Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение главных видов банковских рисков и принципов их классификации как базы для возможностей и путей сведения их к минимуму.
Задачами курсовой работы является рассмотрение сущности, классификации банковских рисков, современных способов оценки и управления ими в практике российских, оценка рискованности активов.
Введение……………………………………………………………………..…….. 4
1 Банковский риск как экономическая категория……………………....5
1.1 Понятие риска и финансовый риск ….....……………………..5
1.2 Понятие банковских рисков и основные принципы классификации финансовых рисков в банковской сфере………………………………..9
2 Виды банковских рисков их взаимосвязь и система управления ими………………………………………………………………..………………...24
2.1 Характеристика типичных рисков в банке………………...……………..24
2.2 Управление рисками в банке…………………..…………………………..30
2.3 Управление банковским риском на примере Муромцевского ОСБ № 2257…………………………………………………………………………………34
3 Проблемы и пути совершенствования управления банковскими рисками……….…………………..…………………..…………...........................41
3.1 Проблемы управления кредитными рисками коммерческого банка……41
3.2 Пути снижения кредитных рисков коммерческого банка………………….48
Заключение………………………………………………………………………...60
Список использованных источников…………………………………………63
Приложения. Заявление-анкета на получение кредита в Муромцевском ОСБ № 2257………………………………………………………………………………..65
Риск потери ликвидности связан с невозможность банка выполнить свои обязательства по платежам в оговоренные сроки, быстро превращать свои активов денежную форму для осуществления платежей по вкладам.
Недостаточная ликвидность приводит к неплатежеспособности кредитной организации. Если кредитная организация не выполнила своевременно свои обязательства перед вкладчиками и об этом стало известно, возникает "эффект снежного кома" - лавинообразный отток депозитов и остатков на расчетных счетах, приводящий уже к принципиальной неплатежеспособности.
Риск ликвидности, с одной стороны, тесно связан с рассогласованием активов и пассивов (то есть использованием коротких нестабильных пассивов для среднесрочных или долгосрочных активных операций), а, с другой стороны, с потерей возможности (из-за общей конъюнктуры рынка или ухудшения имиджа банка) привлечь ресурсы для выполнения текущих обязательств.
На уровень риска ликвидности влияют различные факторы, среди них:
Риск ликвидности тесно связан с такими рисками: кредитным, рыночным, процентным и валютным. Так, например, кредитный риск ухудшает ликвидность банка, так как приводит к нарушению сбалансированности активов и пассивов по срокам и суммам; а рыночный, валютный и процентный риски могут вызвать уменьшение стоимости активов банка или увеличивать стоимость пассивов.
Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Правовой риск - риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
Риск потери деловой репутации кредитной организации (репутационный риск)- риск возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.
Стратегический риск - риск возникновения у кредитной организации убытков в результате ошибок (недостатков), допущенных при принятии решений, определяющих стратегию деятельности и развития кредитной организации (стратегическое управление), и выражающихся в неучете или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать деятельности кредитной организации, неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений деятельности, в которых кредитная организация может достичь преимущества перед конкурентами, отсутствии или обеспечении в неполном объеме необходимых ресурсов (финансовых, материально-технических, людских) и организационных мер (управленческих решений), которые должны обеспечить достижение стратегических целей деятельности кредитной организации.
2.2 Управление рисками в банке
В условиях финансового кризиса весьма актуальной выглядит проблема эффективного, профессионального управления банковскими рисками, оперативного учета факторов риска.
Проблема управления рисками в каждом банке занимает одно из главных мест, поскольку неправильный подход в этом вопросе может не просто привести к большим убыткам, но и к закрытию кредитной организации.
В настоящее время
во многих российских банках осуществляется
выделение специальных
Основной задачей
Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.
В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы:
-прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
-финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
-ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
-координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.
Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.
Подобная работа не может носить отрывочный характер и приносит результаты, когда выработана и осуществляется определенная стратегия риска:
- выявление факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска при осуществлении определенных банковских операций;
- анализ выявленных факторов с точки зрения силы воздействия на риск;
- оценка конкретного вида риска;
- установление оптимального уровня риска;
- анализ отдельных операций с точки зрения соответствия приемлемому уровню риска.
- разработка мероприятий по снижению риска.
