Современная система кредитования малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью в данной работе является рассмотрение особенностей малого и среднего бизнеса в России, описание имеющихся проблем кредитования малого и среднего бизнеса, решение данных проблем и совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России.
Актуальность темы курсовой работы состоит в рассмотрении роли малого и среднего бизнеса в экономики страны и его как клиента банковских услуг. Малое и среднее предпринимательство – не только является неотъемлемой частью и субъектной базой современного экономического рынка, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу минимальных размеров форма хозяйствования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Глава I. Развитие и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России…………………………………………………………………4
1.1. Понятие малого и среднего бизнеса………………………………………...4
1.1.1. Малый бизнес…………………………………………………………….....6
1.1.2. Средний бизнес……………………………………………………………..7
1.2. Кредитование малого и среднего бизнеса в России в 2013 г……………...8
1.2.1. Оценка кредитоспособности малых и средних предприятий……….…..8
1.2.2. Кредитование малого и среднего бизнеса………………………………...9
1.3. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России……….....16
2. Глава II. Современная система кредитования малого и среднего бизнеса…………………………………………………………………………...20
2.1. Сравнительный анализ малого и среднего бизнеса по обзору 2011-2013 гг…………………………………………………………………………………..20
2.2. Решение проблем кредитования малого и среднего бизнеса в России….26
2.3. Совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России……………………………………………………………………………29
2.3.1. Изменение приоритетов по мерам государственной поддержки……...30
Заключение……………………………………………………………………...33
Список используемой литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 290.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..3

1. Глава I. Развитие и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса  в России…………………………………………………………………4

1.1. Понятие малого и среднего бизнеса………………………………………...4

1.1.1. Малый бизнес…………………………………………………………….....6

1.1.2. Средний бизнес……………………………………………………………..7

1.2. Кредитование малого и среднего бизнеса в России в 2013 г……………...8

1.2.1. Оценка кредитоспособности  малых и средних предприятий……….…..8

1.2.2. Кредитование малого  и среднего бизнеса………………………………...9

1.3. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России……….....16

2. Глава II. Современная система кредитования малого и среднего бизнеса…………………………………………………………………………...20

2.1. Сравнительный анализ  малого и среднего бизнеса по обзору 2011-2013 гг…………………………………………………………………………………..20

2.2. Решение проблем кредитования малого и среднего бизнеса в России….26

2.3. Совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России……………………………………………………………………………29

2.3.1. Изменение приоритетов по мерам государственной поддержки……...30

Заключение……………………………………………………………………...33

Список используемой литературы…………………………………………...34

Интернет ресурсы………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономика, как в России, так и за рубежом. Проблема кредитования малого и среднего бизнеса до сих пор является до конца нерешенной в России. Важность исследования проблем данного бизнеса заключается в том, что именно ему, как считают все, кто заинтересован в данной теме, меньше всего повезло с государственной и какой либо другой поддержкой. С одной стороны исполнителям данной деятельности необходима денежная поддержка со стороны банков, а банки готовы ее им предоставить, с другой стороны, по результатам опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса, лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.

До сих пор в стране не создана инфраструктура, помогающая нормальному развитию и работе малого и среднего предпринимательства. Не внимательность к данному бизнесу, игнорирование его вероятности развития в течение практически всего периода реформ, может быть признана как крупный, стратегический просчет, которому предстоит дальнейшее углубление в кризис российской экономики в целом.

Целью в данной работе является рассмотрение  особенностей малого и среднего бизнеса  в России, описание имеющихся проблем кредитования малого и среднего бизнеса, решение данных проблем и совершенствование системы кредитования малого и среднего бизнеса в России.

Актуальность темы курсовой работы состоит в рассмотрении роли малого и среднего бизнеса в экономики страны и его как клиента банковских услуг. Малое и среднее предпринимательство – не только является неотъемлемой частью и субъектной базой современного экономического рынка, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу минимальных размеров форма хозяйствования.

 

 

Глава I. Развитие и проблемы малого и среднего бизнеса  в России

1.1. Понятие малого и среднего бизнеса

Малое и среднее предпринимательство – отличительный, из немалого количества, сектор, указывавший на развитие экономического роста, состояние занятости населения. Сектор малого и среднего бизнеса поставлен на местном рынке так, что представляет собой предприятия, связанные с широким предоставлением совокупности товаров и услуг. Развитие малого и среднего бизнеса подходит к всеобщим желаниям по формированию «упругой» смешанной экономики, соединению различных форм собственности и подходящей им модели хозяйства. Создание новых рабочих мест и, следовательно, обеспечение сокращения показателя безработицы и социальной напряженности в стране, также относится к сектору малого и среднего предпринимательства.

Малые и средние предприятия классифицируются следующим образом:    1. по форме собственности: 

    • частные; 
    • государственные; 
    • муниципальные и иные; 
    • по целям деятельности: 
    • коммерческие; 
    • некоммерческие предприятия. 

2. по отраслевой принадлежности: 

    • промышленные; 
    • сельскохозяйственные; 
    • транспортные; 
    • строительные и другие предприятия. 

3. по размерам: 

    • крупные; 
    • средние; 
    • малые. 

