Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 21:48, контрольная работа
Краткое описание
1. Принципы деятельности Банка России. 2. Порядок регистрации банка. Задача. Несколько граждан России создали финансовый кооператив для оказания помощи друг другу. Когда средств не стало, они решили привлечь средства своих друзей в качестве вкладов.
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономико-юридический факультет
Кафедра ______________________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Банковское
право»
Вариант 4
Выполнила:
Проверила:
__________________________________
Томск 2014
Вариант
4
Принципы деятельности Банка России.
Порядок регистрации банка.
Задача.
Несколько граждан России создали
финансовый кооператив для оказания помощи
друг другу. Когда средств не стало, они
решили привлечь средства своих друзей
в качестве вкладов.
Вопросы:
Могут ли финансовые кооперативы
осуществлять подобные операции?
Как называются такие операции,
и какие учреждения вправе их осуществлять?
Принципы деятельности Банка России
Центральный банк
Российской Федерации (Банк России) - юридическое
лицо, главный банк первого уровня, главный
эмиссионный, денежно-кредитный институт
Российской Федерации, разрабатывающий
и реализующий во взаимодействии с Правительством
России единую государственную
кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями,
в частности, правом эмиссии
денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль
главного координирующего и регулирующего
органа всей кредитной системы страны,
выступает органом экономического управления.
Банк России контролирует деятельность
кредитных организаций, выдаёт и отзывает
у них лицензии на осуществление банковских
операций, а уже кредитные организации
работают с прочими юридическими и физическими
лицами.
Согласно ст. 71 Конституции
Российской Федерации определено, что правом денежной
эмиссии обладает Российская Федерация,
а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия
осуществляется исключительно Центральным
банком Российской Федерации и там же
оговорена его основная функция - защита и обеспечение
устойчивости рубля. Статус, цели деятельности,
функции и полномочия Центрального банка
Российской Федерации, определяются Федеральным
законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» и другими федеральными
законами.
С помощью экономического и
административного воздействия в процессе
проведения денежно-кредитной политики
Центральный банк способствует укреплению
и развитию экономики России.
Принципы организации деятельности
Банка России определяются Конституцией
Российской Федерации, Федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» (с изменениями и дополнениями)
и другими федеральными законами.
Принципы деятельности
Центрального банка России:
1. Независимость
в формировании и проведении денежно-кредитной
политики.
Важность независимости Центрального
банка объясняется необходимостью найти
для Центрального банка такое место в
структуре государственной власти и предоставить
ему такие полномочия, которые бы позволили
Центральному банку наиболее эффективно
выполнять свои функции.
Существуют критерии, по которым
определяется независимость Центрального
банка:
участие государства в капитале
Центрального банка и распределении прибыли;
процедура назначения (выбора)
руководства банка;
срок пребывания в должности
руководства банка;
степень отражения в законодательстве
целей и задач Центрального банка;
право государства на вмешательство
в деятельность Центрального банка по
реализации его функций;
правила, регулирующие возможность
финансирования государственных расходов
Центральным банком страны и т.п.
2. Четкое разграничение
государственных финансов и банковской
системы, т.е. ограничение возможностей
правительства пользоваться средствами
Центрального банка.
Во многих странах прямое кредитование
правительства, практически отсутствует
(США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция,
Швейцария) или законодательно ограничено
(ФРГ, Франция, Нидерланды). В России Центральный
банк не вправе предоставлять кредиты
правительству Российской Федерации для
финансирования бюджетного дефицита,
покупать государственные ценные бумаги
при их первичном размещении, если это
не предусмотрено законом о бюджете.
Принцип самоокупаемости
в деятельности Центрального банка.
Свои расходы Центральный банк
осуществляет за счет собственных доходов.
Принцип самостоятельности
в деятельности.
Самостоятельность Банка России
как хозяйствующего субъекта выражается
в его праве распределять по собственному
усмотрению прибыль (20%), назначать заработную
плату сотрудникам, разрабатывать нормативные
документы, распоряжаться своим имуществом.
Банк России свободен в выборе форм и методов
денежно-кредитного регулирования. Для реализации целей своей
деятельности и соответствующих задач
Центральный банк имеет право издавать
нормативные акты по вопросам, связанным
с проведением банковских операций и не
урегулированным непосредственно в Федеральном
Законе, участвовать в разработке экономической
политики Правительства РФ.
Принцип ответственности
за результаты деятельности.
Центральный банк несет всю
полноту ответственности по своим обязательствам,
а также за состояние денежно-кредитной
сферы, уровень инфляции, валютный курс
рубля.
6. Заинтересованность
в результатах работы.
Как всякое юридическое лицо,
Банк России составляет свой баланс, отчет
о финансовых результатах, получает прибыль. Его прибыль определяется как
разность между суммой от предусмотренных
Федеральным законом банковских операций
и сделок и доходов от участия в капиталах
коммерческих организаций и расходами,
связанными с осуществлением Центральным
банком своих функций, установленных Федеральным
законом.
7. Контроль за
осуществлением денежно-кредитной политики
в процессе выполнения своих функций.
Банк России осуществляет постоянный
контроль за выполнением основных параметров
денежной программы.
