Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:35, курсовая работа

Краткое описание

Четко организованная система безналичных расчетов имеет огромное значение в условиях серьезного кризиса неплатежей, когда огромная взаимная задолженность, задержка платежей в каком-либо одном звене затрагивает работу большого числа хозяйствующих субъектов, что отражается на важнейших показателях их производственной и коммерческой деятельности.
Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с бюджетом и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы [10].

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в РФ………….5
2. Расчеты платежными поручениями, по аккредитиву и по инкассо………...9
3. Расчеты с использованием чеков, векселей и банковских карт……………16
Заключение ………………………………………………………………………24
Практикум………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

- платежные поручения;

- аккредитивы;

- чеки;

- платежные требования;

- инкассовые поручения  [4].

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в другом банке.

Платежными поручениями  могут производиться:

- перечисления денежных  средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- перечисления денежных  средств в бюджеты всех уровней  и во внебюджетные фонды;

- перечисления денежных  средств в целях возврата/размещения  кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисления денежных  средств в других целях, предусмотренных законодательством иди договором [5, с.49].

Платежные поручения  принимаются банком независимо от наличия  денежных средств на счете плательщика.

Обычно платёжное поручение  составляется в четырёх экземплярах:

- 1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка;

- 4-й экземпляр возвращается  плательщику со штампом банка  в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

- 2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах дня этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке из счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки [11].

Схема расчетов платежными поручениями представлена на рис. 2.1 [5, с.49].


 4



        1


 


 3



2

 

 

Рис. 2.1. Схема расчетов платежными поручениями при предварительной  оплате товарно-материальных ценностей

 

Данная форма расчетов может применяться при предоплате за полученные товары и услуги.

Схема расчетов платежными поручениями при последующей  оплате товарно-материальных ценностей  и услуг представлена на рис. 2.2 [5, с.50].

 Платежи поручениями по договоренности сторон могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

 1



 2


 

 

4


 3


 

Рис. 2.2. Схема расчетов платежными поручениями при последующей  оплате товарно-материальных ценностей

Срочный платеж осуществляется в следующих вариантах:

- авансовый платеж, т.е.  до отгрузки товара;

- после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта  товара;

- частичные платежи  при крупных сделках.

Долгосрочный и отсроченный  платежи используются в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения.

В случае если между поставщиками и покупателями осуществляются равномерные  и постоянные поставки, расчеты между  ними могут осуществляться в порядке плановых платежей (на основании договоров) с использованием платежных поручений. По договору поставщик берет на себя обязательство отгружать покупателю продукцию в установленных размерах и в определенные сроки по согласованному графику поставок, а покупатель обязуется в сроки, определенные договором, производить плановые платежи (ежедневно или периодически). Эта форма расчетов минимизирует разрыв во времени между отгрузкой товаров и совершением платежа, а также ускоряет оборачиваемость денежных средств [5, с.50].

К основным преимуществам  расчета платежными поручениями  относятся:

- простота заполнения расчетного документа;

- простота операций  с документами в обоих банках;

- относительная дешевизна  и скорость расчетов;

- единственная безналичная  форма, которая допускает авансовые  платежи.

   Недостатки расчета  платежными поручениями: 

- отсутствие гарантии исполнения договора обеими сторонами;

- возможность отзыва  платежа без уведомления другой  стороны; 

Форма платежного поручения  представлена в Приложении 1.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи [7, с.77].

Порядок расчетов с использованием аккредитива состоит в следующем (рис.2.3) [5, с.51]:

1. заключение договора  о расчетах с использованием  аккредитива с предварительным  депонированием средств в банке  на отдельном счете;

2. передача в банк  заявления на открытие аккредитива;

3. перевод средств  в банк поставщика и зачисление  их на счет «аккредитивы»;

4. сообщение поставщику  об открытии аккредитива;

5. поставка товара  или оказание услуг;

6. направление в банк  поставщика расчетных документов, подтверждающих отгрузку товара (оказание услуг), списание средства со счета «Аккредитивы» и зачисление их на счет поставщика;

7. направление в банк  покупателя сообщения об использовании  аккредитива;

8. сообщение об использовании  аккредитива покупателю.

В соответствии с Положением «О безналичных расчетах в РФ», банками могут открываться следующие виды аккредитивов [4]:

- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

- отзывные или безотзывные.

  1



 5


 4  6 3 8 2



7

Рис. 2.3. Аккредитивная  форма расчетов с предварительным депонированием средств

При использовании покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент  перечисляет за счет средств плательщика  или предоставленного ему кредита  сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При использовании непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент  предоставляет исполняющему банку  право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета  в пределах суммы аккредитива. При этом порядок списания определяется по соглашению между банками.

Отзывным считается  аккредитив, который может быть изменен  или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Если к моменту завершения платежа исполняющим банком не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива, то платеж должен быть осуществлен. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не указано иное.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, в пользу которого он был открыт.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов по сравнению с другими формами является оплата продукции после ее отгрузки и гарантия платежа. Вместе с тем средства покупателя отвлекаются из хозяйственного оборота на срок действия аккредитива, замедляется товарооборот. Возможно, это послужило одной из причин слабого развития данной формы расчетов в России [12].

При расчетах по инкассо  банк (банк-эмитент) обязуется по поручению  клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и /или акцепта платежа.

Банк-эмитент имеет  право привлекать для выполнения поручений клиента иной банк.

Схема расчетов по инкассо  представлена на рис. 2.4 [5, с. 52].

 1


 

2


 

3 8 5 6

 


 

7


Рис. 2.4. Схема расчетов по инкассо

Процедура расчетов по инкассо состоит  из следующих этапов:

1. заключение договора о купле-продаже  товаров, в котором предусматриваются расчеты по инкассо;

2. поставщик производит отгрузку  товара в сроки, установленные  договором;

3. отгрузив продукцию и оформив все необходимые по условиям договора документы, поставщик представляет их в обслуживающий его банк;

4. банк поставщика пересылает  полученные документы в исполняющий  банк (банк получателя);

5-6. банк покупателя передает  полученные документы покупателю;

7. денежные средства, полученные  от покупателя, переводятся в  банк поставщика;

8. банк поставщика зачисляет  полученные суммы на расчетный  счет поставщика.

Возможность осуществления расчетов по инкассо должна быть предусмотрена в договоре с банком на расчетно-кассовое обслуживание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступившие платежные документы.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании:

- платежных требований, оплата  которых может производиться  по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке) (Приложение 2);

- инкассовых поручений, оплата  которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке) (Приложение 3).

Преимущества аккредитивной формы  расчетов заключаются в следующем: при данной форме расчетов в наибольшей степени защищены интересы поставщика. Положительной стороной аккредитива является твердое и надежное обеспечение платежа. Кроме того, поставщик может получить платеж максимально быстрым способом, в ряде случаев даже до прибытия товара в пункт назначения.  Поставщик будет уверен, что до момента получения денег его товар будет находиться в его распоряжении. Покупатель может быть уверен, что после оплаты расчетных документов он получит право на товар, а также отгрузочные и товарораспорядительные документы.

Расчеты по инкассо выгодны как  для банков, так и для покупателя. У банков при выполнении распоряжений клиентов не возникает необходимости открывать дополнительный счет или аккумулировать денежные средства иным путем (например, аккредитив). Покупатель получает товар согласованного количества и качества, при этом он уверен, что продавец не получит его деньги, не отгрузив товар.

 

3. РАСЧЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ЧЕКОВ, ВЕКСЕЛЕЙ И БАНКОВСКИХ  КАРТ

 

Чек — это ценная бумага, в которой содержится распоряжение плательщика-чекодателя своему банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю.

Различают денежные чеки и расчетные  чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и др.

Расчетные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчетов. Расчетный  чек — это документ установленной  формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию — получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Различают также следующие виды чеков:

- именной — выписан на определенное  лицо;

- предъявительский — выписан на  предъявителя;

- ордерный — выписывается в пользу определенного лица или по его приказу, т. е. чекодатель (индоссант) может передать его новому владельцу (индоссату) с помощью индоссамента.

Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодатель  — юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков.

 

Чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком —  банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков  в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, — другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами [2].

Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

Чек должен содержать следующие реквизиты:

- наименование «чек», включенное  в текст документа;

- поручение плательщику выплатить  определенную денежную сумму;

- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

- указание валюты платежа;

- указание даты и места составления  чека;

- подпись лица, выписывающего чек,  — чекодателя.

Отсутствие  в документе какого-либо из указанных  реквизитов лишает его силы чека [8].

Условия применения чека устанавливаются ЦБ РФ. При расчетах чеками клиенты заключают между собой договор о расчетах. В этом договоре обязательно указывается порядок открытия и ведения счетов для расчетов чеками.

Срок действия чеков:

- 10 дней — на территории РФ;

- 20 дней — на территории СНГ;

- 70 дней — если чек выписан  на территории другого государства.

Схема расчета чеками представлена на рис. 3.1 [5, с. 53].

 4



  5


1 3

 10 6 10



 

 

8

 

Рис. 3.1. Схема расчетов с помощью чеков

 Процедура расчетов с помощью  чеков состоит из следующих  этапов:

1) покупатель предоставляет в  обслуживающий его банк заявление  на получение чеков и платежное  поручение на депонирование сумм (если оно осуществляется) или  заявление в двух экземплярах для приобретения чеков, оплата которых гарантирована банком;

Информация о работе Принципы организации и формы безналичных расчетов в РФ