Факторинговые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий - необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг - как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Сегодняшние реалии и перспективы развития отечественного финансового рынка свидетельствуют об активизации на нем факторинговых операций, их трансформации в организованный и эффективный комплекс банковских услуг. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию задолженности клиентов предприятия-продавца, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 135.94 Кб (Скачать файл)

         Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

       -предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

       -предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

       -строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

       -предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

        -предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

          Факторинговые операции не рекомендуется проводить:

         -по долговым обязательствам частных лиц, филиалов или отделений предприятия. Подобные ограничения обусловлены тем, что в указанных случаях достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок по причине невыполнения поставщиком каких-либо своих договорных обязательств;

        -по требованиям бюджетных организаций;

        -по обязательствам предприятий, организаций, снятых банком с кредитования или объявленных неплатежеспособными;

        -если оплата производится поэтапно или авансом в случае компенсационных или бартерных сделок по договорам о продаже, в соответствии с которыми покупатель имеет право возвратить товар в течение определенного времени, а также при условии послепродажного обслуживания.

         В операции факторинга обычно участвуют три стороны:

         Фактор- специализированный финансовый институт, организатор факторинга. В качестве финансового агента по операциям факторинга договор могут заключить банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. Однако в России порядок лицензирования в законодательстве до сих пор не оговорен, так что фактически в роли фактора может выступать коммерческий банк или его дочернее учреждение. В зарубежной практике банки обычно факторинговых услуг не оказывают.

         Клиент (кредитор, поставщик товара) - промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с банком;

         Плательщик (заемщик) - фирма-покупатель товара с отсрочкой платежа.

         Если представить проведение операции на схеме, то взаимоотношения сторон будут отражены следующим образом:

Рисунок 1.1 Схема факторингового обслуживания

          Статья 825 ГК прямо ограничивает круг лиц, которые по договору факторинга могут выступать в качестве финансовых агентов. Ими могут быть только банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого типа.

         Основу факторинговой операции составляет учет (дисконтирование) счетов-фактур. Банк на основе договора с поставщиком товара покупает у него счет-фактуру с немедленной оплатой приблизительно 80% стоимости поставки и выплатой оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от перечисления денег покупателем.

        Для клиента-поставщика факторинг выгоден, во-первых, тем, что основную часть денежной выручки он получает сразу, экономит на расчетах со своими поставщиками. Ведь покупка у них товаров с немедленной оплатой обходится дешевле, чем покупка в кредит. Во-вторых, становясь собственником неоплаченных платежных требований, банк берет на себя риск их неоплаты, а в случае поставки за рубеж - риск неблагоприятного изменения валютного курса. В-третьих, зная точную дату оплаты своих требований, поставщик может планировать совершение своих платежей. В-четвертых, до окончательного погашения счетов банк может оказывать клиенту ряд дополнительных услуг, среди них такие, как оценка кредитоспособности нынешних и потенциальных должников клиента, ведение конторских книг, информационное, рекламное обслуживание, страхование, сбыт, аудит, подготовка разнообразных статистических сводок, юридическое консультирование. Это дает возможность поставщику сосредоточить свои усилия на производственной деятельности.

        Таким образом, использование предприятиями факторинговых услуг банка позволяет ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снизить неплатежи, укрепить финансовое состояние, создать предпосылки для их работы в условиях рынка.

В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений.

Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.

За редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика - ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, не переуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон.

Соглашение о полном обслуживании с правом регресса отличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести поставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве ее агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика.

Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате.

Если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.

 

 

 

         2 Анализ факторинговых операций в России

 

         Бурный рост российского рынка факторинга в 2005 - 2007 гг. был прерван кризисными явлениями в мировой финансовой системе и резким ростом стоимости фондирования. В результате в 2008 г. впервые за последние пять лет темпы роста рынка факторинга резко замедлились. Доля факторинга в ВВП сократилась с 1,56% в 2007 г. до 1,44% в 2008 г. Если в 2007 г. объем требований, уступленных Факторам, в 1,7 раза превзошел аналогичный показатель прошлого года, то в 2008 г. этот рынок вырос лишь на 16,7% до 602 млрд. руб.

 
 

 
 




 
Рисунок 2.1- «Объем уступленных требований на российском рынке факторинга, млрд. руб в 2005-2012 гг.» 

