Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить особенности и перспективы развития денежной системы Республики Беларусь.
Введение ...………………………………………………………………………….4
1 Понятие денежной системы и ее элементы…………………………………….6
2 Оценка денежной системы в Республике Беларусь …………………………..11
3 Перспективы развития денежной системы Республике Беларусь................22
Заключение …………........................................................................................24
Список использованных источников ...............................................................25
Одной из важнейших целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также регулирование денежного обращения. С этой целью банк разрабатывает комплекс инструментов денежно-кредитного регулирования и использует его для поддержания устойчивости денежной системы.
Основным фактором роста широкой денежной массы стало увеличение
требований
банков к экономике и чистых иностранных
активов Национального банка. Сдерживающее
влияние оказали снижение чистых
иностранных активов
Таблица 1 - Обзор Национального банка Республики Беларусь млрд. рублей
Показатели |
01.01.2011 |
01.07.2011 |
01.08.2011 |
01.09.2010 |
01.10.2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Чистые иностранные активы |
10 654.0 |
15 715.8 |
16 273.1 |
19 285.9 |
21 568.4 |
Требования к нерезидентам |
16 295.5 |
24 516.8 |
25 149.7 |
28 468.4 |
31 504.3 |
Монетарное золото и СДР |
4 672.0 |
7 323.4 |
7 899.4 |
8 907.6 |
8 742.6 |
Иностранная валюта |
296.9 |
586.1 |
613.5 |
622.8 |
706.5 |
Депозиты |
8 692.1 |
15 309.0 |
14 820.7 |
17 389.4 |
20 913.2 |
Ценные бумаги, кроме акций |
0.0 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
0.1 |
Кредиты |
2 629.2 |
1 286.7 |
1 802.8 |
1 539.0 |
1 136.6 |
Прочее |
5.2 |
11.6 |
13.3 |
9.5 |
5.4 |
Обязательства перед нерезидентами |
5 641.4 |
8 801.1 |
8 876.6 |
9 182.5 |
9 935.9 |
Депозиты |
3 357.9 |
3 896.9 |
3 895.2 |
3 932.7 |
4 035.9 |
Кредиты |
2 214.5 |
3 064.5 |
3 066.6 |
3 183.2 |
3 409.5 |
Прочее |
69.1 |
1 839.6 |
1 914.8 |
2 066.5 |
2 490.5 |
Чистые требования к органам государственного управления |
-14 570.9 |
-23 308.7 |
-21 851.8 |
-23 385.9 |
-23 909.4 |
Требования к органам государственного управления |
2 133.5 |
2 206.2 |
2 206.5 |
2 209.3 |
2 206.9 |
Ценные бумаги |
1 812.6 |
1 885.1 |
1 885.4 |
1 888.0 |
1 885.2 |
Другие требования |
320.9 |
321.1 |
321.2 |
321.3 |
321.7 |
Обязательства перед органами государственного управления |
16 704.4 |
25 514.9 |
24 058.3 |
25 595.2 |
26 116.2 |
Депозиты |
16 704.4 |
25 514.9 |
24 056.6 |
25 593.3 |
26 116.2 |
Другие обязательства |
0.0 |
0.0 |
1.7 |
1.9 |
0.0 |
Требования к банкам |
27 962.8 |
34 887.6 |
35 039.1 |
35 913.5 |
34 160.5 |
Требования к другим секторам |
3 359.3 |
5 121.6 |
6 006.5 |
6 154.1 |
6 162.7 |
Требования к другим финансовым организациям |
112.9 |
114.7 |
114.7 |
148.7 |
148.7 |
Требования к государственным нефинансовым организациям |
261.6 |
279.3 |
283.4 |
285.1 |
291.6 |
Требования к другим нефинансовым организациям |
2 861.9 |
4 582.7 |
5 457.0 |
5 564.4 |
5 565.5 |
Требования к физическим лицам |
122.9 |
144.8 |
151.4 |
155.9 |
156.9 |
Денежная база |
10 187.6 |
11 688.7 |
13 867.6 |
14 414.8 |
16 331.4 |
Наличные деньги в обороте |
4 493.9 |
6 334.6 |
7 059.3 |
6 709.7 |
7 727.1 |
Наличные деньги в кассах банков |
1 714.0 |
1 724.4 |
1 954.5 |
2 339.1 |
2 280.8 |
Обязательные резервы |
3 960.0 |
3 607.4 |
4 755.6 |
5 229.9 |
5 696.1 |
Депозиты банков |
17.2 |
18.7 |
95.5 |
133.8 |
624.4 |
Депозиты других секторов |
2.5 |
3.6 |
2.6 |
2.2 |
3.1 |
Ценные бумаги, кроме акций, включенные в денежную массу |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Другие обязательства перед другими депозит- ными корпорациями |
14 902.5 |
28 920.4 |
29 666.1 |
31 078.5 |
