Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 19:23, доклад
Инфляция — это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса, присуще экономике, использующей бумажно-денежное обращение. Инфляционный процесс связан с обесцениванием денег, проявляющимся в росте цен на товары и услуги и нарушении денежного обращения, то есть чрезмерное по сравнению с предложением товаров выпуск в обращение денег.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Институт экономики и права
Кафедра Финансы, бухгалтерский учет и аудит
Доклад
На тему: Развитие потребительских кредитов как фактор раскручивания инфляционной спирали.
по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»
Волгоград 2011
Инфляция — это сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение воспроизводственного процесса, присуще экономике, использующей бумажно-денежное обращение. Инфляционный процесс связан с обесцениванием денег, проявляющимся в росте цен на товары и услуги и нарушении денежного обращения, то есть чрезмерное по сравнению с предложением товаров выпуск в обращение денег.
Инфляция цен свойственна любой экономике - как развитых стран, так и развивающихся. Оптимальными темпами инфляции для развитой рыночной экономики являются 2-5% в год. Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний. Однако темпы инфляции в разных странах могут сильно отличаться. Инфляция может перерасти в гиперинфляцию, когда рост цен превышает 50% в месяц. Высокая инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, снижающим покупательную способность денег. При этом снижаются реальные доходы населения, растет себестоимость производства, и повышение заработной платы и цен на конечную продукцию не успевает за ее темпами. Кроме того, высокий уровень инфляции обычно является нежелательным для большинства компаний, ориентирующихся на работу на внутреннем рынке, так как "съедается" значительная часть их прибыли. Исключением являются компании, ориентированные на экспорт, чья выручка исчисляется в твердой валюте. Данный тип компаний даже выигрывает от внутренней инфляции, поскольку это позволяет дополнительно сэкономить на издержках.
Увеличение денежной массы
в обращении возникает по разным причинам.
И первая из них — рост доходов населения,
не подкрепляемый соответствующим увеличением
производства товаров. При полной занятости
и полной загруженности мощностей производство
не в состоянии отреагировать на избыток
денежных средств в обращении увеличением
реального объема выпускаемой продукции.
Так появляется избыточный
спрос, толкающий к росту цен, — явление,
особенно наглядно проявляющееся в условиях
военной экономики. В этом случае принято
говорить об «инфляции спроса».
Инфляцию вызывает и увеличение издержек, влекущее за собой опережающий рост цен на некоторые товары или услуги естественных монополий, например на коммунальные услуги. Тогда говорят об «инфляции издержек» или ее еще называют «инфляция предложения». Инфляция издержек возникает в результате уменьшения совокупного предложения и сопровождается сокращением реального объема производства и занятости, повышением уровня безработицы. Правда, разделить эти два процесса в реальной жизни почти невозможно, оба процесса взаимосвязаны.
Реакция экономики на инфляцию, вызванную как со стороны спроса, так и со стороны предложения, может быть различной в зависимости от поведения экономических субъектов, особенно от характера их инфляционных ожиданий.
Инфляционные ожидания - прогнозируемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители, продавцы и покупатели строят свою будущую денежную и ценовую политику, оценивают доходы, расходы, прибыль и кредиты.
При определенных условиях инфляционные ожидания экономических субъектов могут сыграть роль запускающего механизма развертывания инфляционного процесса, сочетающего взаимодействие как инфляции спроса, так и инфляции предложения, получившего название «инфляционной спирали».
Инфляционная спираль - процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обусловливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен.
Это ситуация, в которой инфляция попеременно поддерживается как инфляционными факторами спроса, так и инфляционными факторами предложения, причем действие каждого из этих факторов будет вызвано действием противоположного фактора. Поясним. В условиях инфляции население обычно предполагает, что в будущем стабилизации или снижения цен не будет. Люди, сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени, теряя надежду на их снижение, начинают делать запасы, приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Это приводит к дополнительному росту спроса на потребительском рынке. Одновременно население требует повышения номинальной заработной платы, продолжая подталкивать текущий потребительский спрос к расширению. Производители в условиях такого ажиотажного Спроса начинают придерживать товары, ожидая дополнительного роста цен на них, а это, в свою очередь, подстегивает спрос. Кроме того, в условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности предполагаемого роста цен на сырье и материалы. Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, ожидая, что в скором времени сырье, комплектующие детали еще более подорожают. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цену, подстегивая тем самым инфляцию. Кроме того, в условиях инфляции потребители для закупки товаров впрок тратят почти все свои сбережения, а это усугубляет общее экономическое положение, ведь сбережения населения представляют собой один из источников инвестиций, которые будут теперь сокращаться. Раскручивание инфляционной спирали связано с так называемыми адаптивными инфляционными ожиданиями, которые обусловлены деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции.
Каким же образом «запускается» инфляционная спираль, и почему ее трудно обуздать? Понять это можно при помощи так называемого инфляционного трансмиссионного механизма.