Инструменты управления риском кредитного портфеля:
- Нормативно-правовое обеспечение;
- Методологическое и информационное обеспечение;
- Банки и базы данных;
·-Автоматизированные системы управления (АСУ).
Основными методами управления рисками являются: статистический метод, аналитический метод, метод хеджирования.
Статистический метод заключается в том, чтобы изучить статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных рений, установить величину и частоту получения той или иной экономической отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке.
Аналитические методы управления риском используются как инструмент упреждающего управления рисками и позволяют разработать прогнозы и стратегии управления рисками до начала реализации проекта. Главная задача аналитических методов управления риском состоит в определении рисковых ситуаций и разработке мер, направленных на снижение негативных последствий их возникновения. К числу задач аналитических методов управления риском относят также профилактику рисковых ситуаций.
Практические методы управления риском призваны снизить негативный результат возникших в ходе реализации рисковых ситуаций. Как правило, они базируются на аналитических методах управления риском. В то же время практические методы управления риском являются основой для создания информационной базы управления рисками и последующим развитием аналитических методов.
Различают два подхода аналитического анализа финансового рынка:
- фундаментальный (основан на
представлении, что движение
- технический (в значительной степени опирается на использование психологических индикаторов (sentiment indicators) и на анализ движения денежных средств (flow of funds analysis)).
Хеджирование - это метод, основанный на страховании ценовых потерь на физическом рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку. При этом для рынка биржевых опционов физическим может быть как реальный рынок (валютный, фондовый), так и фьючерсный.
Комплексный подход к управлению риском позволяет более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы.
Банку необходимо подбирать портфель своих клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активными и пассивными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рентабельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне. Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значение для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими.
Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация.
2.3 Управление банковским риском на примере Муромцевского ОСБ № 2257
Кредитный риск рассматривается в Муромцевском ОСБ № 2257 как один из наиболее существенных рисков, присущих банковской деятельности.
Основной задачей управления кредитным риском при расширении круга контрагентов и спектра предоставляемых Банком кредитных продуктов является оптимизация принимаемых рисков, сохранение достигнутого качества кредитного портфеля, оптимизации отраслевой, региональной и продуктовой структуры портфеля.
Система управления рисками,
действующая в Муромцевском ОСБ
№ 2257, основана на нормативных требованиях
и рекомендациях Банка России,
рекомендациях Базельского
Система управления кредитными рисками Муромцевского ОСБ № 2257 определяется «Политикой по управлению рисками», а также политиками по управлению отдельными банковскими рисками: риском ликвидности, кредитным, рыночным, операционным, политикой информационной безопасности, регламентируется внутренними стандартами и процедурами.
Система риск-менеджмента, применяемая Банком, построена на непрерывном, цикличном процессе идентификации, анализа, оценки, оптимизации, мониторинга и контроля рисков, последующей оценки применяемых методик управления риском.
Оценка уровня принимаемых рисков осуществляется на основе сценарного анализа, стресс-тестирования, с учетом возможных изменений ключевых индикаторов финансового рынка, структуры активов и пассивов Банка.
Рассмотрим систему управления кредитным риском в Муромцевском ОСБ № 2257.
1. Рассмотрение вопроса
о предоставлении кредита
Кредитующее подразделение запрашивает необходимые для рассмотрения заявки документы, в т.ч. учредительные и правоустанавливающие документы, финансовые документы, документы по предлагаемому обеспечению, целевому использованию кредита, ТЭО, бизнес-план, прогноз движения денежных средств и другие.
Указанные документы могут быть запрошены но Заемщику, Поручителю, Залогодателю, Гаранту. Конкретный перечень документов, их содержание определяются в отдельных нормативных документах с учетом специфики проводимых операций кредитования.
У Заемщика также может быть запрошена информация, хранящаяся в бюро кредитных историй, о кредитной истории(ях) в других банках. Кредитующее подразделение самостоятельно принимает решение о целесообразности получения информации, хранящейся в бюро кредитных истерий, о кредитной(ых) истории(ях) Заемщика в других банках.
Указанная информация может быть получена следующим образом:
– Для получения кредитующим подразделением из Центрального каталога кредитных историй информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история Заемщика, кредитующее подразделение запрашивает у Заемщика дополнительный код субъекта кредитной истории.