Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение главных видов банковских рисков и принципов их классификации как базы для возможностей и путей сведения их к минимуму.
Задачами курсовой работы является рассмотрение сущности, классификации банковских рисков, современных способов оценки и управления ими в практике российских, оценка рискованности активов.
Введение……………………………………………………………………..…….. 4
1 Банковский риск как экономическая категория……………………....5
1.1 Понятие риска и финансовый риск ….....……………………..5
1.2 Понятие банковских рисков и основные принципы классификации финансовых рисков в банковской сфере………………………………..9
2 Виды банковских рисков их взаимосвязь и система управления ими………………………………………………………………..………………...24
2.1 Характеристика типичных рисков в банке………………...……………..24
2.2 Управление рисками в банке…………………..…………………………..30
2.3 Управление банковским риском на примере Муромцевского ОСБ № 2257…………………………………………………………………………………34
3 Проблемы и пути совершенствования управления банковскими рисками……….…………………..…………………..…………...........................41
3.1 Проблемы управления кредитными рисками коммерческого банка……41
3.2 Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка………………….48
Заключение………………………………………………………………………...60
Список использованных источников…………………………………………63
Приложения. Заявление-анкета на получение кредита в Муромцевском ОСБ № 2257………………………………………………………………………………..65
Следует отметить, что благодаря излишне жесткой практике лицензирования в странах Западной Европы и США, искусственно сдерживающей возникновение новых банков, и, в некоторых случаях, созданию банковских картелей, значительно ограничивалась внешняя конкуренция, то есть конкуренция, исходящая из другой банковской юрисдикции для каждого из внутренних рынков. Количество институтов, уполномоченных выполнять определенные банковские функции, также имело значение для смягчения межбанковской конкуренции. Например, в Финляндии, в которой население к 1984 году насчитывало 4.8 миллионов человек, было 7 коммерческих,272 сберегательных банка, 371 кооперативный банк, а также Почтовый банк с 3,500 отделениями. Вся эта сложная банковская система оставалась стабильной только благодаря ряду соглашений между банками, касавшихся ставки процента по депозитам (для контроля над издержками привлечения средств), а также соблюдению поделенных Центральным банком сегментов рынка среди различных типов Банков, ограничивающих их конкуренцию (например, кооперативные банки обслуживали сельскохозяйственные отрасли, сберегательные банки — потребителей, а крупные коммерческие банки — промышленность). "Джентльменское соглашение" о взаимном возникновении на внутренние финансовые рынки друг друга существовало между швейцарскими и западногерманскими банками в течение десятилетий, вплоть до 1985 года. В банковской практике имеется множество подобных примеров. Кроме того, различные барьеры препятствовали "внешним" по отношению к данному рынку банкам привлекать средства с низкими издержками, иногда эти барьеры выступали в форме запрета на выдачу кредитов в национальной валюте (для иностранных банков) или на открытие филиала.
Расширение спектра услуг, предоставляемых банками, привело к тому, что банки стали универсальными, отвечающими финансовым нуждам большей части общества; традиционные банки выросли в "супермаркеты" финансовых услуг. "Вспомогательные" услуги, такие как биржевое маклерство, брокерская деятельность в сфере страховых услуг, и тому подобные, также вносят свою лепту в расширение видов банковских услуг и повышение прибыльности банковской деятельности. Появились международные банковские операции, которые включают:
Современная
банковская система России начала складываться
Являясь зависимым элементом экономики, российские банки подвержены влиянию и мировых финансовых кризисов. Финансовые кризисы 1997-98 гг. на развивающихся рынках Юго-Восточной Азии, Южной Америки и России наглядно продемонстрировали сложность проблемы управления финансовыми рисками в банках. Успешное преодоление подобных кризисов обеспечивает финансово-кредитным институтам усиление рыночных позиций, поэтому максимальное смягчение последствий кризисных явлений на международных финансовых рынках является для подобных структур задачей исключительной важности; при этом клиентам банков также необходимо владеть информацией о методах управления рисками в обслуживающем их учреждении для повышения эффективности финансового менеджмента.
В ситуации когда изменились условия функционирования коммерческих банков, достижение их целей становится возможным только за счет изменения качества управления. Однако, многие теоретические вопросы банковского риск - менеджмента остаются до настоящего времени недостаточно разработанными. Особенно это касается таких вопросов, как: концепция денежного потока, цена капитала, эффективность рынка капитала, портфельное управление активами, компромисс между доходностью и риском и др. В экономической литературе нет единства в трактовке отдельных терминов и понятий (надежность, устойчивость, стабильность и др.), далеко недостаточны для применения разработки методического характера.
Таким образом, основой функционирования эффективной системы управления финансовыми рисками становится их классификация.
По нашему мнению наиболее содержательной представляется классификация банковских рисков, предложенная Питером С. Роузом, который выделяет следующие шесть основных видов риска коммерческого банка и четыре дополнительных вида. К основным видам риска П. Роуз относит следующие:
К другим важным видам риска Роуз П. относит еще четыре вида, которые он определяет следующим образом:
Преимуществом данной классификации является то, что в эту систему включены как риски, возникающие внутри банка, так и риски, зарождающиеся пне банка и оказывающие влияние на его деятельность. Вместе с тем, в настоящее время такая классификация не может быть использована коммерческими банками для практического применения в виду своей укрупненности, а значит, необходима более подробная классификация с выделением групп и подгрупп риска, в зависимости от специфики проводимых банком операций.
Более показательной
и практичной в применении служит классификация
Шереметa А.Д., Щербакова Г.Н. [2], достоинством
которой является создание определенной
системы рисков, включающей отдельные
разновидности риска,
а за основу принято деление рисков на
внешние и внутренние. Это позволяет разделить
риски, возникающие вне банка, и оказывающие
влияние
В предложенной схеме риски по виду отношения к внутренней и внешней среде банка классифицируются следующим образом:
Внешние:
Внутренние:
В отличие от западной практики управления рисками, в России только недавно вышли указания ЦБ РФ в виде письма от 23.06.2004 № 70-Т "О типичных банковских рисках", в котором выделены 10 групп рисков: кредитный, страновой, рыночный, фондовый, валютный, процентный, ликвидности, правовой, риск потери деловой репутации и стратегический.
Кроме того, Центральный Банк предложил коммерческим банкам осуществлять контроль за рисками на трех основных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микро — и макроуровне.
К рискам индивидуального уровня относят риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников.
К рискам микроуровня относят риски ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарат.
К рискам макроуровня относят риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическим и нормативно — правовыми условиями деятельности.
Основные документы,
которыми руководствуются риск-менеджеры
западных компаний в практической деятельности,
разработаны Базельским комитетом по
банковскому надзору и называются Принципы
банковского надзора. Данный документ
содержит 25 принципов, реализации которых
призвана минимально необходимым условием
обеспечения эффективного банковского
надзора, а также комментарии к ним, базирующиеся
Международные аудиторские компании, работающие в России, на основании рекомендаций Базельского комитета разрабатывают собственные классификации рисков, примером может служить карта рисков (подробная структура финансовых рисков коммерческого банка), созданная компанией "PricewaterhouseCoopers", получившая название GARP (таблица 1).
Таблица 1. Карта финансовых рисков коммерческого банка
1 |
2 |
3 |
Класс риска |
Вид риска |
Разновидность риска |
Кредитный риск |
Прямой кредитный риск |
|
Расчетный риск |
||
Риск кредитного эквивалента |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Рыночный риск |
Риск корреляции |
|
Фондовый риск |
Риск изменчивости цены на акции Риск изменчивости волатильности Базисный риск Риск дивидендов | |
Процентный риск |
Риск перемены процентной ставки Риск кривой доходности Риск волатильности процентной ставки Базисный риск процентной ставки/риск процентного спрэда Риск предоплаты | |
Валютный риск |
Риск изменчивости курсов валют Волатильность курсов валют Риск конвертации прибыли | |
Товарный риск |
Риск цен на товары Риск форвардной цены Риск волатильности цен на товары Базисный товарный риск/риск спада | |
Pиск кредитного спрэда |
||
Риск концентрации портфеля |
Риск инструмента |
|
Риск существенной операции |
||
Риск сектора экономики |
||
Риск ликвидности |
Риск ликвидности фондирования |
|
Риск ликвидности активов |
||
1 |
2 |
3 |
Операционный риск |
Риск транзакции |
Ошибка при исполнении Сложность продукта Ошибка в учете Ошибка в расчетах Риск доставки товара Риск документации/контрактный риск |
Риск операционного контроля |
Превышение лимитов Недобросовестные торговые операции Мошенничество Отмывание денег Риск безопасности Риск основного персонала Риск обработки операции | |
Риск систем |
Ошибки программирования Ошибка о модели/методологии Ошибка в определении рыночной цены Управленческая информация Сбой компьютерных систем Ошибка телекоммуникационных систем Планирование мероприятий на случай аварийных ситуаций | |
Риск бизнес события |
Риск конвертируемости валют |
|
Риск изменения кредитного рейтинга |
||
Pиск репутации |
||
Налоговый риск |
||
Юридический риск |
||
Риск непредвиденных обстоятельств |
Природные катаклизмы. Военные действия. Кризис/Приостановление операций на рынке | |
Pиск законодательства |
Несоблюдение требований в отношении капитала. Изменения в законодательстве. |