Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:53, реферат
Целью данного реферата является анализ банка как системы, выявление его целей, задач, функций, структуры, определение особенностей окружающей среды и его меcта в классификации систем. Кроме того, нужно рассмотреть общесистемные принципы функционирования банка, принципов ситуационного управления.
Введение………………………………………………………………………………...2
1.Банк как система……………………………………………………………………..3
2.Банк как объект исследования………………………………………………………4
2.1. Цели, задачи, функции банка……………………………………………………..4
2.2.Структура банка……………………………………………………………………7
2.3.Особенности окружающей среды………………………………………………..11
2.4.Банк в системе классификаций…………………………………………………..14
3.Общесистемные принципы функционирования банка…………………………...15
4. Ситуационное управление функционированием банка…………………………17
Заключение……………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………………...20
- выполнение функций по расчету экономических нормативов Банка и внутреннему контролю за их соблюдением;
4. Юридическая служба.
В отделе работает один специалист: ведущий юрисконсульт.
5.Касса. Основные функции отдела:
- осуществление кассового обслуживания клиентов банка в национальной и иностранной валюте;
- проверка наличности, получаемой от клиентов банка на подлинность;
отслеживание изменений в налично-денежном обращении иностранных государств.
6. Административно-хозяйственный отдел.
Отдел состоит из завхоза и обслуживающего персоналом.
7.Отдел кредитования физических лиц в первую очередь взаимодействует с клиентами банка – физическими лицами.
Отделы являются обособленными направлениями деятельности банка, каждый, отвечая за свою сферу. Функциональный подход основан на использовании организационной структуры иерархического типа, при таком построении координация и управление осуществляется по структурным элементам, а их взаимодействие – через должностных лиц и структурные подразделения более высокого уровня.
Схема 1.- Организационная структура банка
2.3.Особенности окружающей среды
Внешняя среда, окружающая любую организацию, многообразна и представляет собой действительно сложную систему, в которой огромную роль играют и политические факторы, и действующее законодательство, и правительство, и факторы научно-технического прогресса, и поставщики, и конкуренты, и потребители, и социокультурная среда, и экономические факторы. В нынешних условиях с полным основанием можно говорить о том, что современное предприятие стало так называемой открытой системой, которая тысячами нитей связана с внешней средой она обменивается с ней и информацией, и энергией, и материалами, и товарами, и людьми.
Элементы внешней среды банка:
1. Государство ( Нормативные акты, указы, и распоряжения )
2. Налоговая служба
3. Предприятия
4. Поставщики информационных и офисных продуктов (программное обеспечение и т.д. )
5. Нотариальные услуги
6. Почтовые услуги, INTERNET, TELEX, SWIFT
7. Конкуренты
8. Аудиторские фирмы
9. Услуги РОСИНКАССО
11. Внебюджетные фонды ( пенсионный
фонд, фонд социального страхования, медицинское страхование и т.п.)
12. Акционеры
13. Центральный банк РФ
14. Банки корреспонденты
15. Население ( физические лица)
16. Средства массовой информации ( реклама)
17. Страховые компании
18. Валютные биржи (ММВБ, СПВБ и т.д.)
Государство через нормативные акты, указы, и распоряжения регулирует деятельность банка.
Центральный Банк оказывает самое непосредственное влияние на деятельность банка, начиная с выдачи лицензии, устанавливает норму обязательных отчислений, ставку рефинансирования.
С конкурентами наблюдается двусторонняя связь: банковские продукты данной организации могут быть более привлекательными для клиентов, тогда наш банк будет более конкурентоспособным и наоборот.
Акционеры оказывают влияние на процессы, протекающие в организации, в том числе они избирают руководителя организации как главного элемента системы управления. Количество акционеров зависит от репутации, доходности банка.
Один из основных инструментов менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие внутренние проблемы наших банков вызываются внешними причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для банка невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою нишу в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру банка, направления его развития.
Каковы же наиболее характерные черты внешней среды современного банка. Это - динамичность, многообразие и интегрированность.
Динамичность нашей российской действительности мы уже все хорошо осознали, однако многие из нас полагают, что она в основном является следствием переходных процессов, идущих в стране, и якобы наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Однако судя по опыту других стран, стабильность возможна лишь в некоторых сферах, в частности в области культуры бизнеса, в установлении разумных моральных и законодательных норм. Во всем же остальном нас ждет то, что является фундаментальной чертой всех цивилизованных стран - нарастание изменчивости, подвижности, динамичности жизненной среды. В убыстряющемся темпе меняются виды товаров и услуг, формы бизнеса и способы коммуникаций, рынки сбыта и культура предпринимательства. Как же выживать и развиваться в этом стремительно меняющемся мире. Ясно, что наши привычные, неповоротливые структуры организаций с жестко закрепленными функциями подразделений и обязанностями работников, ориентированные на спокойную среду, теперь не годятся. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней.
Следующая характерная черта внешней среды банков - многообразие. Банк взаимодействует с огромным числом различных объектов - акционерами, клиентами, партнерами, центральным банком, органами власти, банками - корреспондентами, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т.д. И к каждому из этих объектов нужен свой подход, своя стратегия. И все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны не только с банком, но и между собой множеством нитей - экономических, информационных, политических, морально-психологических, административных, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда - интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия банка с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными.