 
Рисунок 2.1- «Объем уступленных требований на российском рынке факторинга, млрд. руб в 2005-2012 гг.» 

         Если говорить о динамике рынка факторинга, то в первом полугодии 2009 года он сократился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главными причинами этого стали банкротство ФК "Еврокоммерц" и общим сокращением деловой активности основных игроков Общее снижение объема рынка факторинга, без учета результатов Еврокоммерц, составило 33%.

         В настоящее время факторы условно разделились на три группы: крупные, средние и мелкие факторы. В первой группе к концу 2009 года остался только ОАО "Промсвязьбанк", однако и он сократил свою деятельность на 23%. Среди средних и мелких факторов среднее сокращение составило 39% и 49,86% соответственно.

         Те факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных требований, чем Факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших Факторов. У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших Факторов - лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.

         Основными участниками рынка становятся банковские компании, на долю которых приходится более 70% финансирования. Продолжается наращивание концентрации рынка: если в первой половине 2008 года на долю пяти крупнейших факторов приходилось 66% от общего числа уступленных требования, то в конце 2009 года данный показатель достиг уже 85%.    

         Изучение региональной структуры рынка факторинга, существенно изменилась. Под влиянием экономического кризиса некоторые факторы стали закрывать малопривлекательные региональные представительства, происходит значительный отток средств из регионов в центральные районы. 
 
 

Рисунок 2.2- Концентрация рынка факторинга в 2008 – 2009гг. 

 
  Рисунок 2.3-«Концентрация рынка факторинга по объему уступленных требований в 2009 г.»

         Совокупный размер факторингового портфеля на 31 декабря 2009 года оценивается в 52,6 млрд. рублей, прирост за 4-й квартал 2009 года составил 16%, темпы роста факторингового портфеля возросли. Значительно увеличилась (с 54% до 78%) за 4-й квартал доля компаний с положительной динамикой портфеля.

        Таким образом, в течение 2009 года факторинговыми услугами воспользовались 3224 компании (прирост числа активных клиентов за 4 квартал составил 13%), число привлеченных клиентов за тот же период возросло на 35% и достигло значения 1261, число дебиторов возросло на 35% и достигло значения 16845. Услуги факторинга в 2009 году были оказаны по 2 548 122 поставкам, что на 39% больше показателей предыдущего периода.

         По итогам 1-го квартала 2010 года оборот российского рынка факторинга составил около 78 млрд рублей.

         Объем выплаченного финансирования в 1 квартале 2010 г. составил 52 млрд рублей. Отношение объема финансирования к объему уступленных требований в среднем составило 67% (против 72% по итогам 2009 года), что указывает на традиционное падение оборотов рынка в начале года.

         Свыше 80% факторинговых операций на российском рынке - внутренний факторинг с регрессом. Состояние рынка в продуктовом разрезе в 1 квартале 2010 г. претерпело некоторые изменения, подтверждающие ярко выраженную сезонность бизнеса. На внутренний факторинг с регрессом приходится 80,9% оборота рынка, на внутренний факторинг без регресса - 6%, доля внутреннего факторинга без финансирования выросла до 12% (против 0,9% по итогам 2009 г.), доля международного факторинга в обороте рынка стабильна - 1%.

        Совокупный факторинговый портфель на конец 1 квартала 2010 г. составил более 41 млрд руб. Факторингом воспользовались свыше 1700 компаний при расчетах с более чем 7100 дебиторами. Российские факторы обработали свыше 508 тысяч поставок. В среднем на одного клиента приходится 4 дебитора (по итогам 2009 г. - 5,9).

         Участники АФК занимают свыше 50 процентов рынка факторинга. Оборот входящих в АФК компаний и банков, предоставляющих услуги факторинга, в 1 квартале 2010 г. превысил 41 млрд рублей или 53% общего объема рынка.

В России факторинг развивается постепенно. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу в среднем составляют более 5% ВВП (а в Великобритании и Италии — 10%), в Восточной Европе — 1,5-2% ВВП, то в России — менее 0,1%. Приблизительно 67% факторингового оборота приходится на Европу, 22% — на Америку, 11% — на страны Азии, 1% — на Африку. Факторингом в мире занимаются около тысячи компаний, а объем переуступленной им дебиторской задолженности на сегодняшний день достигает 1 трлн евро.

Информация о работе Факторинговые операции коммерческих банков