Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

Содержание

Глава 1. Понятие разгосударствления и приватизации…………………………...3
1.1. Разгосударствление……………………………………………………………..3
1.2. Приватизация……………………………………………………………………6
Глава 2. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации………………………………………………………………………..10
2.1. Подходы к рассмотрению приватизации…………………………………….10
2.2. Принципы приватизации……………………………………………………..12
2.3. Модели приватизации…………………………………………………………13
2.4. Сроки приватизации…………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 31.77 Кб (Скачать файл)

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно  назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к  общей политике дерегулирования  экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного  характера. Коммерциализация предприятий  федеральной и других видов государственной  собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской  деятельности.

Массовый характер приватизация может  принять только при использовании  разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Различные способы приватизации приводят к передаче государственного имущества  в «частную», «общую долевую» или  «акционерную» собственность. При  продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной  собственности. Преобразование предприятия  в акционерное общество можно  назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций  бывшего государственного предприятия  членами трудового коллектива остальные  акции остаются в государственной  собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов  и имущества. Однако приватизация имущества, капитала вовсе не означает равноценную приватизацию доходов. Последняя происходит как благодаря изменениям в структуре собственности, так и одновременному изменению (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:

- многообразие форм приватизации;

- индивидуализация и низкие  темпы приватизационного процесса;

- использование в качестве постоянного  элемента государственного регулирования  экономики.

 

 

2.2. Принципы приватизации

 

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое  одновременно создает предпосылки  для реализации других направлений  реформы. Приватизация разворачивается  в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным  принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «не навреди!»

На основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

1. Приватизация не должна являться  догмой или капризом моды, государственная  собственность необходима как  дополнение к рыночному механизму,  поэтому отбор приватизируемых  предприятий должен быть очень  тщательный, для необходимого обеспечения  общественных благ.

2. Приватизации должны предшествовать  реструктуризация и разрушение  неоправданных монополий, мешающих  конкуренции для повышения эффективности  и доступности для более широкого  слоя населения.

3. Изменения структуры собственности  должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся  экономические связи.

4. Обязательными условиями приватизации  должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение  определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.

5. Приватизация должна проводится  с учетом национальной безопасности.

6. Каждый шаг приватизации должен  быть обоснованным, публичным и  доступным народному контролю.

 

 

2.3. Модели приватизации

 

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация.

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной  монополии каждый гражданин являлся  совладельцем собственности, то его  надо превратить из формального в  реального собственника наделив  его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному  труду, к экономии затрат и более  рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана  с наделением всех граждан приватизационными  чеками – «ваучерами».

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно  не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом  определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить  всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель – платную приватизацию.

Платная приватизация.

 

В этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа  на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие  акционируется, а затем его акции  продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Однако противники указывают, что  у широких слоёв населения  нет средств для выкупа государственной  собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.

 

2.4. Сроки приватизации

 

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. Сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно.

2. Требуется время, чтобы рынок  стал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий.

3. Монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы  выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно  в сжатые сроки создать новый  класс частных собственников  – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении  и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения  собственности составляют основу любой  экономической системы.

В современном мире нет ни одной  страны, где бы государство активно  не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы  собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной  монополии, которая пагубна для  развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна  производителю. Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских  структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому  необходимо разгосударствление и приватизация.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и  расширение сферы деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Существует две функции приватизации:

1) она должна стать элементом  экономической реформы, ядром  радикальных преобразований;

2) она должна стать инструментом  государственного регулирования  долговременного характера.

Приватизация в развитых западных странах имеет ряд существенных отличий:

- многообразие  форм приватизации;

- индивидуализация  и низкие темпы приватизационного  процесса;

- использование  в качестве постоянного элемента  государственного регулирования  экономики.

Существует  две основные модели приватизации: платная и бесплатная. При бесплатной приватизации население получает приватизационные чеки – «ваучеры». При платной приватизации государственная собственность подлежит продаже по различным схемам.

 


Информация о работе Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации