Управление банковскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение главных видов банковских рисков и принципов их классификации как базы для возможностей и путей сведения их к минимуму.
Задачами курсовой работы является рассмотрение сущности, классификации банковских рисков, современных способов оценки и управления ими в практике российских, оценка рискованности активов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….. 4
1 Банковский риск как экономическая категория……………………....5
1.1 Понятие риска и финансовый риск ….....……………………..5
1.2 Понятие банковских рисков и основные принципы классификации финансовых рисков в банковской сфере………………………………..9
2 Виды банковских рисков их взаимосвязь и система управления ими………………………………………………………………..………………...24
2.1 Характеристика типичных рисков в банке………………...……………..24
2.2 Управление рисками в банке…………………..…………………………..30
2.3 Управление банковским риском на примере Муромцевского ОСБ № 2257…………………………………………………………………………………34
3 Проблемы и пути совершенствования управления банковскими рисками……….…………………..…………………..…………...........................41
3.1 Проблемы управления кредитными рисками коммерческого банка……41
3.2 Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка………………….48
Заключение………………………………………………………………………...60
Список использованных источников…………………………………………63
Приложения. Заявление-анкета на получение кредита в Муромцевском ОСБ № 2257………………………………………………………………………………..65

Вложенные файлы: 1 файл

испр дкб.doc

— 383.50 Кб (Скачать файл)

Риск потери ликвидности связан с невозможность банка выполнить свои обязательства по платежам в оговоренные сроки, быстро превращать свои активов денежную форму для осуществления платежей по вкладам.

Недостаточная ликвидность приводит к неплатежеспособности кредитной организации. Если кредитная организация не выполнила своевременно свои обязательства перед вкладчиками и об этом стало известно, возникает "эффект снежного кома" - лавинообразный отток депозитов и остатков на расчетных счетах, приводящий уже к принципиальной неплатежеспособности.

Риск ликвидности, с одной стороны, тесно связан с рассогласованием активов и пассивов (то есть использованием коротких нестабильных пассивов для среднесрочных или долгосрочных активных операций), а, с другой стороны, с потерей возможности (из-за общей конъюнктуры рынка или ухудшения имиджа банка) привлечь ресурсы для выполнения текущих обязательств.

На уровень риска ликвидности влияют различные факторы, среди них:

  • качество активов банка (если в портфеле банка имеется значительный объем неработающих и невозвратных активов, не обеспеченных достаточными резервами или собственными средствами, то такой банк потеряет ликвидность из-за необходимости фондировать такие активы привлеченными ресурсами);
  • диверсифицированность активов;
  • процентная политика банка и общий уровень доходности его операций (постоянное превышение расходов банка над его доходами может привести к потере ликвидности);
  • величина валютного и процентного рисков, реализация которых может привести к обесценению или недостаточному уровню отдачи работающих активов;
  • стабильность банковских пассивов;
  • согласованность сроков привлечения ресурсов и размещения их              в активные операции;
  • имидж банка, обеспечивающий ему возможность в случае необходимости быстро привлечь сторонние заемные средства.

Риск ликвидности тесно связан с такими рисками: кредитным, рыночным, процентным и валютным. Так, например, кредитный риск ухудшает ликвидность банка, так как приводит к нарушению сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам; а рыночный, валютный и процентный риски могут вызвать уменьшение стоимости активов банка или увеличивать стоимость пассивов.

Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации               и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков           и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:

  • несоблюдения кредитной организацией требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
  • допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);
  • несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности кредитной организации);
  • нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров.

Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск)- риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг                      или характере деятельности в целом.

Стратегический риск - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в неучете                      или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности,                       в которых кредитная организация может достичь преимущества                            перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских)                и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.

2.2 Управление рисками в банке

В условиях финансового  кризиса весьма актуальной выглядит проблема эффективного, профессионального управления банковскими рисками, оперативного учета факторов риска.

Проблема управления рисками в каждом банке занимает одно из главных мест, поскольку  неправильный подход в этом вопросе  может не просто привести к большим убыткам, но и к закрытию кредитной организации.

В настоящее время  во многих российских банках осуществляется выделение специальных сотрудников  и подразделений, функцией которых  является организация системы управлении рисками банковской деятельности или риск-менеджмент. В определении стратегии в области риск-менеджмента российские банки руководствуются рекомендациями Центрального банка Российской Федерации и частично рекомендациями Базельского комитета.

Основной задачей регулирования  рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.

Все это предполагает разработку каждым банком собственной  стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

В основу банковского  управления рисками должны быть положены следующие принципы:

-прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;

-финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;

-ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;

-координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.

Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.

Подобная работа не может  носить отрывочный характер и приносит результаты, когда выработана и осуществляется определенная стратегия риска:

- выявление факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска при осуществлении определенных банковских операций;

- анализ выявленных факторов с точки зрения силы воздействия на риск;

- оценка конкретного вида риска;

- установление оптимального уровня риска;

- анализ отдельных операций с точки зрения соответствия приемлемому уровню риска.

