Факторинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий - необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг - как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Сегодняшние реалии и перспективы развития отечественного финансового рынка свидетельствуют об активизации на нем факторинговых операций, их трансформации в организованный и эффективный комплекс банковских услуг. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию задолженности клиентов предприятия-продавца, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 135.94 Кб (Скачать файл)

Введение

         Факторинг – комплекс финансовых услуг коммерческого банка или другой кредитной организации, включающий кредитование предприятия-поставщика под уступку права взыскания его дебиторской задолженности, а также оказание услуг, направленных на сокращение косвенных потерь, возникающих в результате коммерческого кредитования покупателей.

         Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее - торговых банков. Он был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы нашего столетия факторинговые операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран. 

         Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий - необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг - как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Сегодняшние реалии и перспективы развития отечественного финансового рынка свидетельствуют об активизации на нем факторинговых операций, их трансформации в организованный и эффективный комплекс банковских услуг. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию задолженности клиентов предприятия-продавца, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение. В связи с этим факторинг рассматривается как эффективный инструмент финансирования малых и средних предприятий. 

         За последние 3-4 года интерес к факторингу в нашей стране существенно возрос. Этот интерес может быть еще большим, если более качественно и высокими темпами в нашей стране будет развиваться малый и средний бизнес. Все это предполагает серьезное научное изучение природы, форм и динамики развития факторингового рынка. Необходимо и дальше совершенствовать законодательную нормативно-правовую базу факторинга, исследовать экономические и организационные причины, влияющие на эффективность факторинговых операций, более четко постулировать порядок и процедуры факторинговых операций, выявлять интересы, права и обязанности участников данных операций. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость глубокого изучения и обобщения существующей практики факторинговой деятельности, выработки практических рекомендаций, направленных на дальнейшее развитие факторинга как эффективной формы финансирования оборотных средств предприятий. Данные обстоятельства предопределили выбор темы исследования, как практически важной и актуальной для экономики РФ.

         Целью данной работы является исследование факторинговых операций в кредитных организациях: организации, оформления и учета факторинговых операций, а так же анализ современного российского рынка факторинга.

          Предметом исследования явились положения Центрального банка России, в соответствии с которыми ведется организация и учет кассовых операций в кредитных организациях. А также литература в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и банковского дела, материалы периодических изданий и дополнительные источники информации, отражающие суть данной проблемы на современном уровне.

          Объект исследования – организация, оформление и учет факторинговых операций, а так же современный рынок факторинга в России.

 

 

 

         1 Теоретические аспекты факторинговых операций

         1.1 Сущность и виды факторинга

 

          Факторинг - это достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.

          Факторинг (factor - в переводе с английского «агент, посредник») является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним. Он включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

          Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь, вследствие задержки платежа, и предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам.

          В основе факторинга лежит покупка банком (факторской компанией) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части стоимости (70-90%) отфактурованных поставок и оплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику. 
          В соответствии с конвенцией о международном факторинге, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет какому-либо из следующих четырех признаков:

          1. Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований.

          2. Ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации. 
          3. Инкассирование его задолженности.

          4. Страхование поставщика от кредитного риска.

         Классический факторинг в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита в товарной форме, предоставляемого продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Открытый счет, когда покупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, предполагает риск. Страхование и управление рисками коммерческого кредита способны осуществить именно факторинговые компании в силу предполагаемых ими услуг. 

          В настоящее время выделяют несколько видов факторинговых операций. 
          1. Внутренние (если поставщик и его клиент, т.е. стороны по договору купли-продажи, а также фактор-фирма находятся в одной и той же стране) или международные.

          2. Открытые (если должник уведомлен об участии в сделке фактор-фирмы) или закрытые (конфиденциальные). Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является фактор-фирма и что платежи должны осуществляться в ее пользу. При конфиденциальном факторинге никто из контрагентов клиента не осведомлен о кредитовании его продаж фактор-фирмой. 
          3. С правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без права регресса. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. При заключении факторингового соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактор-фирме. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается в случае, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитных рисков. Однако гарантированный для поставщика своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговое требование признано недействительным, фактор-фирма в любом случае имеет право регресса к поставщику. 
          4. С условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований), или оплаты требований к определенной дате. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таки образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объемов своих продаж. В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного срока.

          В современных условиях наиболее универсальной системой финансового обслуживания клиентов является конвенционный (открытый) факторинг. За клиентом практически сохраняются только производственные функции. Поскольку в этом случае клиенты фактор-фирм могут отказаться от сохранения собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые принимает на себя фактор-фирма, то возникает достаточно существенная экономия средств. Эта экономия в сочетании с выгодами от «дисконтирования фактур» компенсирует высокую стоимость обслуживания (0,75-3% годового оборота в зависимости от размера капитала, финансового положения и кредитоспособности клиента).

 

           1.2 История развития факторинга

 

          Факторинг - это одна из древнейших форм торгового кредитования. Его отдельные черты можно найти и в Римской Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли его в своей деятельности.

         Слово фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает «тот, кто делает». Факторинг начал активно развиваться в Англии в 14 веке, что было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности. В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров.

          Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «делькредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Делькредере гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.

         В Европе факторинг получил развитие начиная с 50-х годов XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп начал формироваться устойчивый «рынок покупателя», где покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками.

          Таким образом, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т.е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно. При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

          Начиная примерно с середины 80-х годов факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%).

          С середины ХХ века начал развиваться международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая ассоциация -- International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.

          В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2003 году на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга.

 

         1.3 Условия проведения и участники факторинговых операций

 

         В основе факторинговой операции лежит покупка банком платежных требований поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

          Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

          Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческих банков