Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:25, курсовая работа
Целью данной работы: рассмотреть факторинг в России и его проблемы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия «факторинг»,
- изучить историю его появления и развития за рубежом,
- проанализировать виды факторинга и факторинговые операции,
- изучить договор факторинга,
- рассмотреть историю развития факторинга в России,
- проанализировать проблемы и перспективы развития факторинга в стране.
Введение
3
1. Теоретические основы факторинга
5
1.1 История развития и современная мировая практика факторинга
5
1.2 Понятие факторинга
7
1.3 Классификация видов факторинга
10
1.4 Факторинговые операции
11
1.5 Договор факторинга
13
2. Факторинг в России
17
2.1 История развития факторинга в России
17
2.2 Проблемы развития факторинга в России
18
2.3 Перспективы развития факторинга в России
22
Заключение
В роли факторов могут выступать, имеющие лицензию на проведение такого вида деятельности, банки, прочие коммерческие и кредитные организации.
Факторинговая операция строится на строгом учёте (дисконтировании) счетов-фактур поставщика, приобретаемых банками, с одновременной выплатой ему около 80% стоимости поставленного товара (услуги). Оставшуюся часть долга банк погашает после оплаты продукции покупателем, удерживая с него комиссионные платежи за оказанные услуги и процент за предоставленный кредит.
Преимуществами факторинга для клиента-поставщика являются: получение большей части выручки сразу; экономия на расчетах со своими поставщиками в сравнении с кредитом; передача риска неоплаты за предоставленный товар, а также неблагоприятного изменения валютного курса на банк; возможность перспективного планирования своих платежей; передача части бухгалтерских операций банку, возможность сосредоточения усилий на основной деятельности.
Таким образом, использование предприятиями факторинговых услуг банка позволяет ускорить оборачиваемость средств в расчетах, снизить неплатежи, укрепить финансовое состояние, создать предпосылки для их работы в условиях рынка. Как правило, факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства, но испытывающих финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, чрезмерных товарных запасов и низкой рентабельности.5
При всей привлекательности факторинговых операций для поставщиков, их участие ограничивается следующими факторами:
- наличием у поставщика большого числа покупателей - должников;
- незначительные долговые суммы поставщиков;
- наличие у поставщиков нестандартной, особой и узкоспециализированной продукции, сбыт которой осложнён низким спросом;
- предложение продукцию по бартеру или с послепродажным обслуживанием;
- участие в деятельности поставщика субподрядчиков;
- поставщики, выставляющие счета поэтапно или получающие авансовые платежи, а также реализующие свою продукцию в соответствии с долгосрочными контрактами;
- поставщики, имеющие долговые обязательства к неплатежеспособным потребителям, к филиалам, участкам, отделениям потребителей, а также к физическим лицам.
С учётом сказанного, прежде чем выйти на факторинговое обслуживание, банки тщательно изучают состояние субъектов сделки: выбирая поставщиков, располагающих возможностью перспективного развития и роста, выпускающих товары (услуги) высокого качества, пользующиеся спросом; а - потребителей, имеющих временное затруднение с наличием денежных средств.
Обладая правом осуществления факторинговой деятельности, коммерческие банки получают дополнительную прибыль. При этом следует отметить, что не все коммерческие банки имеют возможность осуществлять факторинговые операции, т.к. для этого требуется наличие значительных денежных средств и штат высококвалифицированных специалистов.
1.5 Договор факторинга
Договор факторинга, содержащий и устанавливающий обязательства и ответственность сторон, является основным документом, обладающим юридической силой.
Заключению банком договора о факторинговом обслуживании предшествует предоставление поставщиком полной информации о потребителе (или нескольких, если выставляется несколько финансовых обязательств): наименование и юридический адрес, условия договора с указанием суммы всех переуступаемых долговых требований, подтверждение о проведённых переговорах и пр. информация. Полученная банком информация анализируется, при необходимости уточняется, и только после этого принимается решение о проведении факторингового обслуживания, для чего заключается письменный договор.
Продолжительность действия факторингового обслуживания чаще всего устанавливается на срок от 1 до 4 лет, что строго фиксируется в условиях договора. В условиях договора оговаривается также вид факторингового обслуживания: конвенционное - полное (с правом регресса в течение определенного срока, чаще - 90 дней, с установленной датой платежа, или без права регресса - при полном доверии банка поставщику) или конфиденциальное - дисконтирование счетов-фактур.
Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является агентское соглашение, или соглашение об оптовом факторинге, в соответствии с которым факторинговый отдел приобретает неоплаченные долговые требования, а поставщик является его агентом по их инкассированию. Платежи совершаются на имя поставщика, но в пользу факторингового отдела, о чём должна уведомлять соответствующая надпись на счете.6
Поставщик, систематически осуществляющий экспортные поставки в одну или две страны, может заключать договор о прямом импортном факторинге на обслуживание в стране-импортере. При условии, что факторинговая компания берёт на себя кредитный риск, а оценку кредитоспособности плательщиков и инкассирование требований по их поручению будут производить юридические конторы страны - импортера, то договор о прямом экспортном факторинге может заключаться поставщиком в своей стране.
Факторинговая компания может заключать договор о выполнении части работ факторинговой компанией страны-импортера, который носит название взаимный или двухфакторный факторинг.
Факторинговый договор также содержит следующие сведения:
- наименование покупателей, финансовые требования к которым будут переуступаться банку;
- общую сумму переуступаемых денежных средств;
- величину аванса при принятии условия кредитования в форме предварительной оплаты;
- виды вычетов и их размер, которые будут совершены из суммы предварительной оплаты;
- дату (в том числе и предельную) оплаты требований потребителем банку и банком поставщику;
- перечень дополнительных видов услуг, предоставляемых поставщику;
- величину оплаты за оказание факторинговых услуг;
- меры ответственности, которые будут применяться к нарушителям условий факторингового договора;
- меры взыскания платежей с неаккуратных плательщиков;
- сроки подачи заявлений о жалобах и претензиях к факторинговой компании;
- право регресса;
- условия, при которых факторинговый договор может быть расторгнут, и последующие за этим действия сторон.
В договоре отмечается, что банк не несет ответственности за невыполнение договорных обязательств по поставкам между поставщиком и покупателем товаров (услуг) и что поставщик не имеет права заключать договор с факторинговым отделом другого банка без согласия данного банка.7
Отдельными разделами в договоре указываются права и обязанности, как банка, так и поставщика.
Так основными обязанностями банка являются:
- своевременная оплата переуступленных ему долговых требований;
- своевременное информирование клиента о состоянии расчетов с потребителями, а также об имеющейся вероятности возникновения финансовых трудностей у плательщиков.
Основными обязанностями поставщика являются:
- своевременное предоставление банку всех необходимых сведений и документации о поставке товаров (услуг) потребителю, сроках поставки, о количественных и качественных данных товара, о согласии на заключение факторингового договора;
- полное и своевременное решение всех спорных вопросов с потребителями его товара;
- своевременное предоставление банку всех сведений о неблагоприятных переменах в договорных условиях плательщика, влияющих на степень риска факторинговых операций банка;
- принятие участия по рассмотрению спорных вопросов в арбитраже совместно с банком;
- информирование банка обо всех финансовых поступлениях на свой счёт по долговому требованию, переадресованному банку.
Факторинговые операции оформляются банком мемориальными ордерами в двух экземплярах. Первый экземпляр после совершения операций по счетам помещается в документы дня, а второй экземпляр передастся поставщику. Факторинговые операции отражаются по балансу банка на активно-пассивном счете № 907 "Расчеты банка по факторинговым операциям". По дебету счета проводятся суммы, перечисленные банком на счета поставщиков, а по кредиту счета учитываются суммы, оплаченные покупателями. В аналитическом учете к счету № 907 ведутся лицевые счета по поставкам. Расчетные документы по факторинговым операциям учитываются на внебалансовом счете № 9928.8
Комиссионные платежи, получаемые банком за факторинговое обслуживание, относятся к доходам и подлежат налогообложению на прибыль; факторинговые операции облагаются налогом на добавленную стоимость; средства, затраченные поставщиком на оплату банку факторингового обслуживания, переносятся на продукцию (услугу), увеличивая их себестоимость.
2. Факторинг в России
2.1 История развития факторинга в России
Факторинг в России является достаточно новой направленностью взаимоотношений банковской сферы с отраслью экономики, занимающейся поставкой (сбытом) товаров и предоставлением услуг. Существенный интерес к факторингу в сфере бизнеса появился в последние 5 - 7 лет.
Факторинговые операции впервые были опробованы в 1988 г. Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР, когда их отделам была переуступлена просроченная дебиторская задолженность, носившая разовый характер. Особенностью этих сделок являлось то, что поставщику гарантировались платежи путём кредитования банком покупателя.
В 1989 г. вышло письмо Госбанка СССР за №252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги». В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.9
Большой интерес к факторинговым операциям проявили, возникшие чуть позже, коммерческие банки, ожидавшие быстрого получения хорошей прибыли. Однако они столкнулись с рядом проблем, главными из которых стали: несовершенство и недостаточность нормативно - законодательной базы и почти полное отсутствие эффективных факторинговых технологий; финансовые трудности бизнеса переходного периода к рыночной экономике, что затягивало взаиморасчёты субъектов сделок; низкая исполнительская дисциплина дебиторов и пр.
Обладая достаточной привлекательностью, факторинг стал быстро развиваться и в 1994 г. была сделана первая попытка выйти на рынок международного факторинга. «Тверьуниверсалбанк», а позже и «Мосбизнесбанк» стали первыми российскими баками, которые вышли на рынок международного факторинга, и стали членами крупнейшей в мире факторинговой ассоциации Factors Chain International (FCI).
Кроме «Тверьуниверсалбанка» и «Мосбизнесбанка» после 1994 г. предоставлением факторинговых услуг в России занимались такие банки как АКБ «Менатеп» и «Международный московский банк». Свои силы в данном направлении стали пробовать и многие другие коммерческие банки.
Стремительному развитию и становлению факторинга в России способствовал кризис 1998 года, обусловивший появление большого числа должников. Решение долговых вопросов всё больше стало переуступаться банкам, обладающим достаточным объёмом финансовых средств, для осуществления факторинговой деятельности.
2.2 Проблемы развития факторинга в России
Как показывают события последних лет, рынок факторинга в России продолжает бурно развиваться. Объем российского рынка факторинга по итогам первого полугодия 2012 года вырос более чем на 77% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 617 млрд. рублей. Об этом свидетельствуют данные отчета, подготовленного Ассоциацией факторинговых компаний (АФК). По прогнозам «Эксперта РА», темп прироста рынка факторинга в 2012 году составит около 25-35%. Но даже такие темпы позволят рынку в 2012 году перешагнуть рубеж в 1 трлн. рублей, а по ожиданиям факторов увеличение объема рынка к концу 2012 г. должно достичь от 1,3 до 1,5 трлн. рублей.10
Темпы роста российского рынка факторинга обусловлены следующими факторами:
- существенным увеличением информированности компаний о сущности факторинга и его возможностях. Это заметно по увеличению числа компаний, пользующихся услугами факторинга, в том числе и из отраслей, которые раньше ими не пользовались: тяжелое машиностроение, топливный сектор и другие;
- возросшей возможностью контроля процентных рисков, страхование поставщика от кредитного риска;
- увеличением сроков отсрочки платежа. Это позволило в настоящее время сократить объём сделок по поставкам с отсрочкой платежа до 30 дней примерно в два раза и во столько же раз повысить долю сделок с отсрочкой платежа от 61 до 90 дней;
- совершенствование нормативно - правовой базы факторинговых операций;
- совершенствование технологий факторинговых операций;
- наличие возможности поставщикам оперативно пополнять оборотный капитал необходимый для обслуживания продаж, т.е. возможность получать часть денежных средств сразу после заключения факторингового договора с банком;
- наличие возможности для долгосрочного увеличения бизнеса, его развития в соответствии с перспективными планами;
- наличие возможности поставщикам сосредоточиться на основном виде деятельности, переадресовывая бухгалтерские операции банку, в первую очередь по ведению бухгалтерского учёта и выставлению счетов по поступающим денежным требованиям, а также получения прочих услуг;
- рост доли сделок без регресса, когда ряд рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением дебитором своих обязательств по уступленному поставщиком денежному требованию, принимает на себя фактор. Так за последние годы в России на 3,5% выросла доля сделок без регресса.
Отмеченные факторы роста темпов развития российского рынка факторинга, при наличии некоторых нерешенных проблем правового и технологического характера, тем не менее, способствуют приближению рынка факторинга России к зарубежным стандартам. При этом продолжается увеличение числа участников на рынке факторинга, как западных компаний, так и российских. В настоящее время на российском рынке факторинга около 40 стабильно действующих факторов, имеющих достаточный уровень ликвидности. Развитие национального рынка, а также вывод факторинговых услуг на уровень зарубежных стран требует большего числа факторинговых компаний. Продолжается приток западных компаний на российский рынок, о чём говорит рост внешнеторговых оборотов российских компаний.