по введению единой денежной единицы,
Стороны принимают Основные элементы
Плана совместных действий по введению
единой денежной единицы Союзного государства,
подлежащего разработке в соответствии
со Статьей 10 Соглашения между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь о введении
единой денежной единицы и формировании
единого эмиссионного центра Союзного
государства.
В качестве первоочередных
мер предусматривались следующие мероприятия:
- устранить множественность
обменного курса белорусского рубля;
- снять все ограничения
на проведение расчетов в национальных
валютах между резидентами Российской
Федерации и Республики Беларусь по текущим
операциям;
- унифицировать принципы
и механизмы установления обменных курсов
российского рубля и белорусского рубля
к иностранным валютам;
- Национальному банку
Республики Беларусь перейти к политике
привязки белорусского рубля к российскому
рублю.
Существуют различные
взгляды на проблему валютной интеграции
Беларуси и России. Вместе с тем их сближает
общее мнение, что эти действия должны
быть продуманными, экономически и политически
выверенными, осуществляться на основе
равноправия и взаимной выгоды. [18, с. 32]
Современная теория
и международная практика региональной
экономической интеграции показывают,
что валютная интеграция является завершающим
этапом на пути создания общего экономического
пространства и экономического союза
государств. Необходимыми условиями валютной
интеграции являются устоявшиеся рыночные
отношения в государствах, их тесная экономическая
взаимозависимость, высокая степень сближения
основных макроэкономических показателей,
схожесть механизмов формирования внутренних
цен, налогов, заработной платы, стабильная
национальная валюта, политическая воля
руководства стран, общественная поддержка
интеграционным процессам. [10, с. 62 ]
Взаимозависимость
экономик, предприятий и организаций Беларуси
и России достаточно велика. Между участниками
Договора о создании Союзного государства
сохраняются значительные различия в
степени рыночного реформирования экономики,
подходах к государственному регулированию
процессов приватизации, ценовой политики,
отношении к малому и среднему бизнесу,
естественным монополиям и др. В Беларуси
в значительной мере сохраняется государственное
директивно-административное регулирование
экономики, монетарное финансирование
дефицита государственного бюджета. Беларусь
и Россия имеют различные налоговое законодательство
(перечни взимаемых налогов и сборов, ставки,
порядок и сроки их уплаты), системы социального
обеспечения и др.
Большинство задач,
предусмотренных Программой по реализации
Договора о создании Союзного государства,
позволяющих сформировать единое экономическое
пространство, не выполнено. Продолжаются
гармонизация и унификация гражданского
законодательства, регулирующего имущественные
и товарные отношения, унификация законодательства
в социально-трудовой сфере. Отсутствуют
общий рынок ценных бумаг, единая торговая
и таможенная политика, единая политика
в области ценообразования.
Для Беларуси и России
помимо общих проблем, вытекающих из международной
теории и практики валютной интеграции,
характерны и специфические проблемы.
Это прежде всего резко выраженная асимметричность
сторон. Россия превосходит Беларусь по
территории в 82 раза, по численности населения – в
14, по ВВП – в 28 раз. В связи с этим в любом
экономическом союзе этих двух государств
удельный вес и влияние российских интересов
будут значительно преобладать над интересами
белорусскими.
Валютная интеграция
является завершающим этапом формирования
общего (единого) экономического пространства
государств экономической группировки,
когда устранены все барьеры для движения
товаров, услуг, капитала и рабочей силы,
созданы равные условия для субъектов
хозяйствования, реально действует Таможенный
союз, предполагающий унификацию единой
таможенно-тарифной политики по отношению
к товарам из других стран, достигнуто
сближение важнейших макроэкономических
показателей, проведена унификация бюджетно-налоговой,
ценовой, денежно-кредитной и валютной
политики.
Поэтому объединение
денежных систем Беларуси и России должно
проводиться не в угоду политической конъюнктуре
к заранее установленному сроку, а как
следствие экономической необходимости
дальнейшего развития процессов экономической
интеграции государств.
Работа над проектом
Соглашения об использовании российского
рубля в качестве единственного законного
платежного средства на территории Республики
Беларусь была достаточно сложной. Например,
Беларусь и Россия имели различные концептуальные
подходы к срокам и порядку формирования
и управления Единым эмиссионным центром
двух государств. Белорусская сторона,
основываясь на общих принципах экономической
интеграции, содержащихся в Договоре о
создании Союзного государства (равноправие
участников и сохранение их государственного
суверенитета), предлагала взаимоувязать
решение вопросов по срокам введения единой
денежной единицы – российского рубля
и формирования Единого эмиссионного
центра Союзного государства.
Одновременно с использованием
российского рубля в качестве единственного
законного платежного средства на территории
Республики Беларусь предлагалось создать
Единый эмиссионный центр Союзного государства,
состоящий из равноправных центральных
(национальных) банков двух стран. Высшим
органом управления Единого эмиссионного
центра должен был стать Межбанковский
валютный совет, формируемый на паритетной
основе и подотчетный Высшему Государственному
Совету Союзного государства.
Межбанковскому валютному
совету предлагалось делегировать полномочия
определения ориентиров предельного уровня
инфляции, денежной эмиссии и валютного
курса. Эмиссия единой денежной единицы
(вначале российского рубля) должна была
осуществляться центральными (национальными)
банками двух стран под контролем Межбанковского
валютного совета, лимиты денежной эмиссии
– устанавливаться Межбанковским валютным
советом пропорционально масштабам экономик
двух стран (доле в общем объеме ВВП).
Такой подход, по мнению
белорусской стороны, позволял учитывать
интересы Беларуси, а в перспективе предоставлял
возможности присоединения к создаваемому
Валютному союзу других государств Содружества.
Введение единой валюты
прямо не решает основных проблем структурного
и рыночного реформирования экономики
Беларуси, привлечения инвестиций, технико-технологической
модернизации производств, уменьшения
количества убыточных предприятий, повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Вместе с тем валютный
союз приведет, по существу, к серьезным
изменениям во многих областях белорусской
экономики, и не только в ней. Использование
российского рубля в качестве единственного
законного платежного средства на территории
Беларуси будет стимулировать проведение
рыночных реформ в белорусской экономике.
Можно ожидать более низких темпов инфляции,
удешевления кредитов. Беларусь, в связи
с ограничением самостоятельности и утратой
многих инструментов в сфере денежно-кредитного
регулирования экономики, не будет иметь
прежних возможностей финансирования
за счет кредитной эмиссии государственных
программ в области жилищного строительства,
сельского хозяйства.
Переход на более крепкую
и стабильную валюту будет побуждать белорусские
предприятия к повышению эффективности
производства и конкурентоспособности
их товаров. Вместе с тем в начальный период
велика вероятность увеличения количества
убыточных предприятий, уровня реальной
безработицы, социальной напряженности
в обществе. Юридическим и физическим
лицам Республики Беларусь можно рассчитывать
на снижение налоговой нагрузки, уменьшение
препон во взаимной торговле.
Следует сделать вывод
о том, что каждое государство обязано
проводить валютную политику таким образом,
чтобы не наносить ущерба экономическим
интересам своей страны. Если государство
намерено сохранить свой суверенитет,
то решающим критерием успеха валютной
интеграции становится экономическая
целесообразность. Участники валютной
интеграции должны оценивать не только
плюсы, но и неизбежные минусы такого объединения.
Все это, в конечном счете, определяет
судьбы валютных союзов.
