Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно–кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение денежно-кредитной политики Банка России и выявление ее особенностей.
Предметом исследования выступает денежно-кредитная политика, а за объект исследования берется Центральный Банк РФ
Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования, как статистическое наблюдение и макроэкономические показатели.
Изучение и выявление особенностей денежно-кредитной политики Банка России будет рассматриваться следующим образом:
Сущность и форма кредита;
Роль Центрального Банка в проведении денежно-кредитной политики государства.
Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 года. А выше что?

Содержание

Введение

3
Глава 1.
Сущность и формы кредита.
5
1.1.
Необходимость и сущность кредита.
5
1.2.
Формы и виды кредита.
9
1.3.
Спрос и предложение кредита. Ссудный процент.
17
Глава 2.
Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно–кредитной политики.
24
2.1.
Сущность и функции ЦБ РФ.
24
2.2.
Направления денежно-кредитной политики Банка России.
27
2.3.
Инструменты кредитно–денежной политики ЦБ РФ.
34
Глава 3.
Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 г. И период 2010 и 2011 г
42
3.1.
Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу.
42
Заключение

45
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 279.54 Кб (Скачать файл)

В  2010 году реализация денежно-кредитной  политики происходит в условиях, когда  основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но  российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные  меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, позволили преодолеть дефицит  ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в  острую фазу кризиса. Вместе с  тем  неустойчивое восстановление экономической  активности и  медленный рост банковского  кредитования определяют задачу поддержания  и расширения совокупного спроса.

В условиях замедления инфляции и  снижения инфляционных ожиданий Банк России в  первой половине 2010 года продолжил начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и  экономического роста, а  также  ограничение притока краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка  России 4  раза принимал решение о  снижении ставки рефинансирования и  ставок по  отдельным операциям. В  условиях сложившегося в  банковском секторе структурного избытка ликвидности ключевое значение для формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности процентной политики и  сокращения волатильности ставок межбанковского рынка Банк России с  29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке на условии «овернайт», а в сентябре продлил время приема заявок кредитных организаций о заключении сделок по ним с использованием системы «РейтерсДилинг». После выравнивания процентных ставок по  депозитным операциям на условиях «овернайт», «том-некст», «спот-некст» и  «до  востребования» с  1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.

В  целом  с  начала цикла смягчения денежно-кредитной  политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на  5,25 процентного пункта (до  7,75%), минимальная  процентная ставка по  рыночным операциям  предоставления ликвидности на срок до 7 дней – на  5  процентных пунктов (до  5%), ставка по  однодневным  депозитам и  депозитам до  востребования  – на  5,25 процентного  пункта (до 2,5%).Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и предпринятые ранее действия Правительства  Российской Федерации и Банка  России по  поддержке кредитных  организаций способствовали снижению ставок денежного рынка, улучшению  состояния банковского сектора  и уменьшению системных рисков. В  июне 2010 года процентные ставки денежного  рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и  инфляционными  рисками и  являющийся нейтральным  относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне-октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России. При этом учитывалась необходимость сохранения стимулирующей денежно-кредитной политики для поддержки внутренних факторов роста (Приложение 1, таблица 1).

В  июне-октябре 2010 года ситуация на денежном рынке  оставалась спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России.

Динамика  денежной массы определяет инфляционные риски в средне- и долгосрочный период. Достаточно продолжительное (в  течение предыдущих двух лет) снижение годовых темпов роста денежной массы  ограничивало давление со  стороны  денежных факторов на  динамику инфляции в  2009 году и первой половине 2010 года. Оживление экономики,    укрепление рубля (преимущественно в  I  квартале 2010 года), а  также замедление инфляции обусловливали продолжение начавшегося  в  предыдущем году увеличения спроса на  деньги. Росло и денежное предложение. После острой фазы финансово экономического кризиса рост денежной массы во многом носил восстановительный характер и  на 1.10.2010 годовой темп прироста денежного агрегата М2 составил 31,2%. Оценка темпов прироста денежного агрегата М2 в целом за 2010 год повышена до 25-28% (Приложение 2, таблица 2).

В настоящее  время Банк России считает, что инфляционные риски, обусловленные монетарными  факторами, находятся на  приемлемом уровне. Повышение гибкости курсообразования и  уменьшение дефицита федерального бюджета способствовали снижению инфляционных рисков, связанных с формированием  денежного предложения. Курсовая динамика оказывала заметное влияние на выбираемую экономическими агентами валютную структуру финансовых активов. По  предварительным оценкам платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2010 года сократился на 13,0 млрд. долларов США. Согласно предварительным данным, объем депозитов

в иностранной  валюте в долларовом эквиваленте  за  январь-сентябрь 2010 года сократился на 6,1%, в то время как за аналогичный  период предыдущего года этот показатель возрос на 15,6%. В результате доля депозитов  в иностранной валюте в структуре  денежного агрегата М2Х (включающего  депозиты в иностранной валюте) снизилась  до 16,8% на 1.10.2010 (на 1.10.2009 – 22,1%). Тем не менее, годовые темпы прироста широкой  денежной массы М2Х в  январе-сентябре 2010 года увеличивались и,  по  предварительным  данным, на  1.10.2010 составили 22,9% (Приложение 2, таблица 3).

