Финансовая политика и ее типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность финансов, их функции и роль в экономике……………………….5
2 Финансовая политика и ее типы……………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по финансам.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

       Без  участия финансов национальный  доход не  может  быть  распределен.

     Финансы – неотъемлемое связующее  звено  между  созданием  и  использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение  и потребление, носят объективный характер.  Они  выражают  определенную  сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

       Современная   экономика  не  может  существовать  без  государственных финансов. На определенных этапах  исторического  развития  ряд  потребностей общества   могут   финансироваться   только   государством.   Это    атомная промышленность, космические исследования, ряд  новых  приоритетных  отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф  и некоторые другие).

       Финансы   отражают уровень развития производственных  сил в  отдельных странах и  возможности  их  воздействия  на  макроэкономические  процессы  в хозяйственной  жизни.  Состояние  экономики  страны   определяет   состояние финансов. В условиях постоянного  экономического  роста,  увеличения  ВВП  и национального  дохода  финансы   характеризуются   своей   устойчивостью   и стабильностью;  они  стимулируют  дальнейшее  развитие  производства   жизни граждан страны.

         Финансы как научное понятие  обычно ассоциируются с теми  процессами, которые на  поверхности  общественной  жизни  проявляются   в  разнообразных формах и обязательно сопровождаются  движением  (наличным  или  безналичным) денежных средств. Идёт  ли  речь  о  распределении  прибыли  и  формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или  о  перечислении налоговых  платежей  в доходы  государственного  бюджета,  или  о  внесении средств во внебюджетные  или  благотворительные  фонды  -  во  всех  этих  и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

          Для постижения  сущности  финансов  необходимо  выявить  те  общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

          Если  отвлечься  от  многочисленных  конкретных  форм,  в  которых протекают финансовые процессы, можно увидеть то общее, что их  объединяет  - лежащие в основе финансовых операций отношения между различными  участниками общественного производства, или общественные  отношения.  По  характеру  эти отношения   -   производственные   (экономические),   поскольку    возникают непосредственно в общественном производстве.

     Итак, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

     Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

    Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, выполняет не только распределительную и контрольную, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

     С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-денежной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

     Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его использования. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемая с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

    Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной – это прежде всего контроль за рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает все систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль через форму собственности. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов – это только контроль реального денежного оборота.

    Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходами, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

     Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

     Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, кредиты) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

      Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительством политики.

 

2 Финансовая политика  и ее типы

 

  Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов , направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.

    Финансовая политика  позволяет соединить воедино  возможности управления (регулирование  со стороны государства), которые  присущи финансам, с конкретными  формами и методами организацией  органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:

- управление финансами  с учетом  специфики звеньев  системы финансов;   

- общность функций всех  финансовых учреждений;

- общее руководство центром  при активном участии всех  нижестоящих органов управления.

    Основными методологическими  принципами  проведения финансовой  политики, т.е. управления финансами,  являются:

- зависимость от конечной  цели;

- макроэкономическая сбалансированность  всех отраслей хозяйства;

- соответствие интересам  всех членов общества;

 - использование экономических законов;   

 - учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

    Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

     Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным  развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

    Финансовая политика  состоит из следующих основных  направлений:

а) Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

     Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

      Разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

- фискальные - повышение  доходов государства;

- экономические - обеспечение  экономического роста, ослабление  цикличности производства, ликвидация  диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

- социальные - перераспределение  налогов в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования  роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

- международные - укрепление  экономических связей с другими  странами, преодоление неблагоприятных  условий для платежного баланса.

     Условно выделяют три возможных типа налоговой политики

     Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

     Второй тип  налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

     Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

      Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

б) Бюджетная политика это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.

     Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства.

      В соответствии с намеченными целями, формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

•   концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

•   снижение налоговой  нагрузки на экономику;

•   упорядочивание государственных обязательств;

•   создание эффективной  системы межбюджетных отношений  и управления государственными финансами.

     Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

     От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.

Информация о работе Финансовая политика и ее типы