В настоящее время
у Беларуси нет объективных экономических
предпосылок, а также вынужденной необходимости
(значительные финансовые долги, угрозы
безопасности и независимости государства,
возможность получения каких-то существенных
выгод и др.) стремиться любой ценой к установленному
сроку осуществить валютную интеграцию
с Россией. Создание Валютного союза Беларуси
и России должно диктоваться прежде всего
экономической целесообразностью и происходить
на завершающем этапе формирования Единого
экономического пространства, когда завершено
создание Таможенного союза государств,
достигнуты устойчивое сближение основных
макроэкономических показателей, унификация
бюджетно-налоговой, денежно-кредитной,
ценовой политики, схожесть политико-правового
регулирования социально-экономических
процессов в обществе.
Переход на российский
рубль означает для Беларуси утрату собственной
денежно-кредитной и ценовой политики,
быстрое поглощение белорусской экономики
страной с неизмеримо большим экономическим
потенциалом.
В целом финансовая
интеграция России и Беларуси является
насущной необходимостью, способом выжить
в условиях стремительной глобализации
экономики. Но для Союза Беларуси и России
это и одна из самых острых проблем.
Правительства и центральные
банки Беларуси и России в соответствии
с Договором о создании Союзного государства
и межгосударственным Соглашением о введении
единой денежной единицы и формировании
единого эмиссионного центра Союзного
государства уже реализовали целый комплекс
мероприятий по созданию условий для введения
единой денежной единицы Союзного государства. [5,
с. 16]
Межгосударственным
Соглашением предусматривалось, что на
первом этапе роль единой денежной единицы
Союзного государства будет выполнять
российский рубль. На втором этапе – с
1 января 2008 г., – будет введена в обращение
единая денежная единица Союзного государства.
В это же время будет формироваться единый
эмиссионный центр Союзного государства.
С целью координации действий центральных
банков Беларуси и России создан консультативный
орган – Межбанковский валютный совет
Национального банка Республики Беларусь
и Центрального банка Российской Федерации.
Для выполнения межгосударственного
Соглашения был принят План совместных
действий Правительства Республики Беларусь,
Национального банка Республики Беларусь
и Правительства Российской Федерации,
Центрального банка Российской Федерации
по введению единой денежной единицы Союзного
государства. Этим Планом предусмотрены
мероприятия в области макроэкономической,
налогово-бюджетной, структурной, внешнеэкономической,
денежно-кредитной политики. Главные цели
всех этих мероприятий – это создание
единого экономического пространства
Беларуси и России и выравнивание экономических
условий для субъектов хозяйствования
двух стран.
Совместная работа
позволила сформировать единый курс белорусского
рубля на всех сегментах валютного рынка,
обеспечить его конвертируемость по текущим
операциям платежного баланса, существенно
сблизить количественные параметры в
денежно-кредитной политике (темпы инфляции
и девальвации национальных валют, процентные
ставки), в значительной степени унифицировать
инструменты монетарного и валютного
регулирования, банковского надзора, бухгалтерского
учета в банковских системах двух стран.
Сегодня подготовлен
и подписан проект Соглашения между Правительством
Республики Беларусь, Национальным банком
Республики Беларусь и Правительством
Российской Федерации, Центральным банком
Российской Федерации об использовании
рубля Российской Федерации в качестве
единственного законного платежного средства
на территории Республики Беларусь. Согласован
также ряд проектов межбанковских соглашений,
регулирующих организационно-технические
аспекты введения и обращения в Республике
Беларусь российского рубля.
Итоги о проделанной
совместной работе двух государств были
озвучены на заседании Межбанковского
валютного совета Национального банка
Республики Беларусь и Центрального банка
Российской Федерации, которое состоялось
в 2008 году. Там отмечалось, что выработанные
механизмы по использованию российского
рубля в качестве единственного платежного
средства на территории Беларуси позволяют
технически обеспечить введение и использование
российского рубля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежная система –
это форма организации денежного обращения
в стране, сложившаяся исторически и закрепленная
национальным законодательством. Ее составной
частью является национальная валютная
система, которая в то же время относительно
самостоятельна.