32 899.0 |
Депозиты |
12 333.9 |
20 972.2 |
20 905.1 |
21 557.7 |
23 023.3 |
Производные финансовые инструменты |
1 723.1 |
6 817.7 |
7 739.7 |
8 255.6 |
8 897.2 |
Прочее |
845.5 |
1 130.5 |
1 021.3 |
1 265.2 |
978.5 |
Депозиты, не включаемые в денежную массу |
385.2 |
817.3 |
899.0 |
922.8 |
981.9 |
Ценные бумаги, кроме акций, не включаемые в денежную массу |
255.9 |
270.7 |
273.7 |
280.1 |
284.7 |
Акции и другие виды участия в капитале |
4 176.1 |
8 263.9 |
9 161.5 |
10 903.6 |
10 161.3 |
Прочие статьи (чистые) |
-2 502.0 |
-17 544.8 |
-18 400.8 |
-19 632.1 |
-22 675.9 |
Другие пассивы |
10 036.9 |
16 131.6 |
16 106.2 |
16 479.3 |
18 058.2 |
Другие активы |
12 538.9 |
33 676.4 |
34 507.0 |
36 111.4 |
40 734.1 |
Примечание-Источник: [10]
Рублевая денежная база на 1 октября 2011 г. сложилась на уровне 15,71 трлн. рублей, увеличившись за январь-сентябрь 2011 г. на 54,4 процента (или на 5,54 трлн. рублей). Ее прирост сложился в результате операций Правительства Республики Беларусь (включая расходование денежных ресурсов со счетов в Национальном банке) в объеме 7,2 трлн. рублей при изъятии Национальным банком на чистой основе 1,66 трлн. рублей. С 1 июня 2011 г. Национальный банк прекратил предоставлять ресурсы банкам для кредитования ими государственных программ и осуществляет рефинансирование банков с помощью стандартных инструментов на рыночных условиях.
Рассмотрим также финансовый сектор республики (таблица 2).
Таблица 2 - Обзор финансового сектора Республики Беларусь (по данным банковской системы и страховых организаций)
Показатели |
01.07.2010 |
01.10.2010 |
01.01.2011 |
01.04.2011 |
01.07.2011 |
Чистые иностранные активы |
7 945.6 |
6 089.0 |
-2 070.8 |
-6 568.4 |
-9 721.7 |
Требования к нерезидентам |
21 623.9 |
21 591.7 |
20 794.2 |
19 484.8 |
33 547.5 |
Обязательства перед нерезидентами |
13 678.3 |
15 502.8 |
22 865.0 |
26 053.1 |
43 269.2 |
Чистые внутренние требования |
50 373.6 |
57 503.3 |
73 131.9 |
81 664.7 |
91 933.3 |
Чистые требования к органам государственного управления |
-26 943.5 |
-28 890.0 |
-23 446.0 |
-26 467.6 |
-37 252.2 |
Требования к органам государственного управления |
6 180.9 |
6 736.2 |
7 562.5 |
8 447.5 |
9 426.9 |
Обязательства перед органами государственного управления |
33 124.4 |
35 626.2 |
31 008.5 |
34 915.2 |
46 679.1 |
Требования к другим секторам |
77 317.1 |
86 393.3 |
96 578.0 |
108 132.3 |
129 185.5 |
Требования к другим финансовым организациям |
1 031.6 |
1 533.4 |
1 778.5 |
2 703.4 |
2 948.4 |
Требования к государственным нефинансовым организациям |
18 153.4 |
19 693.2 |
21 820.8 |
23 373.0 |
29 042.4 |
Требования к другим нефинансовым организациям |
39 554.2 |
44 840.6 |
50 043.2 |
56 796.5 |
69 060.6 |
Требования к физическим лицам |
18 577.9 |
20 326.1 |
22 935.5 |
25 259.4 |
28 134.2 |
Наличные деньги в обороте нефинансового сектора |
4 287.4 |
4 758.5 |
4 493.7 |
4 574.6 |
6 334.1 |
Депозиты |
33 953.5 |
37 150.8 |
41 737.9 |
41 749.2 |
55 290.4 |
Ценные бумаги, кроме акций |
2 455.0 |
3 011.8 |
2 918.2 |
3 174.9 |
3 530.2 |
Кредиты |
33.2 |
36.8 |
31.3 |
34.1 |
53.7 |
Производные финансовые инструменты |
2.2 |
4.9 |
2.9 |
2.4 |
12.1 |
Страховые технические резервы |
959.6 |
1 023.9 |
1 060.7 |
1 135.8 |
1 311.9 |
Акции и другие формы участия в капитале |
19 662.5 |
20 635.1 |
23 755.6 |
25 329.6 |
29 830.3 |
Прочие статьи (чистые) |
3 034.2 |
3 029.5 |
2 939.2 |
904.2 |
14 151.0 |
Примечание-Источник: [10]
Задолженность секторов экономики по банковским кредитам возросла на 18,87 трлн. рублей (на 42,2 процента) в том числе в национальной валюте –на 13,89 трлн. рублей (на 44,9 процента) и 44,83 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 284,2 млн. долларов США (на 4,5 процента) и 6,57 млрд. долларов США соответственно. В кредитах, выданных банками доминировали рублевые кредиты.