- разработка мероприятий по снижению риска.

Инструменты управления риском кредитного портфеля:

- Нормативно-правовое обеспечение;

- Методологическое и информационное обеспечение;

- Банки и базы данных;

·-Автоматизированные системы управления (АСУ).

Основными методами управления рисками являются: статистический метод, аналитический метод, метод хеджирования.

Статистический метод  заключается в том, чтобы изучить  статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных рений, установить величину и частоту получения той или иной экономической отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке.

Аналитические методы управления риском используются как инструмент упреждающего управления рисками и позволяют разработать прогнозы и стратегии управления рисками до начала реализации проекта. Главная задача аналитических методов управления риском состоит в определении рисковых ситуаций и разработке мер, направленных на снижение негативных последствий их возникновения. К числу задач аналитических методов управления риском относят также профилактику рисковых ситуаций.

Практические методы управления риском призваны снизить  негативный результат возникших в ходе реализации рисковых ситуаций. Как правило, они базируются на аналитических методах управления риском. В то же время практические методы управления риском являются основой для создания информационной базы управления рисками и последующим развитием аналитических методов.

Различают два подхода  аналитического анализа финансового  рынка:

- фундаментальный (основан на  представлении, что движение курса  финансовых инструментов является  отражением состояния экономики  в целом),

- технический (в значительной степени опирается на использование психологических индикаторов (sentiment indicators) и на анализ движения денежных средств (flow of funds analysis)).

Хеджирование - это метод, основанный на страховании ценовых потерь на физическом рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку. При этом для рынка биржевых опционов физическим может быть как реальный рынок (валютный, фондовый), так и фьючерсный.

Комплексный подход к управлению риском позволяет более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы.

Банку необходимо подбирать портфель своих клиентов таким образом, чтобы  самому иметь оптимальное соотношение  между активными и пассивными операциями, сохранять уровень своей  ликвидности и рентабельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне. Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значение для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими.

Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация.

2.3 Управление  банковским риском на примере Муромцевского ОСБ № 2257

Кредитный риск рассматривается  в Муромцевском ОСБ № 2257 как один из наиболее существенных рисков, присущих банковской деятельности.

Основной задачей управления кредитным риском при расширении круга контрагентов и спектра  предоставляемых Банком кредитных  продуктов является оптимизация  принимаемых рисков, сохранение достигнутого качества кредитного портфеля, оптимизации  отраслевой, региональной и продуктовой структуры портфеля.

Система управления рисками, действующая в Муромцевском ОСБ  № 2257, основана на нормативных требованиях  и рекомендациях Банка России, рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, аудиторских  компаний, опыте ведущих зарубежных и российских финансовых институтов.

Система управления кредитными рисками Муромцевского ОСБ № 2257 определяется «Политикой по управлению рисками», а также политиками по управлению отдельными банковскими  рисками: риском ликвидности, кредитным, рыночным, операционным, политикой информационной безопасности, регламентируется внутренними стандартами и процедурами.

Система риск-менеджмента, применяемая Банком, построена на непрерывном, цикличном процессе идентификации, анализа, оценки, оптимизации, мониторинга и контроля рисков, последующей оценки применяемых методик управления риском.

Оценка уровня принимаемых  рисков осуществляется на основе сценарного анализа, стресс-тестирования, с учетом возможных изменений ключевых индикаторов  финансового рынка, структуры активов и пассивов Банка.

Рассмотрим систему  управления кредитным риском в Муромцевском ОСБ № 2257.

1. Рассмотрение вопроса  о предоставлении кредита осуществляется  на основании заявки потенциального  Заемщика на предоставление кредита, составленной в произвольной форме, либо заполняет заявление-анкету Банка (приложение 1)

 Кредитующее подразделение запрашивает необходимые для рассмотрения заявки документы, в т.ч. учредительные и правоустанавливающие документы, финансовые документы, документы по предлагаемому обеспечению, целевому использованию кредита, ТЭО, бизнес-план, прогноз движения денежных средств и другие.

Указанные документы  могут быть запрошены но Заемщику, Поручителю, Залогодателю, Гаранту. Конкретный перечень документов, их содержание определяются в отдельных нормативных документах с учетом специфики проводимых операций кредитования.

У Заемщика также может  быть запрошена информация, хранящаяся в бюро кредитных историй, о кредитной  истории(ях) в других банках. Кредитующее  подразделение самостоятельно принимает решение о целесообразности получения информации, хранящейся в бюро кредитных истерий, о кредитной(ых) истории(ях) Заемщика в других банках.

Указанная информация может  быть получена следующим образом:

– Для получения кредитующим подразделением из Центрального каталога кредитных историй информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история Заемщика, кредитующее подразделение запрашивает у Заемщика дополнительный код субъекта кредитной истории.

Информация о работе Управление банковскими рисками