Объем денежной базы в  широком определении, характеризующий  денежное предложение со  стороны  органов денежно-кредитного регулирования, за  январь-сентябрь 2010 года увеличился на  10,2% (за  соответствующий период 2009 года он снизился на 13,9%). Годовой  темп прироста широкой денежной базы на  1.10.2010 составил 48,3% (на  1.10.2009 ее объем сократился по сравнению с  аналогичной датой предыдущего  года на 9,7%). Опережающий рост денежной базы по сравнению с денежной массой отражает снижение денежного мультипликатора, составившее за  рассматриваемый  период 11,6%. Такая динамика стала  следствием существенного роста  уровня ликвидности банковского  сектора: отношение совокупных банковских резервов к депозитам, включаемым в  состав денежной массы (М2), возросло с 13,0% на 1.10.2009 до 19,4% на 1.10.2010. Это отражает потенциальную возможность расширения банковского кредитования. Изменение динамики денежной базы по  сравнению с  предыдущим годом было обусловлено главным образом ускорением роста международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. За январь-сентябрь 2010 года объем чистых международных резервов в долларовом эквиваленте, рассчитанный по  фиксированным курсам валют к  доллару США, повысился на 14,4% (на 0,7% за  тот же период 2009 года). Общий объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе-сентябре 2010 года составил 44,5  млрд. долларов США, в результате чего в банковский сектор поступила ликвидность в  объеме 1,3  трлн. рублей. При этом бюджетный канал в  текущем году оказывал сдерживающее влияние на  рост денежной базы вследствие формирования профицита расширенного бюджета (в январе-августе текущего года его величина по отношению к ВВП составила 0,9% по сравнению с  дефицитом в  размере 2,3% ВВП в январе-августе 2009 года). В этих условиях чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования за  январь-сентябрь 2010 года сократился на 129,0 млрд. рублей (Приложение 2, таблица 4).

С  учетом фактически складывающихся тенденций  Банк России уточнил параметры денежной программы на  2010 год. В  целом, ожидаемые на  конец года показатели близки к  значениям параметров денежной программы по  IV  варианту, представленному  в  «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» и соответствующему среднегодовой  цене на  нефть сорта «Юралс» 80 долларов США за  баррель. Прирост  денежной базы в узком определении  в 2010 году оценивается в 26%, и на конец 2010 года ее объем может составить 5,9 трлн. рублей (в IV варианте программы  – тот же объем). Прирост чистых международных резервов органов  денежно - кредитного регулирования в 2010 году в соответствии с прогнозом платежного баланса может составить 1,9 трлн. рублей (2,0 трлн. рублей исходя из IV варианта денежной программы на 2010 год). Прирост чистого кредита расширенному правительству со  стороны Банка России в 2010 году оценивается в 0,8 трлн. рублей (в  IV варианте денежной программы на 2010 год – 0,9 трлн. рублей). [8, с. 16]

 

2.3. Инструменты  кредитно–денежной политики ЦБ РФ

 

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные  ставки по операциям Банка  России;

- нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России 

- операции  на открытом рынке;

- рефинансирование  банков;

- валютное  регулирование;

- установление  ориентиров роста денежной массы;

- прямые  количественные ограничения.

1. Процентные  ставки.

Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или  понижая процентные ставки, Центральный  банк оказывает воздействие на возможности  коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в  свою очередь влияет на экономический  рост, денежную массу, уровень рыночного  процента, отражается на состояние  платежного баланса и валютного  курса.

Так, повышение  учетной ставки способствует привлечению  в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается  предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной  и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

  1. Резервные требования.

Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном  банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается  в определенном процентном соотношении  от величины депозитов банка. Центральный  банк периодически изменяет коэффициент  и норму обязательных резервов в  зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение  нормы означает замораживание большей  чем раньше части ресурсов банка  и приводит к ухудшению ликвидности  последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие  на банковскую ликвидность, расширяет  кредитные возможности банков и  увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования  общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции  на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования  денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются  в продаже или покупке центральным  банком у коммерческих банков государственных  ценных бумаг, банковских акцептов и  других кредитных обязательств по рыночному  или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный  банк переводит соответствующие  суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных  счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный  банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять  ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию  банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под  операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые  обладают высокой степенью ликвидности  доходности. Коммерческие же банки  являются основными инвесторами  на рынке ценных бумаг, что расширяет  регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее  время в мировой экономической  практике именно операции на открытом рынке являются основным средством  регулирования денежного предложения. Это вызвано,  прежде всего, необыкновенно  высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру  на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания  денежной массы.

4. Рефинансирование  банков.

Термин  «рефинансирование» означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка  России предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации» банкам – резидентам Российской Федерации  в валюте Российской Федерации в  целях поддержания и регулирования  ликвидности банковской системы. Кредиты  Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами  единой государственной денежно-кредитной  политики.

В случае повышения  центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем  повышения ставок по кредитам, предоставляемым  заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.

5. Валютное  регулирование.

Валютное  регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи  иностранной валюты на валютном рынке  для воздействия на курс рубля  и на суммарный спрос и предложение  денег.

6. Ориентиры  роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях  реализации денежно-кредитной политики Банк России  может от своего имени  осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых  и обращаемых только среди кредитных  организаций.

7. Селективное  регулирование.

Кроме вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое  касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который  должен быть оплачен при покупке  либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть  может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и  понижают при желании оживить  фондовый рынок.

Информация о работе Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно–кредитной политики