Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 22:27, курсовая работа
Современная экономика представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.
Безналичные расчеты – денежные расчеты, проводимые путем записей на счетах в банках. При этом деньги списываются на счетах плательщика и зачисляются на счет покупателя. Вся совокупность безналичных расчетов, совершаемых за определенный промежуток времени, образует безналичный платежный оборот.
Введение.
1. Понятие безналичных расчетов. Принципы их организации в России.
а) основные понятия и положения;
б) принципы организации безналичных расчетов в России.
2. Основные формы безналичных расчетов, используемые в РФ.
а) расчеты платежными поручениями;
б) расчеты платежными требованиями-поручениями;
в) аккредитив;
г) инкассо.
3. Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт.
Заключение.
Литература.
Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.
Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдения установленных правил расчетов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.
Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятии должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением «правил игры» предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса.
Седьмой принцип – имущественная ответственность
за соблюдение договорных условий. Суть
этого принципа заключается в том, что
нарушения договорных обязательств в
части расчетов влекут применение гражданско-правовой
ответственности в форме возмещения убытков,
уплаты неустойки (штрафа, пени), а также
иных мер ответственности.
2. Основные формы безналичных расчетов.
Это - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. В 1999 году доля платежных поручений в объеме всех безналичных платежей составила более 95%
Платежное поручение - один из видов расчётных документов, представляет собой оформленное в письменном виде поручение плательщика банку о перечислении (переводе) с его счёта денежных средств в безналичном порядке за отпущенные (отгруженные) товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также по др. платежам на счёт получателя.
Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.
Основные реквизиты платежного поручения: характер и содержание операции, дата и сумма, наименования и номера счетов участников расчетов; название учреждений банков, где ведутся подписи лиц, уполномоченных на подписание расчётно-денежных документов, оттиск печати.
При одновременном перечислении средств с одного счёта плательщика на счета нескольких получателей, как правило, составляются сводные платёжные поручения.
Платежные поручения кроме оплаты за товары и услуги, применяются, в частности в РФ, для перечисления средств по нетоварным операциям, финансовым обязательствам (платежи в бюджет, органам социального страхования и др.), при погашении кредиторской задолженности.
Последовательность движения платежного поручения:
Операция 1. Плательщик передает в свое учреждение банка платежные поручения, а банк принимает их от хозяйствующего субъекта.
Операция 2. Банк списывает деньги со счета плательщика и передает их вместе с поручением в банк получателя для зачисления на его расчетный счет.
Операция 3. Банк получателя зачисляет поступившие на его корреспондентский счет деньги на счет получателя.
Операция 4. Плательщик получает в виде выписки со своего счета подтверждение о списании денежных средств с его счета и перечислении получателю.
Операция 5. Банк сообщает получателю в виде выписки из расчетного счета подтверждение о зачислении на его счет денежных средств.
Поставщик |
Покупатель |
Банк поставщика |
Банк покупателя |
По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается после отгрузки товара, до отгрузки товара, а также авансовые платежи при крупных поставках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.
Платежные поручения могут быть использованы при проведении расчётов между хозяйствующими субъектами в порядке плановых платежей. В данном случае процедура поставок продукции или оказания услуг должна носить постоянный и равномерный характер.
Для проведения расчётов в порядке плановых платежей предприятие- плательщик представляет в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми имеются соглашения о расчётах плановыми платежами с указанием:
Суть данного рода расчетов сводится к тому, что покупатель в соответствии с договорённостями с поставщиком периодически перечисляет ему денежные средства.
На каждый плановый платеж выписывается и передается банку отдельный документ - платежное поручение (выписываемое покупателем).
Ежемесячно проверяется правильность осуществления платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или оказанных услуг. Один из участников сделки, определенный договором, контролирует расчетные отношения.
Плановые платежи сводят к минимуму разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторонам более четко регулировать свой денежный оборот.
Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов являются стабильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участниками сделки, что достаточно проблематично в современный период.
Используя форму расчетов платежными поручениями, Поставщик (получатель средств) несет риски: задержки выписки плательщиком платежного поручения из-за отсутствия или недостаточности средств, или невозможности получения ссуды; несвоевременного поступления средств при исполнении платёжного поручения соответствующими банками или РКЦ.
Риск, который несёт Покупатель, заключается в отсутствии гарантии своевременной поставки товара, особенно при досрочных платежах. Такие платежи, кроме указанного риска, обусловливают и потери Покупателя, связанные с отвлечением из оборота денежных средств и фактическим предоставлением Поставщику беспроцентной ссуды.
До 01.07.92 в безналичных расчётах применялись расчёты платёжными требованиями, при которых получатель средств представлял в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требование к плательщику об уплате покупателю определённой суммы за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Однако, в целях повышения ответственности плательщика за своевременность расчетов за товары и услуги эта форма расчётов в настоящее время отменена. Вместо неё применяются расчёты платежными требованиями-поручениями.
Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.
Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.
Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта
Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк (см. Приложение 4).
Аккредитив (от лат. «accredo» - доверяю) – письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий. Аккредитивная форма одна из основных в международных расчётах. По отдельным оценкам, в России аккредитивами обслуживается не более 10% товарооборота по импорту и примерно 40-50% по экспорту.
Аккредитив – условная форма поставки товаров, максимально учитывающая вопросы, возникающие в процессе сделки. Она удовлетворяет интересы и поставщика (своевременное получение платежа) и покупателя (контроль над действиями поставщика). Это достоинство аккредитива обусловлено тем, что расчеты проводятся третьей, нейтральной стороной – банком.
Технология расчетов с использованием аккредитивной формы расчётов:
Операция 1. Покупатель предоставляет в банк-эмитент заявление на открытие аккредитива.
Операция 2. Банк-эмитент открывает аккредитив и направляет его через авизирующий банк поставщику.
Операция 3. Авизирующий банк извещает поставщика об открытии аккредитива в его пользу.
Операция 4. Поставщик исполняет договорные отношения по отношению к получателю.
Операция 5. Поставщик оформляет и представляет в авизирующий банк комплект документов для получения платежа по аккредитиву.
Операция 6. Авизирующий банк направляет банку-эмитенту комплект полученных от поставщика документов.
Операция 7. Банк-эмитент проверяет полученные документы и при выполнении всех условий аккредитива оплачивает их.
Операция 8. Банк-эмитент передает оплаченные документы
покупателю.
Операция 9. Авизующий банк
зачисляет поставщику причитающуюся ему
сумма денежных средств.
В соответствии с Положением о безналичных расчетах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк).
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.
Каждый аккредитив должен быть отзывным или безотзывным. При отсутствии такого определения аккредитив считается отзывным.
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, досрочном отказе банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву).
В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.
Использование аккредитивов в международных расчетах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.
При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов:
Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа.
Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения:
Информация о работе Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