Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы - проанализировать динамику и структуру доходов и расходов ФФОМС за 2010 г. - 2012 г. Для достижения поставленной цели считаем целесообразным решение следующих задач:
рассмотреть социально-экономическую сущность ФОМС;
ознакомиться со статьями доходов и расходов ФФОМС;
проанализировать динамику и структуру доходов и расходов ФФОМС за 2010 г. - 2012 г.
осветить проблемы ОМС в России и пути их решения.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1 Социально-экономическая сущность ФОМС РФ.................................4
2 Доходы и расходы ФФОМС....................................................................7
3 Анализ динамики и структуры бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
(за 2010 - 2012 г.г.)...............................................................................9
4 Проблемы обязательного медицинского страхования в России
и пути их решения................................................................................13
Заключение...............................................................................................17
Библиографический список...................................................................18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа ФФОМС.docx

— 30.88 Кб (Скачать файл)

В 2011 г. наибольшую долю доходов, как и в предыдущем году, составили налоги и страховые взносы - 93, 9 % (327 186 млн. руб.), остальную часть составляют поступления из федерального бюджета - 6, 1 % (211 141 млн. руб.). Наибольшие расходы в 2011 г. пришлись на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС - 30, 91 % (95 954 млн. руб.), наименьшая доля также принадлежит расходам на финансирование исполнительной дирекции фонда - 0,1 % (349 млн. руб.). В 2012 г. в доходной части по-прежнему лидируют с большим отрывом налоги и страховые взносы - 94, 56 % (913 999 млн. руб.), поступления из федерального бюджета составляют 5, 44 % (51 810 млн. руб.). Неизменной в этом году остается и лидирующая статья расходов - она составляет 68, 72 % (640 562 млн. руб.). Наименьшая часть расходов снова пришлась на финансирование исполнительной дирекции фонда - 0,0007 % (653 млн. руб.). Как мы видим, в целом структурные изменения не меняют в корне структуры самого бюджета, однако незначительные отклонения в ту или иную сторону присутствуют, так, на протяжении анализируемых трех лет доля поступления налогов и страховых взносов менялась и составляла: в 2010 г. - 95, 34%, в 2011 г. - 93, 9 %, в 2012 г. - 94, 56 %. Иначе обстоит дело с расходной частью. Так, наибольшая доля расходов сильно изменялась за три года, но сама статья расходы на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС все равно оставалась лидирующей среди других расходов: в 2010 г. - 78, 97 %, в 2011 г. - 30, 91 %, в 2012 г. - 68, 72 %.

Рассмотрим более подробно динамику доходов и расходов за анализируемый период. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 246 593 млн. руб. (на 242, 12 %), в том числе за счет налогов и страховых взносов - на 230 091 млн. руб. (на 236, 98 %), поступлений из федерального бюджета - на 16 407 млн. руб. (на 346, 58 %). Расходная часть увеличилась на 201 304  млн. руб. (на 184, 47 %), в том числе за счет расходов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС - на 9 779 млн. руб. (11, 35 %), средств, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни - на 500 млн. руб. (на 2, 86 %), за счет финансирования исполнительной дирекции фонда - на 63 млн. руб. (или 22, 03 %); а вот расходы субсидии бюджетам территориальных фондов  ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан на оказание государственной социальной  помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами сократились на 114 млн. руб. (практически на 3 %).

В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом доходы увеличились на 618 105 млн. руб. (на 177, 39 %), в том числе за счет налогов и страховых взносов - на 586 813 млн. руб. (на 179, 35 %), поступлений из федерального бюджета - на 30 669 млн. руб. (на 145, 07 %). Расходная часть увеличилась на 621 730  млн. руб. (на 200, 28 %), в том числе за счет расходов на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС - на 544 608 млн. руб. (560, 69 %), а вот средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни сократились на 361 млн. руб. (на 2 %); были увеличены расходы на финансирование исполнительной дирекции фонда - на 304 млн. руб. (или 87, 11 %); а вот расходы субсидии бюджетам территориальных фондов  ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан на оказание государственной социальной  помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами снова сократились на 2,3 млн. руб. (практически на 0,5 %).

 

4 Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения

 

Необходимость проведения реформ в здравоохранении России обусловлена рядом причин. Прежде всего, это неблагоприятное состояние здоровья населения, которое является главным фактором экономического развития. Растет уровень заболеваемости по всем классам болезней, повышается уровень хронической заболеваемости и инвалидности населения, в том числе трудоспособного; высокими остаются показатели младенческой, детской и материнской смертности.

Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли. Дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и реальными финансовыми потоками привел к нарастанию платности медицинской помощи. Расходы на медицинские нужды все больше перемещаются на население. Легальная и теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют, по разным оценкам, от 24 до 45% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение.

Важной проблемой российского здравоохранения являются также существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению, так как действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи (разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителя по регионам в последние годы составлял 13-15 раз).

Одной из наиболее острых проблем обязательного медицинского страхования является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона ОМС. Сегодня тариф страхового взноса от фонда оплаты труда – не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, а большая часть – это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждающиеся в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее население особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования здравоохранения. При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально- значимые виды медицинской помощи.

Платежи за неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить так как рост активного туберкулеза среди детей за последние пять лет увеличился почти на 30% и т.д.. Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Проблемой функционирования системы обязательного медицинского страхования является неисполнение в полном объеме органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функций страхователя неработающего населения, несвоевременное и неполное перечисление ими страховых взносов на ОМС неработающих граждан.

Важными проблемами здравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80 процентов физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество медицинских обследований и эффективность лечения).

Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Результаты сборов страховых взносов и наличие задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования показывают необходимость значительной работы по совершенствованию методов сбора страховых взносов.

Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

В связи с вышеизложенными проблемами мы считает, что для их решения необходимо:

– исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным;

– в связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС;

– разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.

 

 

Заключение 

 

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются: обеспечение реализации Закона РФ Об обязательном медицинском страховании граждан РФ; обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан; участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики; обеспечение ее финансовой устойчивости.

Необходимость проведения реформ в здравоохранении России обусловлена рядом причин. Прежде всего, это слабые стимулы к труду медицинских работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования.

Из проведенного нами анализа за 2010 - 2012 г.г. мы видим, что хотя бюджет имеет положительную тенденцию и стал профицитным за последние два из трех анализируемых года, финансовых ресурсов на обеспечение надлежащего здравоохранения не хватает.


Информация о работе Проблемы обязательного медицинского страхования в России и пути их решения