4. по характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта):

    • исследовательские; 
    • проектные; 
    • конструкторские; 
    • производственные; 
    • сбытовые и другие предприятия. 

5. по структуре деятельности: 

    • специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров; 
    • диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках. 

6. по отношению к происхождению  капитала: 

    • национальные; 
    • иностранные; 
    • смешанные предприятия.

Малый и средний бизнес имеет огромное количество мелких собственников, которые в силу этой массовости в большинстве своем определяют социально-экономический и, частично, политический уровень развития Российской Федерации. Обладатели малого и среднего бизнеса являются в тоже время и создателями, и покупателями широкого предоставления товаров и услуг.

«Обычно некрупные субъекты хозяйствования в законодательствах большинства стран мира критериально подразделяются на малые (от 9 до 100 занятых) и средние (от 100 до 1000 занятых). В официальных критериях разных стран к количеству занятых часто добавляются параметры типа объемов выручки, прибыли и т.п.

 

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий. (Таблица 1) » [8; Гл.8]

Страны

Кол-во предприятий, тыс.

Кол-во предприятий на 1000 жителей, ед.

Занято в предприятиях, млн. человек

Доля в общей численности занятых, %

Доля в ВВП (%)

Великобритания

2 630

46

13,6

49

50-53

Германия

2 290

37

18,5

46

50-52

Италия

3 920

68

16,8

73

57-60

Франция

1 980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15 770

45

68

72

63-67

США

19 300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6 450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

844

5,65

8,3

13

10-11


 

 

1.1.1. Малый бизнес

«Малый бизнес представляет собой значительную сферу современного народного хозяйства, составную часть частного сектора. В большинстве стран мира на него приходится 35-70 % ВВП, более половины числа занятых, около 99 % общего числа хозяйствующих субъектов.»[8; Гл.8]

«Критерии отнесения к малым предприятиям рассмотрены в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего бизнеса в РФ» (Приложение 3)» [9]

Несмотря на свои небольшие размеры, малый бизнес обладает производственной, технологической и управленческой гибкостью, что допускает практически немедленно отреагировать на изменяющиеся стечения обстоятельств на рынке. Поэтому он является присущей, объективно необходимой частью любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

 

1.1.2. Средний бизнес

«Среди основных субъектов рыночной экономики современная экономическая теория и практика государственного регулирования, особое значение придают среднему бизнесу. Дело в том, что с народнохозяйственной точки зрения именно средние предприятия обладают рядом достоинств. Так, в сравнении с крупными предприятиями средние фирмы существенно меньше страдают от отсутствия гибкости и слабо заражены вирусом бюрократизма. От большинства же малых предприятий средний бизнес выгодно отличает лучшая оснащенность, стремление к техническому прогрессу и росту.

Экономическое определение среднего бизнеса исходит из того, что в отличии от непосредственно управляемых одним человеком малых компаний относимые к нему фирмы представляют собой организации с развитой многозвенной структурой управления.

Кроме того, для средних предприятий обычно типично серийное или малосерийное производство, тогда как для малых – индивидуальное и штучное.

Может сложиться впечатление, что средний бизнес в стране слабо развит.

Тем не менее в последние годы положение начинает меняться. Так, в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» понятие средних предприятий впервые закреплено юридически. Конкретно к средним предприятиям закон относит компании с числом занятых от 101 до 250 человек, имеющие объем выручки, не превышающий некую критическую величину, которую раз в пять лет должно устанавливать правительство». [8; Гл.7]

В настоящее время (2013 г.) эти размеры заданы коридором от 400 млн до 1 млрд руб.

Средний бизнес в отличие от малого предпринимательства в большинстве своем зависит от внутренней экономики страны. Как внутри собственно группы, так и с масштабными отечественными и зарубежными капиталами. Ему необходима поддержка со стороны государства для защиты своих прав, реализации интересов и идей именно на внутреннем рынке страны.

 

1.2. Кредитование малого и среднего бизнеса в России в 2011-2013 года

1.2.1. Оценка кредитоспособности  малых и средних предприятий

Малые предприятия

«Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового риска.

Однако использование банком финансовых коэффициентов и метода анализа денежного потока затруднено из-за состояния учета и отчетности у этих клиентов банка. Традиционные методы оценки кредитоспособности не приемлемы для малого бизнеса в России. Это объясняется высоким процентом ошибок в его официальной отчетности, использованием различных схем ухода от налогообложения. В связи с этим практикуется финансовый анализ видов деятельности малого предприятия на основе отчетности, составленной представителями банка по первичным документам заемщика, а также предоставленной информации.

Таким образом, система оценки банком кредитоспособности мелких заемщиков складывается из следующих элементов:

    • оценка делового риска;
    • наблюдения за работой клиента;
    • собеседований банкира с владельцем предприятия;
    • оценка личного финансового положения владельца;
    • анализа финансового положения предприятия на основе первичных документов».[10]

Средние предприятия

«Кредитоспособность средних предприятий:

    • В качестве метода оценки кредитоспособности используется система финансовых коэффициентов, анализа делового потока, делового риска и менеджмента
    • В мировой и российской банковской практике для оценки кредитоспособности заемщика используют различные финансовые коэффициенты.

Информация о работе Современная система кредитования малого и среднего бизнеса