Внешний долг Республики Беларусь на 1 января 2011 года составил 28 млрд. руб. (таблица 3).
Таблица 3 - Валовой внешний долг Республики Беларусь
млн. долларов США
Показатели |
01.01.2011 |
01.04.2011 |
01.07.2011 |
Валовой внешний долг Республики Беларусь |
28 401.1 |
31 622.3 |
33 101.1 |
Краткосрочный |
12 700.8 |
14 147.3 |
14 282.5 |
Долгосрочный |
15 700.3 |
17 475.0 |
18 818.6 |
Органы государственного управления |
10 057.9 |
10 997.6 |
12 000.3 |
Долгосрочный |
10 057.9 |
10 997.6 |
12 000.3 |
Долговые ценные бумаги |
1 230.1 |
2 046.7 |
2 052.9 |
Кредиты и займы |
8 260.1 |
8 366.4 |
9 357.4 |
Другие долговые обязательства |
567.7 |
584.5 |
590.0 |
Органы денежно–кредитного регулирования |
1 855.3 |
1 713.5 |
1 400.8 |
Краткосрочный |
1 267.1 |
1 107.9 |
786.0 |
Кредиты и займы |
146.3 |
0.0 |
0.0 |
Счета и депозиты |
1 120.8 |
1 107.9 |
786.0 |
Долгосрочный |
588.2 |
605.6 |
614.8 |
Кредиты и займы |
588.2 |
605.6 |
614.8 |
Банки |
5 752.1 |
6 832.6 |
6 980.6 |
Краткосрочный |
2 692.9 |
3 165.5 |
3 096.2 |
Долговые ценные бумаги |
22.0 |
31.2 |
47.7 |
Кредиты и займы |
2 246.1 |
2 626.4 |
2 621.0 |
Счета и депозиты |
212.9 |
250.4 |
323.1 |
Другие долговые обязательства |
211.9 |
257.5 |
104.4 |
Прочее |
211.9 |
257.5 |
104.4 |
Долгосрочный |
3 059.2 |
3 667.1 |
3 884.4 |
Кредиты и займы |
2 767.1 |
3 241.9 |
3 449.2 |
Счета и депозиты |
292.1 |
425.2 |
435.2 |
Другие секторы |
9 910.1 |
11 220.4 |
11 835.0 |
Краткосрочный |
7 915.1 |
9 015.7 |
9 515.9 |
Долговые ценные бумаги |
0.0 |
0.2 |
0.9 |
Кредиты и займы |
493.5 |
634.0 |
621.6 |
Торговые кредиты |
6 788.6 |
7 694.6 |
8 136.1 |
Другие долговые обязательства |
633.0 |
686.9 |
757.3 |
Просроченная задолженность |
633.0 |
686.9 |
757.3 |
Долгосрочный |
1 995.0 |
2 204.7 |
2 319.1 |
Кредиты и займы |
1 995.0 |
2 204.7 |
2 319.1 |
Прямые инвестиции: межфирменное кредитование |
825.7 |
858.2 |
884.4 |
Задолженность прямым инвесторам |
825.7 |
858.2 |
884.4 |
Просроченная задолженность |
3.2 |
3.4 |
3.3 |
Прочее |
822.5 |
854.8 |
881.1 |
Примечание-Источник: [10]
Таким образом, денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования.
Одной из важнейшей задачей банковской системы Республики Беларусь стало сохранение и увеличение денежных сбережений населения.
3 Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь
В 2013 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц.
Приоритетной
целью денежно-кредитной
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
В 2013 – 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины).
Основным направлением повышения эффективности курсовой политики
станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций.
Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме иностранных инвестиций.
Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики. Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях.
Наряду с этим продолжится решение следующих задач:
проведения банками платежей клиентов;
Для повышения эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков Национальный банк планирует:
инструментов для
расширения форм приемлемого обеспечения;
мых инструментах регулирования текущей ликвидности и влияющих на нее факторах.
Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:
Информация о работе Развитие денежной системы Республики Беларусь