Инфляционным
трансмиссионным механизмом называется процесс, при котором
избыточный спрос (спрос, превосходящий
предложение и приводящий к возникновению
дефицита товаров и росту цен) стимулирует
повышение уровня цен и ставки заработной
платы.
Первичным фактором создания устойчивой
инфляции является увеличение совокупного
спроса до уровня, близкого или превосходящего
производственную возможность экономики.
Это увеличение совокупного спроса вначале
проявляется в форме увеличения объема
продаж товаров и услуг. С ростом продаж
запасы фирм сокращаются. Фирмы реагируют
на это увеличением производства, ускорением
производственных процессов и т.д. Таким
образом, объемы производства, но не цены
приспосабливаются в краткосрочных периодах
к изменению спроса. Так происходит потому,
что, во-первых, фирмы поначалу не способны
определить, является ли увеличение спроса
явлением временным или постоянным, пересматривать
же цены - дело довольно дорогостоящее.
Во-вторых, цены обычно устанавливаются
на контрактной основе на срок от 6 месяцев
до года; в-третьих, в условиях олигопольного
производства пересматривать цены - значит,
нарушать так называемую рыночную дисциплину.
Однако если спрос на факторы производства
продолжает устойчиво возрастать, то это,
в конце концов, приводит к росту цен на
них; именно цены на факторы производства
и труд (особенно — не охваченный профсоюзным
движением) наиболее чувствительны к увеличению
спроса. Но с увеличением цен на факторы
производства начинают возрастать издержки,
а это уже вызывает рост цен на готовую
продукцию. Именно с этого момента начинает
проявлять себя собственно инфляция.
В инфляционном трансмиссионном механизме
имеется лаг (интервал времени между двумя
экономическими явлениями, как правило,
периодически повторяющимися, одно из
которых является причиной, а второе –
следствием) между первоначальным увеличением
спроса и ростом уровня цен. Этот лаг называется
лагом приспособления цен, он может продолжаться
в течение нескольких месяцев. Как только
цены на факторы производства начнут подниматься,
два дополнительных фактора могут подстегнуть
такой подъем. Во-первых, это обратная
связь, исходящая от цен на готовую продукцию
к факторам производства. Во-вторых, ожидания
рабочих относительно будущей инфляции:
трудящиеся, опасаясь будущей инфляции,
выдвигают заблаговременно новые требования
повышения заработной платы. В результате
этого разворачивается инфляционная петля,
которую становится трудно контролировать.
Возникновение инфляционной спирали возможно по причине любого случайного изменения в спросе или в предложении на национальном рынке. Одним из таких изменений в спросе является развитие потребительского кредита.
Потребительский кредит - это кредит с целью использования денежных средств в потребительских целях. Потребительские цели - те, что не связаны с предпринимательской деятельностью. Это могут быть кредиты на покупку товаров длительного пользования. Кроме того возможен потребительский кредит с целью оплаты различных услуг (медицинских, образовательных, туристических). Практикуется также предоставление денежного потребительского кредита, который заемщик использует по своему усмотрению. Потребительское кредитование занимает лидирующее положение среди других видов кредитования частных лиц. Банк не отслеживает, на какие именно цели клиент тратит полученные деньги.
Осуществляя эмиссию и
кредитование экономики, банки выполняют
полезную и необходимую для развития
страны роль. Денежные инструменты
обслуживают экономический
Сам рост кредитования населения не является отрицательным фактором развития экономики, наоборот - создание полноценного механизма кредитования населения - это одна из главных функций банковской сферы. Но при этом не следует забывать, что приток кредитных денег для населения должен подкрепляться и выпуском товарной массы. Получая повышенный доход от потребительских кредитов, ряд банков фактически устранились от процесса кредитования производителей продукции.
И так, когда население берет потребительский кредит, происходит новое вливание денег в экономику, это в свою очередь увеличивает спрос, оказывающий давление на цены. Рост цен, в свою очередь, дает импульс к переговорам между наемными работниками и работодателями об увеличении оплаты труда. Как следствие возникает изменение общего уровня заработной платы в масштабах национальной экономики. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами (например, ростом производительности труда), то увеличение издержек на единицу продукции приводит к сокращению производства. Тогда, при увеличивающемся спросе, сокращение предложения приведет к росту цен. Таким образом, ситуация повторяется на новом витке спирали «зарплата - цены».
Экономические и социальные
последствия инфляции сложны и разнообразны.
Небольшие ее темпы содействуют
росту цен и нормы прибыли,
являясь, таким образом, фактором временного
оживления экономической
Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же, неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.
Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.
В условиях инфляции обесцениваются
сбережения населения, потери несут
банки и учреждения, предоставляющие
кредиты. Интернационализация
Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.
Негативные социальные и
экономические последствия
В антиинфляционной политике государств можно выделить два подхода. Первый подход (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривает активную бюджетную политику – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платёже – способный спрос.