2.4. Банк в системе классификаций
Данная система является сложной системой. Она состоит из множества элементов, обладает сложной структурой, поведение данной структуры непредсказуемо, имеются подсистемы внутри организационной структуры.
Охарактеризуем ее по разным классификационным основаниям:
1) По субстанциональному признаку данная система является смешанной I рода, т.е. материально-идеальной, а также смешанной II рода, так как является искусственно-естественной. Банк относится к естественным системам, потому что ее элементом является человек, в то же время является искусственной системой, так как создан человеком, т.е. приспособлен для воздействия на развитие экономических процессов. Это воздействие выражается в привлечении денежных средств и размещении их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.
2) По динамическим свойствам банк является самонастраивающейся системой. Саморегулирование банка обеспечивается с помощью банковского механизма, и при любом изменении денежных потоков, банк изменяет свои операции, резервные фонды, ставки на кредитование, услуги.
3) По виду выполняемых функций система относится к управляемой. Объектом управления выступает процесс привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, который выполняется отделами: управление кредитованием, касса, операционный отдел.
Управление осуществляется отделами управления: Общее собрание участников банка, Наблюдательный совет банка, Правление банка, Президент банка.
4) По взаимосвязи с внешней средой является открытой системой, так как взаимодействует с элементами, не входящими в данную систему. Например, государство через нормативные акты, указы, и распоряжения регулирует деятельность банка, акционеры оказывают влияние на процессы, протекающие в организации, в том числе они избирают руководителя организации как главного элемента системы управления.
5) По виду структуры относится к иерархической, так как имеет несколько уровней в своей структуре.
6) По составу своих базовых элементов является гетерогенной, так как является разнородной по функциям выполнения базовых элементов.
Итак, банк представляет собой сложную, динамическую, саморегулируемую систему.
3.Общесистемные принципы функционирования банка
1. Принцип адекватности (соответствия).
Заключается в том, что две системы, которые предназначены для достижения одной общей цели должны соответствовать ( быть адекватными) друг другу по свойствам, характеристикам, функциям, степени сложности и т.д.
Тогда применительно к нашей системе спрос на кредиты банка должен соответствовать предложению кредитов в банке. На сегодняшний день это соответствие нарушено, что соответствует текущему кризису.
2. Принцип управляемости.
Заключается в том, что сложная динамическая система не должна иметь неуправляемых объектов, ни одна из систем не должна выпасть из процесса управления.
Применительно к нашей системе, банк должен регулировать как свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), так и мобилизованные на этой основе средства, которые размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. При условии отсутствия такой регулировки может возникнуть ситуация, когда банк вложит значительные средства клиентов со сроком погашения, превышающим сроки привлечения ресурсов, вследствие чего он не сможет своевременно расплатиться с клиентами, может понести как дополнительные расходы, так и оказаться банкротом из-за признания неплатежеспособным.
3. Принцип контролируемости (наблюдаемости).
Спроектированная система в своей структуре не должна содержать ни одного объекта, который был бы неконтролируемым. Например, отдел финансового мониторинга банка контролирует все денежные потоки. При отсутствии своевременной информации о денежных потоках главный экономист не сможет принять эффективного решения о распределении денежных средств.
4.Принцип согласованности.
Заключается в том, что все элементы подсистемы как по горизонтали, так и по вертикали должны быть согласованы между собой по своим параметрам в рамках неизменной структуры для достижения задачи эффективности системы.
Финансово-экономический отдел должен давать объем выполняемой работы для отдела кредитования согласованный с функциями, возможностями, квалификацией сотрудников этого отдела.
5. Принцип совместимости (достижимости).
Заключается в том, что заданное множество базовых элементов системы и связи между ними при совместном функционировании обеспечат достижение целей или требуемых характеристик.
Так если банк решил ввести новый банковский продукт- ипотеку, то здесь решить проблему трудовых ресурсов нельзя путем только корректировки параметров организации: необходимо создание нового отдела- отдела по ипотеке.
Структурные изменения очень трудоемкие и затратные, поэтому их применение целесообразно только при невозможности применения принципа согласованности.
6. Принцип единства цели системы и среды.
В проектируемой системе всегда должны быть согласованы между собой возможности системы, цели ее функционирования и среда в которой она находится. Проектируемая система всегда должна рассматриваться относительно той среды, в которой предполагается ее функционирование. Нельзя отрывать систему от среды.
Относительно нашей системы: цель – удовлетворение потребностей населения в банковских продуктах и услугах, возможности системы- наличие денежных средств, внешняя среда- мировой финансовый кризис. В условиях кризиса данный принцип нарушен, так как вырос процент отказов по кредитам в банке, это связано с желанием свести к минимуму риски кредитования, также растут ставки кредитования, вследствие чего цель не может быть достигнута.
7. Принцип существования противоположностей в системе.
В любой системе существует как минимум одна пара противоположностей, взаимодействующих друг с другом и уравновешивающих друг друга. Как правило, одна из противоположностей слабее, а другая сильнее.
В рассматриваемой системе можно выделить две основные противоположности- это спрос и предложение на кредит. При повышении процентных ставок на кредит спрос на него падает, а предложение растет. При понижении процентных ставок на кредит спрос на него растет, а предложение падает. При пересечении кривых спроса и предложения формируется точка, соответствующая равновесной процентной ставке, т.е. некоторому идеальному состоянию системы.