Работа с пластиковыми картами российских платежных систем на примере ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе организации работы коммерческих банков с пластиковыми картами российских платежных систем на примере ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк».
Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
 рассмотреть российские платежные системы на финансовом рынке России и региона;
 проанализировать работу коммерческого банка с банковскими карточками российских платежных систем

Содержание

Введение 3
1 Российские платежные системы на финансовом рынке России и региона 5
1.1 Характеристика коммерческого банка 5
1.2 Характеристика российских платежных систем 10
1.2.1 Основные понятия и технология работы с банковскими карточками 10
1.2.2 Система STB-CARD 13
1.2.3 Система UNION CARD 16
1.2.4 Система «Золотая Корона» 19
2 Анализ работы коммерческого банка с банковскими карточками российских платежных систем 23
2.1 Характеристика организационной структуры банка, отвечающей за работу банка с банковскими карточками 23
2.2 Анализ деятельности банка на рынке карточных продуктов 25
2.3 Перспективы продвижения карточек на рынке региона 28
Заключение 34
Список используемой литературы 36
Приложения 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая банки.docx

— 422.69 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 1.2, видно, что активы банка на конец года  составили 34 783 млн. рублей.

В структуре активов банка доля ликвидных активов - денежные средства и средства банка в ЦБ РФ увеличились с   11.2% на начало года,  до 12.3% на конец года.

Доля ссудной задолженности в активах банка уменьшилась по сравнению с началом года, с 76.2% до 74.3%.

Доля ценных бумаг оцениваемых по справедливой стоимости увеличилась и составила 6%. Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения, увеличились  до 796  млн. рублей и их доля в активах  составила 2.3%.

Основные средства и нематериальные активы банка выросли до 948 млн. рублей, но  их доля в активах уменьшилась и составила 2.7%.

Таблица 1.3 - Структура активов банка ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» за 2011-2012 г.г.

В млн. рублей

Наименование статей

Сумма

Доля

 

АКТИВЫ

2011

2012

2011

2012

1

Денежные средства

2 042

1 791

8.3%

5.1%

2

Средства кредитных организаций в Центральном банке РФ

712

2 480

2.9%

7.1%

2.1

Обязательные резервы

241

349

1.0%

1.0%

3

Средства в кредитных организациях

632

528

2.6%

1.5%

4

Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

781

2 083

3.2%

6.0%

5

Чистая ссудная задолженность

18 820

25 860

76.2%

74.3%

6

Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи

0

1

0.0%

0.0%

6.1

Инвестиции в дочерние и зависимые организации

0

0

0.0%

0.0%

7

Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения

357

796

1.4%

2.3%

8

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

892

948

3.6%

2.7%

9

Прочие активы

454

295

1.8%

0.8%

10

ВСЕГО АКТИВОВ

24 692

34 783

100.0%

100.0%


По данным таблицы 1.3, можно сказать следующее, что чистые доходы банка за 2012 год составили 3 289 766 тыс. рублей (темп прироста за 2012 г. - 21.6%, за 2011 г. - 39.7%), операционные расходы – 2 121 712 тыс. рублей (темп прироста за 2012 г. - 27.7%, за 2011 г. - 21.0%).

Прибыль банка до налогообложения составила  1 168 054 тыс. рублей (темп прироста за 2012 г. - 11.9%, за 2011 г . - 85.0%).

Начисленные (уплаченные) налоги за 2012 год составили 371 995 тыс. рублей (темп прироста за 2012 г. - 13.1%, за 2011 г. - 60.7%).

Прибыль банка после налогообложения за 2012 год составила  796 059 тыс. рублей (темп прироста за 2012 г. - 11.4%, за 2011 г.- 98.8%).

Рентабельность капитала (собственных средств), рассчитанная как отношение прибыли после налогообложения к среднему капиталу (собственным средствам банка) за 2012 год составила 30% (за 2011 г. - 36.4%),  рентабельность активов –  2.8% (за 2011 г. - 3.5%).