Порядок регистрации банка.
В соответствии с Российским
законодательством, Банк - это
кредитная организация, которая имеет
исключительное право осуществлять в
совокупности следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных
средств физических и юридических
лиц;
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Кредитная организация, в свою очередь, это юридическое
лицо, которое для извлечения прибыли
как основной цели своей деятельности
на основании специального разрешения
(лицензии) Центрального банка Российской
Федерации (Банка России) имеет право осуществлять
банковские операции, предусмотренные
настоящим Федеральным законом.
Кредитные организации подлежат
обязательной государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации
кредитной организации принимается Банком
России. Банк России в целях осуществления
им контрольных и надзорных функций ведет
Книгу государственной регистрации кредитных
организаций в порядке, установленном
федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными актами
Банка России. Кредитные организации приобретают
статус юридического лица с момента их
государственной регистрации.
Лицензия на осуществление
банковских операций кредитной организации
выдается после ее государственной регистрации
в порядке, установленном Федеральным
законом и принимаемыми в соответствии
с ним нормативными актами Банка России.
Кредитная организация имеет право осуществлять
банковские операции с момента получения
лицензии, выданной Банком России. И осуществляет
только те операции, которые предусмотрены
и оговорены настоящей лицензией.
Кредитные организации подлежат
государственной регистрации в соответствии
с Федеральным законом "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" с учетом установленного
Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности" специального порядка
государственной регистрации кредитных
организаций.
Решение о государственной
регистрации кредитной организации принимается
Банком России. Внесение в Единый государственный
реестр юридических лиц сведений о создании,
реорганизации и ликвидации кредитных
организаций, а также иных предусмотренных
федеральными законами сведений осуществляется
уполномоченным регистрирующим органом
на основании решения Банка России о соответствующей
государственной регистрации. Взаимодействие
Банка России с уполномоченным регистрирующим
органом по вопросам государственной
регистрации кредитных организаций осуществляется
в порядке, согласованном Банком России
с уполномоченным регистрирующим органом.
Банк России в целях осуществления
им контрольных и надзорных функций ведет
Книгу государственной регистрации кредитных
организаций в порядке, установленном
федеральными законами и принимаемыми
в соответствии с ними нормативными актами
Банка России. За государственную регистрацию
кредитных организаций взимается государственная
пошлина в порядке и в размерах, которые
установлены законодательством Российской
Федерации.
Кредитная организация обязана
информировать Банк России об изменении
сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального
закона "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",
за исключением сведений о полученных
лицензиях, в течение трех дней с момента
таких изменений. Банк России не позднее
одного рабочего дня со дня поступления
соответствующей информации от кредитной
организации сообщает об этом в уполномоченный
регистрирующий орган, который вносит
в Единый государственный реестр юридических
лиц запись об изменении сведений о кредитной
организации.
Порядок регистрации
кредитных организации
Для государственной регистрации
кредитной организации и получения лицензии
на осуществление банковских операций
в Банк России в установленном им порядке
представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством
о государственной регистрации
кредитной организации и выдаче
лицензии на осуществление банковских
операций; в заявлении также
указываются сведения об
адресе (месте нахождения)
постоянно действующего исполнительного
органа кредитной организации, по
которому осуществляется связь
с кредитной организацией;
2) учредительный договор
(подлинник или нотариально удостоверенная
копия), если его подписание предусмотрено
федеральным законом;
3) устав (подлинник или
нотариально удостоверенная копия);
4) бизнес-план, утвержденный
собранием учредителей (участников)
кредитной организации, протокол
собрания учредителей (участников),
содержащий решения об утверждении
устава кредитной организации,
а также кандидатур для назначения на
должности руководителя кредитной организации
и главного бухгалтера
кредитной организации. Порядок
составления бизнес-плана кредитной организации
и критерии его оценки устанавливаются
нормативными актами Банка России;
5) документы об уплате
государственной пошлины и лицензионного
сбора;
6) копии документов о государственной
регистрации учредителей -юридических
лиц, аудиторские заключения о достоверности
их финансовой отчетности, а также подтверждения
органами Государственной налоговой службы
Российской Федерации выполнения учредителями
- юридическими лицами обязательств перед
федеральным бюджетом, бюджетами субъектов
Российской Федерации и местными бюджетами
за последние три года;
7) документы (согласно
перечню, установленному
нормативными актами Банка России), подтверждающие
источники происхождения средств, вносимых
учредителями - физическими
лицами в уставный
капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов
на должности руководителя
кредитной организации, главного
бухгалтера, заместителей
главного бухгалтера кредитной
организации, а также на должности руководителя,
заместителей руководителя, главного
бухгалтера, заместителей
главного бухгалтера филиала кредитной
организации. Указанные анкеты
заполняются этими кандидатами собственноручно
и должны содержать сведения, установленные
нормативными актами Банка России, а также
сведения:
- о наличии у этих
лиц высшего юридического или
экономического образования (с представлением
копии диплома или заменяющего
его документа) и опыта руководства
отделом или иным подразделением
кредитной организации, связанным
с осуществлением банковских
операций, не менее одного года,
а при отсутствии специального
образования - опыта руководства
таким подразделением не менее
двух лет;