Рынок пластиковых карт РФ: состояние, проблемы, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование в теоретическом и практическом плане пластиковых карт как средства международных расчётов, оценка проблем и перспектив их использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики;

2. Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России;

3. Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами;

4. Выявить сложившиеся на данном рынке проблемы развития пластиковых карт;

5. Предложить возможные пути их решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Теоретические основы пластиковых карт в системе безналичных расчётов……………………………………………………………………………5

1.1 История пластиковых карт в России……………………………………..5

1.2 Порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России……10

1.3 Платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами…………………………………………………………………………..16

ГЛАВА 2. Оценка использования пластиковых карт……………………..21

2.1 Анализ рынка пластиковых карт в России…………………………….21

2.2 Классификация банковских карт………………………………………..28

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития технологий расчётов с помощью пластиковых карт……………………………………………………31

3.1 Проблемы развития Российского карточного рынка…………………31

3.2 Предложения по решению проблем развития рынка пластиковых карт и технологий с использованием пластиковых карт в России………………….35

Заключение……………………………………………………………………39

Список использованной литературы……………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ-курсовая.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

  

  Рис.2 - Рейтинг пластиковых карт в платежном  обороте России 

        Все расчеты по операциям  с использованием банковских карт, совершаемые на территории Российской Федерации осуществляются только в  валюте Российской Федерации – рублях на основании заключенного договора между банком и контрагентом (физическое или юридическое лицо). На банковской карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.

 

1.3 Платежные системы,  используемые для расчетов пластиковыми картами

     В условиях активного развития электронных  технологий, начиная с середины прошлого века, некоторые экономисты высказывали  предположение о постепенном  исчезновении наличных денег и их замене электронными аналогами–платежными картами, электронными кошельками (установленными на компьютеры и мобильные телефоны). По их мнению, будущее якобы за более технологичными, дешевыми, удобными и безопасными средствами платежа по сравнению с наличными деньгами.

     Однако  даже в развитых странах, где электронные платежи существуют несколько десятилетий, потенциал наличных денег далеко не исчерпан. Так, например, доля наличных денег в структуре платежных инструментов, используемых населением при расчетах в сфере розничной торговли, исключительно велика: в США она составляет примерно 75%, в Европе – 76–86%, в Японии – 90%. В России этот показатель намного выше и достигает 97%, что объясняется более поздним появлением электронных средств платежа (середина 90-х гг. прошлого века).

  

  Рис.3 - Зависимость средств платежа от размера трансакции

     В России количество наличных денег в  обращении постоянно увеличивается. За пять лет (2003–2008 гг.) оно возросло почти в 5раз.

       Рост количества наличных денег в обращении в России носит объективный характер и связан с высокими темпами экономического развития, с тенденцией увеличения номинальных денежных доходов населения, с ростом розничного товарооборота, а также с повышением потребительских цен на товары и услуги.

     Фактором  роста наличных платежей также является большое количество операций, совершаемых населением в многочисленных мелких розничных магазинах, где наличность является единственным инструментом расчетов. Кроме того, значительная часть товаров в настоящее время реализуется на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Так, в 2006г. доля продаж на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составила около 20% общего объема оборота розничной торговли.

  Росту наличных денег в обращении способствует также развитие сети банкоматов, которые  в любое время обеспечивают клиентов необходимой наличностью, отсюда – система банкоматов постоянно нуждается в достаточном количестве наличных денег, чтобы она могла функционировать бесперебойно.

     За 2006г. количество банкоматов в стране увеличилось на 56,9% и на 1 января 2007г. составило 68 973 единицы. Развитию сети банкоматов способствовал, в свою очередь, широкомасштабный выпуск банковских карт в рамках так называемых «зарплатных» проектов.

     По  данным Банка России, на начало 2009г. на территории Российской Федерации действовало 1189 кредитных организаций, из них 723 организации (более 60%) осуществляли эмиссию и/или эквайринг платежных карт. Всего за I квартал 2009г. было выпущено 1071800 млн. банковских карт, из них более 90% – дебетовые. Отдельно следует выделить тот факт, что подавляющая часть всех платежных карт в России (около 90%) выпускается в рамках «зарплатных» проектов (см. рис. 4).

  

  Рис. 4 - Количество банковских карт и объем  операций с их использованием

     В заключение хотелось бы отметить, что  наличное денежное обращение остается важнейшей составной частью экономики страны и основой социальной стабильности. Увеличение наличного денежного оборота носит объективный характер и зависит от динамики основных макроэкономических показателей: ВВП, денежных доходов населения, оборота розничной торговли, индекса потребительских цен, обменного курса; а также связано с изменением Банком России методов регулирования количества наличных денег в обращении.

     Вхождение России в сферу карточных технологий пришлось на начало 90-х гг., и сегодня рынок пластиковых карт является одним из самых динамичных направлений банковской деятельности.

     Платежная система представляет собой ассоциацию банков и компаний, работающих по общим  правилам использования карточек. Основу платежной системы составляет совокупность нормативных, договорных, финансовых и информационно-технических средств, а также решений участников, которые регламентируют свои взаимоотношения относительно порядка использования карточек.

     Все карточки, которые принадлежат к одной платежной системе имеют признаки, позволяющие идентифицировать их принадлежность к этой платежной системе.

  К современным платежным системам относятся VISA International, MasterCard International, American Express, Diners Club International, JCB International, которые значительно отличаются как по числу банков-участников, так и по количеству эмитированных платежных карточек. VISA International на настоящий момент является самой крупной международной платежной системой, как по количеству карточек, так и по оборотам.

     Система “Золотая корона” в настоящее  время является крупнейшей в России мультиэмитентной межрегиональной  системой безналичных расчетов по банковским пластиковым карточкам.

  «Золотая  Корона» - национальная платежная система, предоставляющая весь спектр услуг в области наличных и безналичных платежей.

     В настоящее время "Золотая Корона" включает следующие основные сервисы: банковские карты (дебетовые, кредитные, оптовые, бензиновые, корпоративные карты);Карты водителя; Транспортные карты; Социальные карты; Денежные переводы; Прием платежей и гашение кредитов наличными и по картам (в кассах, банкоматах, киосках); Карты лояльности торговых предприятий (бонусные, подарочные, дисконтные, предоплаченные и другие); SMS+Интернет-банк.

     В течение 2007 года, помимо успешной деятельности, нацеленной на развитие каждого отдельного продукта, входящего в состав сервисной линейки Платежной Системы, велась активная работа по технологической, юридической и маркетинговой интеграции сервисов.

     Одним из важнейших условий коммерческого успеха является выбор клиентуры, ориентированный на привлечение самых широких слоев населения России. Клиентами “Золотой короны” являются, в первую очередь, россияне, в большинстве своем не обладающие высокими доходами.

  Таблица 1. Преимущества и недостатки платежных систем

Наименование  системы Преимущества Недостатки
Золотая корона 1. Безопасность  системы;

2. Работа  торговой сети в режиме off-line;

3. Рзвитая  торгово-сервисная сеть в НСО;

4. 3 новосибирских  банка-эмитента;

5. Единые  условия обналичивания;

6. Возможность  накопления.

1. Необходимость  записывать в банке содержимое  счета на карточку

2.Ограниченное  использование карточки в других регионах России

3. Невозможно  использовать за границей высокая  стоимость открытия картсчета

4. Обязательное резервирование

Union Card 1. Развитая торгово-сервисная сеть в НСО

2. Получение информации о счете в режиме on-line через региональный процессинговый центр

3. Скидки при покупке товаров

4. Высокая доходность по остаткам на картсчете; отсутствие лимитов снятия

1.Высокий неснижаемый  остаток

2.Необходима  дополнительная авторизация

3.Ограниченное  использование за границей

STBCard/Cirrus/Maestro

VISA/Elektron

1. Международная

2. Получение двух мультивалютных карточек на один счет

3.Низкая стоимость открытия рублевого картсчета

4.Наличие фото на карточке

5.Отсутствие неснижаемого остатка низкие тарифы за безналичные расчеты

1.Слабо развитая  торгово-сервисная сеть в Свердловской  области

2.Лимит  на получение средств через  банкомат

3.Получение  информации о счете в режиме on-line через московский процессинговый центр

 

     Как видно из проведенного сравнительного анализа в Таблице 1, каждая система  обладает определенными достоинствами  и недостатками, поэтому клиенты  могут выбирать платежные карточные  системы по функциям, которые их устраивают.

     Наибольшей  популярностью среди пользователей  пластиковых карт в Российской Федерации  пользуются международные пластиковые  карты ViSa.

 

   ГЛАВА 2. Оценка использования  пластиковых карт

  2.1 Анализ рынка пластиковых  карт в России

     В настоящее время пластиковый  бизнес - это более 1,3 млрд. выпущенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.

  

  Рис.5 - Доля основных эмитентов пластиковых  карт на мировом рынке

     Что же касается Российского рынка пластиковых  карт, то на конец 2001 года общее число  эмитированных банковских карт в  России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 - до 21 млн. По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт, на 01.01.05 – 36,2 млн. карт, на 01.01.06 - 54,7 млн. По данным на 1 января 2008 г., российские банки эмитировали 103 496 582 карточки. Это на 28,7 млн. карточек, или на 38,4%, больше, чем на 1 января 2007 г. Темпы роста эмиссии остаются исключительно высокими.

               

  Рис.6 - Количество эмитированных карточек, млн.

     Наиболее  крупным эмиссионным центром  остается Москва и Московская область. Банки этого региона эмитировали в 2007г. 48 591 272 карточки. Это составляет 46,9% всей эмиссии в стране. На втором месте с огромным отставанием находится Санкт-Петербург - банки города выпустили в прошлом году 4 862 659 карточек. Почетное третье место заняли банки Свердловской области - 3 235 026 карточек.

     Вместе  с тем в 2007г. в России набирала силу тенденция к географической диверсификации карточного бизнеса. Это  отражает географический портрет держателя  банковской карточки (рис. 7).

             

     Интересный  факт, что соотношение международных  и российских систем составляют соответственно 48% и 52%. Наряду с этим в России действуют  отечественные платежные системы: Золотая Корона, Union Card, ACOORD, STB Card и  ряд других небольших систем.

     В отчете Банка России от 3 июня 2009 г. структура эмиссии банковских карточек в России прокомментирована следующим образом: «Принимая во внимание значительный темп роста выпуска карточек (ежегодно около 140%), можно прогнозировать, что через один-два года на каждого жителя будет приходиться по одной карточке.

     Среди держателей карточек подавляющее большинство  составляют держатели расчетных (дебетовых) карточек. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%.

     Говоря  о Российском рынке пластиковых карт нельзя не проанализировать держателей карт.

     По  общероссийскому опросу выявилось, что 21,4% граждан пользуются всеми  видами пластиковых карточек и 22,1% ими  не пользуются, но планируют сделать  это в ближайшем будущем, что  составляет практически половину опрошенных. Доля мужчин и женщин одинакова. Наиболее активные держатели карточек (29%) — это люди в возрасте 45—59 лет. Все меньше идет ранжирование по образовательному цензу. Если раньше карточками пользовалась наиболее образованная часть населения, то сейчас ими на равных пользуются люди с высшим и со средним специальным образованием: примерно 37% — со средним и 35,2% — с незаконченным высшим и высшим образованием. Что касается материального положения опрошенных, то практически половина ответили, что на продукты и одежду хватает, но покупка вещей длительного пользования является для них проблемой. Уровень дохода держателей карточек по России выше 10 тыс. руб. Наиболее активно пластиковыми карточками пользуются в Центральном федеральном округе — порядка 41% населения и в наименьшей степени — в Дальневосточном федеральном округе — лишь 6,7% населения.

     В Москве картина несколько иная: 51,8% участников опроса пользуются банковской пластиковой карточкой; 28,6% не пользуются, но предполагают это сделать. К наиболее активным держателям (60,4%) относятся люди в возрасте от 18 до 35 лет. 57% пользователей имеют высшее образование. 57,2% опрошенных имеют ежемесячный доход от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. В ходе опроса выяснилось, что 66,6% участников имеют только одну пластиковую карточку, 20% — две пластиковые карточки, остальные — три карточки и более. На вопрос, какой именно карточкой вы располагаете, ответы были таковы: зарплатной — 72,6% опрошенных, кредитными — 22,4%.

Информация о работе Рынок пластиковых карт РФ: состояние, проблемы, перспективы развития