Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 17:20, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть процедуру регистрации и лицензирования банка.
Цель работы определила следующие задачи:
- рассмотреть нормативные требования лицензирования банка;
- рассмотреть процедуру лицензирования и регистрации банка;
-проанализироватьпорядок лицензирования коммерческого банка на примере ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» по сравнению с американским опытом.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации 6
1.2 Уставный капитал кредитной организации 10
1.3 Порядок регистрации кредитных организаций 12
1.4 Порядок лицензирования банковской деятельности 13
2 АНАЛИЗ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»
2.1 Характеристика банкаОАО «Национальный банк «ТРАСТ»17
2.2 Анализ порядка лицензирования коммерческого банка на примере ОАО «Национальный банк «ТРАСТ»по сравнению с американским опытом21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Помимо этого списка документов, Центральный банк Российской Федерации самостоятельно запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями кредитной организации, а в налоговом органе запрашивает сведения о выполнении учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Кредитная организация вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе[2].
К вышеупомянутым документам Инструкция ЦБ РФ N 135-И добавляет:
1) надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация;
2) документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований ведения кассовых операций (техническая укрепленность, охранно-пожарная и тревожная сигнализация и т.д.);
3) заключение федерального антимонопольного органа (в установленных законом случаях);
4) документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации (при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме акционерного общества);
5) полный список учредителей кредитной организации[4].
1.2. Уставный капитал кредитной организации
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов[5].
Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей[2].
Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации. Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей[14].
Вклады в уставный капитал могут быть в виде:
- денежных средств в валюте РФ;
- денежных средств в иностранной валюте;
- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством, в котором может располагаться кредитная организация;
- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.
Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте РФ. Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами[4].
Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве вклада в уставный капитал при ее учреждении, утверждается общим собранием учредителей. При оплате дополнительных акций имуществом в неденежной форме денежная оценка такого имущества производится советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Денежная оценка имущества в неденежной форме, вносимого в качестве дополнительного вклада в уставный капитал кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, утверждается общим собранием участников кредитной организации. При оплате части уставного капитала имуществом в неденежной форме для определения стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Если владельцем более 2% голосующих акций кредитной организации является государство или муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа. Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства. Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в уставный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организации не может превышать 20% уставного капитала коммерческой организации.[5]
1.3. Порядок регистрации кредитных организаций
Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации. Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации документы, указанные в гл. 3 Инструкции Банка России от 02.04.2010 N 135-И. Срок рассмотрения документов не должен превышать трех месяцев с даты представления этих документов. При отсутствии замечаний территориальное учреждение направляет в Банк России положительное заключение с приложением представленных документов. Банк России рассматривает полученные документы в срок, не превышающий 6 месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой путем учреждения кредитной организации всех необходимых документов.
Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о государственной регистрации направляет с сопроводительным письмом в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению кредитной организации все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В сопроводительном письме указывается на необходимость направления уполномоченным регистрирующим органом сообщения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации и свидетельства о государственной регистрации кредитной организации в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации, которое не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от уполномоченного регистрирующего органа указанных документов:
- направляет в Банк
России (Департамент лицензирования)
уведомление о внесении в
- вносит в Книгу
Банк России (Департамент лицензирования) не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления от территориального учреждения Банка России, осуществляет государственную регистрацию первого выпуска акций кредитной организации и не позднее трех рабочих дней со дня получения такого уведомления вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации.[8]
1.4. Порядок лицензирования банковской деятельности
Основанием для начала деятельности банка является получение лицензии на осуществление банковских операций. Права и обязанности по выдаче лицензий на проведение банковских операций и их отзыву возложены на Банк России. Банковская лицензия - это разрешение в форме индивидуально определенного документа Банка России, выданное банку или небанковской кредитной организации в подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым для осуществления указа иных в нем банковских операций, и обязывающее к проведению этих операций. [12]
Лицензия на осуществление банковских операций учитывается в специальном реестре, который публикуется Банком России в официальном издании – «Вестнике Банка России» - не реже 1 раза в год. В лицензии содержится информация о том, какие банковские операции может выполнять данная кредитная организация, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Такая лицензия выдается без ограничения срока ее действия. [6, с. 147-148]
Созданному путем учреждения банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
1. Лицензия на осуществление
банковских операций со
2. Лицензия на осуществление
банковских операций со
3. Лицензия на привлечение
во вклады и размещение
Созданной путем учреждения небанковской кредитной организации в зависимости от ее вида могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:
1. Лицензия на осуществление
банковских операций со
2. Лицензия на осуществление
банковских операций со
Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества) является основанием для выдачи ей лицензии на осуществление банковских операций.[13, с. 34] При получении заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также при регистрации отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества) Банк России в трехдневный срок принимает решение о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и направляет в кредитную организацию и территориальное учреждение Банка России по одному экземпляру данной лицензии. Реестр выданных лицензий ведет территориальное учреждение Банка России.[10, с. 25]
Банку, имеющему лицензию на осуществление банковских операций, для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий:
1. Лицензия на осуществление
банковских операций со
2. Лицензия на привлечение
во вклады и размещение
3. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях.
4. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии, указанной в п. 1, или одновременно с ней.
5. Генеральная лицензия,
которая может быть выдана
банку, имеющему лицензии на
Лицензии на осуществление банковских операций, указанные в п. п. 3 - 5, могут быть выданы банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. РНКО и НДКО могут расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии, содержащей более широкий перечень банковских операций. [7, с. 40]
2. АНАЛИЗ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ БАНКА ОАО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»
2.1. Характеристика банка ОАО «Национальный банк «Траст»
ОАО «Национальный банк «Траст» — крупная кредитная организация с широкой филиальной сетью. Приоритетные направления деятельности — розничный бизнес, работа со средним и малым предпринимательством, корпоративными клиентами. Банк был основан в 1995 году в Санкт-Петербурге под названием «Менатеп Санкт-Петербург» в качестве одной из дочерних структур московского банка «Менатеп». Изначально «Менатеп СПб» создавался как моноофисный банк, работающий в Северо-Западном регионе. Однако в результате кризиса августа 1998 года, когда «Менатеп» остановил операции, основная часть его бизнеса была переведена в «Менатеп СПб» и Доверительный и Инвестиционный Банк. При распределении активов «Менатеп СПб» получил филиальную сеть и карточный бизнес банка, а ДИБу досталась большая часть финансовых потоков «ЮКОСа». Одновременно банку «Менатеп СПб» удалось получить поддержку со стороны руководства «Газпрома», что привело к существенным изменениям в составе собственников банка и дало толчок развитию нового направления бизнеса. В 2000 году банк, действовавший в форме ЗАО, был преобразован в ОАО.
Информация о работе Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций