Система безналичных расчетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
Объектом изучения и предметом исследования данной работы является, организация денежных расчетов с использованием безналичных денег.

Содержание

Введение
1.Принципы и составные элементы системы безналичных расчетов
2. Сущность, сфера применения и организация форм безналичных расчетов
3. Совершенствование организации безналичных расчетов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ДЕНЬГИ,КРЕДИТ,БАНКИ.docx

— 56.16 Кб (Скачать файл)

Зачеты взаимной задолженности  могут проводиться между двумя 

- хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые.

По времени  проведения они бывают разовые (единовременные) и постоянные. Последние обеспечивают экономичное и своевременное  осуществление платежа. Подавляющий объем зачетов происходит  с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. Как указано в п.1.4 Положения о безналичных  расчетах, в этом случае в банк представляется поручение и чек на незачтенную сумму.

Подобного рода зачеты (минуя банки) широко практикуются за рубежом внутри корпораций. Посредством внутрикорпоративных  зачетов погашается нередко основная часть долгов предприятий и  филиалов. В связи с созданием промышлснно-финансовых групп в России они должны получить здесь развитие.

На базе зачетов, минуя банки, организуются и бартерные  операции. Бартерные сделки — взаимные товарообменные операции с передачей права собственности на товары (натуральный обмен) без денежных (банковских) расчетов за поставленные товары. Они позволяют контрагентам оперативно согласовать номенклатуру, объем, цены и условия взаимных поставок, определяемые договорами.

С другой стороны, бартерные и взаимозачетные сделки — этот своеобразный натуральный  обмен в конце XX в. — достаточно сложно реализовать в практике из-за трудностей взаимодействия между предприятиями, распыленными по различным ведомствам, а также согласования цен в связи с различным "возрастом" задолженностей и отсюда необходимостью индексации цен и др. К тому же безденежная форма торговли открывает возможность ухода от налогообложения, а, следовательно, приводит к недополучению средств бюджетами. Самое главное, что в условиях, когда зачеты стали основным способом платежей, предприятия  оказались в отрыве от платежной системы страны. Расцвел прибыльный бизнес, связанный с выстраиванием ряда цепочек оборота низколиквидных "зачетных рублей", где в  конце  должен быть выход на ликвидность.         

В условиях платежного кризиса в  России бартер и взаимозачеты распространены широко. Например, таким путем проходило  в  середине 90-х гг. около 90 % платежей в энергетике, большая доля которых приходилась на расчеты стран СНГ друг с другом.

    1. Совершенствование организации безналичных расчетов

В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в  том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

Для коммерческих банков расчеты –  один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов  составляют доходы от оказания услуг  по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят  устойчивость и приток клиентуры  и мобилизация крупных и нередко  бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около две трети всего  операционного времени работы банков.

Объем требований клиента к банку  отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность  и важность расчетных взаимоотношений  предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует  международная и отечественная  практика.

Особое место в совершенствовании  безналичных расчетов занимает повсеместное внедрение новаций в проведение безналичных расчетов.

Суть инновационных изменений  в этой сфере можно свести к  следующему:

–«многоканальная  деятельность» при сочетании  новых и традиционных технологий и инструментов;

–самообслуживание;

–дистанционное  обслуживание;

–использование  Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);

–создание телефонных центров;

–предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий

Во многих развитых странах все  больше операций проводится клиентами  без посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США  все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.

Современные тенденции развития безналичных  расчетов обусловлены интенсивным  развитием современных информационных технологий и основаны не на развитии новых форм платежных инструкций, а на создании принципиально нового механизма безналичного денежного  обращения на основе использования  так называемой безбумажной технологии.

Поэтому очень важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных  операций с использованием различных  коммуникационных систем: почтовой, телеграфной, телетайпной, телексной и других, а также электронной связи, когда  носителями платежных инструментов являются электронные импульсы и  дискеты.

Во многих странах сегодня повсеместно  применяются IT-технологии и развивается e-banking. Эти услуги предоставляют  клиенту возможность удаленного управления своим счетом с использованием тех или иных телекоммуникационных сетей. В нашей стране уже несколько  лет существует индустрия интернет-банкинга. Вряд ли ее обороты можно назвать  очень большими, однако данная услуга успешно развивается и доказала свою перспективность в Беларуси. Несмотря на недоверие большинства  населения к Интернет-технологиям, число клиентов, предпочитающих дистанционный  способ общения с банком постепенно увеличивается. Специалисты банков отмечают, что клиенты все чаще используют Интернет не только для  проверки финансового состояния, но и в качестве инструмента для  работы с банковскими продуктами.

Интернет-банкинг является наиболее совершенным и перспективным  воплощением технологии домашний интернет. В отличии от системы «Клиент-банк», Интернет-банкинг не привязан к конкретному  компьютеру с установленным программным  обеспечением. Клиент может активизировать систему с любого компьютера при помощи электронного пароля или электронного ключа. Таким образом он может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере. В нашей стране подобные услуги оказываются банками только корпоративным клиентам - юридическим лицам. Банки позволяют клиенту получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другом банке, а так же по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь.

Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления  дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой  концепции организации банковской деятельности Dialog banking, согласно которой  моно– и многофункциональные  информационные автоматы освобождают  сотрудников от рутинной работы, а  сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.

Создание зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить  количество исполнителей. Создаются  и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться  в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и  оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.

Развитие системы безналичных  расчетов в РФ находит государственную  поддержку. Ведь именно государство  должно быть заинтересовано в широком  привлечении средств населения  в банки, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и контроле за операциями на потребительском рынке.

Поэтому органы власти заинтересованы в развитии платежной системы нашей страны. Действующая в республике платежная  система нуждается в некоторых  усовершенствованиях в плане  повышения эффективности управления платежными потоками со стороны банков и создания оператором системы – Национальным банком – условий, способствующих снижению объемов денежных средств (или ликвидности), которые необходимы банкам для безостановочного прохождения платежей.

Следует отметить, что Центральный  банк Российской Федерации уделяет  особое значение развитию платежной  системы и в заявлении Правительства  Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о  «Стратегии развития банковского сектора  Российской Федерации на период до 2008 года» были озвучены основные задачи, условия их решения и меры по их реализации для создания высокоэффективной  платежной системы. Рассмотрим эти  задачи.

Задача первая. Проведение мероприятий  по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение  защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного  обслуживания всех участников расчетов.

Задача вторая. Разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального  времени. Такая система предназначена  для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и  другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной  системы России в обеспечении  эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

Задача третья. Совершенствование  тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг  пользователям, включая органы федерального казначейства.

Задача четвертая. Осуществление  разработки и внедрение унифицированных  форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Задача пятая. Совершенствование  регулирования действующих в  стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты.

Задача шестая. Для сокращения наличного  денежного оборота развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных  средств, базирующихся на современных  информационных технологиях, включая  платежные карты.

Задача седьмая. Создание клиринговых  систем, которые смогут предоставлять  дополнительные платежные услуги с  использованием платежных карт и  тем самым способствовать распространению  их в Российской Федерации.

Задача восьмая. Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Задача девятая. Унификация законодательства Российской Федерации и норм банковского  регулирования в соответствии с  международными правилами и практикой  в области документарных операций.

Со стороны  Национального банка должен быть обеспечен эффективный постоянный надзор за функционированием системы  безналичных расчетов по розничным  платежам, направленный на формирование заинтересованности населения в  предлагаемых банками розничных  услугах и укрепление доверия  к национальной валюте.

С целью повысить эффективность, надежность и безопасность функционирования национальной платежной системы, своевременного и качественного осуществления  расчетов продолжается работа по совершенствованию  нормативно–правовой базы платежной  системы, расширению набора инструментов монетарного регулирования.

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев экономическое содержание, теоретические основы и мировой  опыт организации безналичных расчетов можно сделать следующие выводы:

-система безналичных расчетов  продолжает совершенствоваться  на протяжении почти столетия;

-безналичные расчеты неотъемлемая  часть процесса воспроизводства;

-изучение исторического развития  и мирового опыта организации  безналичных расчетов имеет особое  значение сегодня, поскольку Россия  находится на этапе экономической  нестабильности;

-мировой опыт в организации  безналичных расчетов свидетельствует  о непременном вытеснении из  платежного оборота наличных  денег;

-частые изменения нормативных  и законодательных актов, регулирующих  осуществление безналичных расчетов, приводят к  серьезным затруднениям  в практической работе;

-сложные экономические процессы  в народном хозяйстве привели  к тому, что основные принципы  организации безналичных расчетов  не выдерживаются (такие как  срочность, обеспеченность, акцепт). Утратили свою значимость или  не в полной мере используются  некоторые формы расчетов (вексельная, аккредитивная, расчеты чеками). Из общего безналичного платежного  оборота  расчеты платежными  поручениями  составляют 80%, аккредитивами  3%, инкассо 5%, чеки 1% ,зачет взаимных  требований 2%, платежными требованиями-поручениями  7%, векселями 2%;

Информация о работе Система безналичных расчетов в Российской Федерации