Бухгалтерский учет в Банке ведется с применением ПЭВМ в машиноориентированной форме. Для обеспечения контроля за целостностью передаваемых по технологическим цепочкам электронных документов (ЭД), а также для подтверждения их подлинности и авторства используются средства электронной цифровой подписи. Хранение бухгалтерских  документов производится Банком в электронном виде. При этом Банк обеспечивает:

  • сохранность электронных баз данных.
  • невозможность внесения исправлений во все бухгалтерские документы после закрытия операционного дня.
  • возможность вывода на печать любых бухгалтерских документов в случае необходимости.
  • возможность ежедневного распечатывания баланса,  а также выписок (вторые экземпляры лицевых счетов) по клиентским счетам.

В Банке в электронном виде с использованием программного обеспечения, предусматривающего невозможность изменения одним работником данных, ранее внесенных другими работниками, ведется Книга учета денежной наличности и других ценностей.

    1. Характеристика российских платежных систем

      1. Основные понятия и технология работы с банковскими карточками

Одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов  в сфере денежного обращения является пластиковая банковская карта.

Пластиковая банковская карточка - это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются  в  предприятиях торговли/сервиса и банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки.

Сами карточки, и технология выполнения операций с ними, и их обработка четко определены в рамках каждой платежной системы (в виде спецификаций и  руководств в общепризнанных и имеющих большой опыт платежных системах или в виде правил приема карточек в «более молодых» платежных системах).  Для приема карточек в сети одной платежной системы следование стандартам было бы необязательным, но поскольку всякая точка приема карточек, будь то магазин или отделение банка, заинтересована в работе по единым или хотя бы похожим правилам, технологии разных платежных систем должны быть, по крайней мере, совместимы. Совместимость же достигается за счет следования стандартам. Существует ряд международных стандартов, определяющих практически все свойства карточек, начиная от физических свойств пластика, размеров карточки, и заканчивая содержанием информации, размещаемой на карточке. [18, с. 167]

Пластиковая карта представляет собой пластину, изготовленную из специальной устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы, которая имеет следующие геометрические параметры:

  • ширина - 85,595 ± 0,125 мм;
  • высота - 53,975 ± 0,055 мм;
  • толщина - 0,76 ± 0,08 мм;
  • радиус окружности в углах - 3,18 мм.

На лицевую сторону платежных карточек наносят  логотип финансового института, торговые марки платежной системы, номер карты, имя владельца, срок действия карты. Кроме того, обычно на карточке присутствует голограмма с определенным символом платежной системы, может также присутствовать специальный элемент, видимый только в ультрафиолетовых лучах. На лицевой стороне  чиповой карточки находится микросхема, ее расположение строго определено стандартом (1807816-1).  На обратной стороне карточки находятся магнитная полоса (место, которой также строго определено стандартом), панель для  подписи и наносимый полиграфическим способом текст банка. В некоторых платежных системах разрешается в определенном поле (чаще - на обратной стороне карточки) помещать фото держателя.

В процессе подготовки к выпуску карточка претерпевает графическую, физическую и электрическую персонализации.

Под графической персонализацией иногда понимают нанесение полиграфическим способом на карточку логотипа финансового института - эмитента, чаще же - нанесение с помощью специальных принтеров персональной информации о держателе.

Физическая персонализация служит для нанесения на карточку персональных данных: номера карточки, фамилии и имени владельца, срока действия карты, а также иногда некоторой дополнительной информации (например, наименование банка-агента, непосредственно выдавшего карточку своему клиенту, или организации, в которой работает держатель).                                          

Номер платежной карточки состоит из последовательности  цифр, обычно от 13 до 19, чаще всего - 16. В платежных системах банковских карточек номер карточки начинается с 6 цифр, называемых BIN (идентификационный номер банка). Заканчивается номер карточки контрольной цифрой, которая вычисляется исходя из предыдущих цифр с помощью несложного алгоритма.

Эмбоссирование (тиснение) - метод физической персонализации. Эмбоссированные символы - выпуклые, также подкрашиваются специальной краской (обычно серебряной, черной или золотой). Эмбоссирование необходимо для визуальной идентификации персональных данных о держателе кассиром или операционистом, и для переноса персональных данных с карточки на слип (счет-извещение).

 «Электронные» карточки  в соответствии с правилами  принимаются только в электронных  устройствах (банкоматах, кассовых  аппаратах, платежных терминалах). Эмбоссирование таких карточек производится специальным образом - так называемым индентированием, при котором символы получаются не выпуклыми, а как при печати на пишущей машинке на листе бумаги - практически плоскими. Импринтер не в состоянии перенести индентированный на карточке текст на слип, что не позволяет совершать операцию без использования электронных устройств. Иногда вместо индентирования используется печать тех же данных графическим принтером.            