Денежные системы сформировались
в Европе в XVI-XVII вв. в период укрепления
государственной власти и формирования
национальных рынков, хотя отдельные их
элементы появились в более ранний период.
Объективную необходимость в единой, стабильной
и эластичной денежной системе обусловили
следующие причины: феодальнаяраздробленность,
в том числе в монетном деле, которая препятствовала образованию
национального рынка; товарно-денежные
отношения периодакапитализма свободной
конкуренции, которые требовали устойчивости
денежной системы, относительного постоянства
стоимости денежной единицы.
Денежная система представляет
собой форму организации денежного обращения,
которая имеет исторический характер и
изменяется в соответствии с сущностью экономической
системы и основами денежно-кредитной
политики.
Как любая система,
денежная система состоит из ряда элементов. Выделяются
следующие элементы денежной системы: название
денежной единицы как единицы денежного
счета, необходимого для выражения цены
товара; масштаб цен; виды денег и денежных
знаков, находящихся в обращении и являющихся законным
платежным средством; порядок эмиссии
и характер обеспечения денежных знаков,
выпущенных в обращение; методы регулирования
денежного обращения.
Единая денежная единица
Союзного государства должна отвечать
интересам обоих государств, способствовать
их устойчивому долговременному экономическому
росту и повышению благосостояния наших
граждан. А это возможно только в том случае,
если дальнейшая работа по введению единой
денежной единицы Союзного государства
будет направлена на всестороннюю подготовку
экономик к валютному союзу, и только затем
– введение единой валюты Союзного государства
как логическое завершение экономической
интеграции Республики Беларусь и Российской
Федерации.
Как было отмечено в
работе, для подготовки экономик Беларуси
и России к введению единой денежной единицы
Союзного государства был принят План
совместных действий. Однако, наряду с
этим, есть еще неразрешенные проблемы.
Например, до настоящего времени не реализованы
некоторые мероприятия в области унификации
налогово-бюджетной политики и структурных
преобразований, что не позволяет создать
равные условия для субъектов хозяйствования.
Кроме того, до сих пор не удалось достичь
договоренности относительно статуса,
задач и функций единого эмиссионного
центра Союзного государства.
В соответствии со
статьей 3 Договора о создании Союзного
государства провозглашается принцип
суверенного равенства Республики Беларусь
и Российской Федерации, на основании
которой следует необходимость симметричного
ограничения полномочий органов денежно-кредитного
регулирования Беларуси и России с передачей
части их функций наднациональному эмиссионному
центру Союзного государства.
В связи с этим белорусской
стороной было предложено, что функции
единого эмиссионного центра Союзного
государства должен выполнять Межбанковский
валютный совет, состоящий из представителей
Национального банка Республики Беларусь
и Центрального банка Российской Федерации,
который будет формироваться на паритетной
основе.
Такая структура единого
эмиссионного центра обеспечит равноправие
сторон при проведении денежно-кредитной
политики и сохранит экономический суверенитет
Беларуси, а также позволит принимать
решения, не ущемляя интересов каждой
из сторон.
Российская сторона
считает, что единым эмиссионным центром
Союзного государства должен быть Банк
России, а это противоречит Договору о
создании Союзного государства.
Представители сторон
неоднократно рассматривали предложения
по формированию единого эмиссионного
центра Союзного государства на заседаниях
Межбанковского валютного совета, специально
созданной Белорусско-Российской рабочей
группы по подготовке предложений о едином
эмиссионном центре Союзного государства,
однако к единому мнению до настоящего
времени так и не пришли.
В настоящее время
между центральными банками Беларуси
и России продолжается работа по подготовке
банковских систем обоих государств к
введению единой денежной единицы. С учетом
хода выполнения всех запланированных
мероприятий Плана совместных действий
решение о сроках введения единой денежной
единицы Союзного государства должно
быть принято на заседании Высшего Государственного
Совета Союзного государства.