При электрической персонализации кодируется магнитная полоса или осуществляется запись информации в микросхему. [18, с. 169-170]

Персонализация карты позволяет идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Доступ к записанным данным защищается кодированным паролем (или PIN-кодом).

PIN-код - персональный идентификационный  номер представляет собой последовательность  цифр (обычно 4 - 6, но может быть  и до 12), используемую для идентификации  клиента. В связи с  тем, что  РIN-код предназначен для идентификации и аутентификации клиента, его значение должно быть известно только клиенту.      

В настоящее время ведутся дискуссии о применении PIN-кода для идентификации клиента. Сторонники применения утверждают, что вскрытия PIN-кода составляют несколько случаев на сотни миллионов транзакций. А противники считают, что PIN-код может работать только в идеальных условиях. Если:

  • отсутствует передача карточки при передаче ее от банка клиенту;
  • банковские карточки не воруют, не теряют, их нельзя подделать;
  • PIN-код невозможно узнать при доступе к системе другим пользователем;
  • в электронной системе банка отсутствуют сбои и ошибки;
  • в самом банке нет мошенников.

В качестве альтернативы предлагается использовать устройства идентификации, основанные на биометрическом принципе (форма кисти, отпечатки пальцев, ладони, записи голоса, радужная оболочка глаза). Большинство биометрических критериев требует объема памяти в несколько сотен байтов, а также специального оборудования для идентификации пользователя. Кроме того, практически для всех систем безопасности, построенных на использовании биометрии, характерно появление ошибок первого и второго рода. Вследствие ошибок первого рода система отвергает действительного пользователя. Ошибки второго рода состоят в том, что система не отвергает недействительного пользователя.

Ошибки первого и второго рода связаны с изменением реальных биометрических характеристик пользователя (например, изменение голоса из-за болезни или усталости). Наличие этих ошибок может стать серьезной проблемой при использовании методов биометрии на предприятиях торговли и в банкоматах как для клиентов, не сумевших воспользоваться услугой, так и для самих банков, предприятий торговли, теряющих клиентов. Поэтому пока биометрические критерии не нашли широкого распространения в этой сфере, хотя попытки делаются (банкоматы в Японии, идентифицирующие пользователя по радужной оболочке, устройства типа НаndКеу для проверки формы кисти, предлагаемые для использования в торговой сети и др.). [21, с. 84-85]

Банк выдает клиенту карту, с которой связана определенная сумма. Эту сумму либо за счет кредита банка, либо за счет собственных вкладов клиента, держатель карты может потратить. Проведение платежа состоит в том, что при покупке по карте магазин «записывает» за клиентом долг в размере суммы платежа. А банк, получив от магазина соответствующий документ, списывает со счета клиента эту сумму в счет магазина.   

На первых слушаниях в Госдуме проекта закона о банковских картах 14 мая 1998 года было высказано мнение, что чем больше платежных карт используется гражданами России, тем меньше оборот «черного нала». И если магазин не подписывает договор на прием карт, скорее всего там крутятся «черные деньги». И такие магазины должны быть объектом внимания налоговой инспекции и полиции. Если сегодня решать задачу  распространения пластиковых карт, то в ближайшее время собираемость налогов существенно повысится. [16, с. 21]

Но стоит отметить, что магазины не торопятся участвовать в расчетах с использованием пластиковых карт из-за недоверия к банкам и их клиентам, недостаточного количества держателей карт, дорогостоящего оборудования, используемого  для проведения электронных расчетов.

Также было отмечено, что ЦБ России уделяет особое внимание пластиковым картам, так как Совет директоров ЦБ в качестве одной из задач ставит ускорение расчетов и оборачиваемости денежных средств не основе новых технологий. Технология расчетов без участия наличных денег помогает снизить криминогенность обстановки вокруг предприятий и лиц, работающих с наличностью. Кроме того карточки рассматриваются ЦБ в качестве одного из способов сокращения наличных денег в обращении, что  поможет сгладить и в некоторой степени снизить темпы роста инфляции в стране. [16, с. 21]

Информация о работе Работа с пластиковыми картами российских платежных систем на примере ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк»