Функции и операции Национального банка республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение роли Национального банка Республики Беларусь в банковской системе страны, через рассмотрение его основных функций и операций.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность Национального банка как элемента банковской системы;
изучить организационную структуру Национального Банка;
рассмотреть основные операции и функции Национального банка Республики Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Национальный Банк как элемент банковской системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………6
1.1 История возникновения, экономическая сущность и значение Национального банка Республики Беларусь…………….…………………..6
1.2 Характеристика и организационная структура Национального Банка Республики Беларусь……………………………………………………………10
Функции и операции Национального Банка Республики Беларусь………..14
2.1Функции Национального банка Республики Беларусь…………………..14
2.2 Операции Национального банка Республики Беларусь. Анализ данных за 2011 и перспективы на 2012 год……………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников………………………………………....36
Приложение А Денежный обзор Национального банка Республики Беларусь………………………………………………………………………...38
Приложение Б Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2012 год…………………………………………....40

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_DKB.docx

— 127.38 Кб (Скачать файл)

Так, международные резервные активы Республики Беларусь на 1 января 2012 г. достигли 7,9 млрд. долларов США.

Как отметили в Нацбанке, в декабре увеличению золотовалютных резервов способствовало поступление второго транша кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме $440 млн., а также зачисление в состав резервов части синдицированного кредита Сбербанка Российской Федерации и Евразийского банка развития, выданного ОАО "Беларуськалий". "При этом правительством и Национальным банком Беларуси в полном объеме были исполнены внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте", - подчеркнули в Нацбанке.

Что же касается обслуживающих функций, то к ним относят:

  • выполнение роли финансового агента правительства (т.е. размещение государственного долга на наиболее выгодных условиях, расчетно-кассовое обслуживание счетов бюджета, консультирование правительства по банковским вопросам и др.);
  • организацию расчетно-платежных отношений коммерческих банков, выполнение функций «банка банков» и «кредитора последней инстанции».

Функция банкира и финансового агента правительства так же является важнейшей функцией Национального банка. Национальный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами. [13, с. 88]

Важная роль Национального  банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует  его роли кредитора своей страны. Развитие государственного кредита сопровождалось созданием довольно сложной структуры управления государственным долгом. Основными методами финансирования внутреннего государственного долга являются:

  • денежная эмиссия;
  • прямые кредиты Национального банка;
  • выпуск государственных займов.

Так, к примеру, на 1 января 2010 г. остаток задолженности Правительства по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, составил 415 592,2 млн. бел. рублей. Кредитная задолженность сформирована путем отнесения на внутренний государственный долг кредитов, предоставленных Национальным банком Правительству на финансирование дефицита бюджета в 2000 - 2003 годах (с 2004 года кредитование Правительства не осуществляется).[ 11]

Кроме того, предполагается, что в 2012 г. задолженность по кредитам, предоставленным Национальным банком на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг Беларуси в 1991-2003 гг., реструктуризируется посредством эмиссии государственных ценных бумаг.

Министерство финансов предлагает утвердить на 2012 г. лимит внутреннего  государственного долга Беларуси в  размере 6 трлн. руб.; лимит внешнего государственного долга Беларуси – 14,3 млрд. долл. [30]

Выполняя функцию финансового  агента правительства, Национальный банк реализует кассовое исполнение бюджета  – прием, хранение и выдачу государственных  бюджетных средств, ведение учета  и отчетности. Он аккумулируют бюджетные  поступления, выдает финансовые средства, зачисленные на счета федерального и местных бюджетов, ведет учет поступлений и платежей федерального и местного бюджетов, предоставляет финансовым органам отчеты о кассовом исполнении этих бюджетов.

Национальный банк также  выполняет функцию «банка банков». Это означает, что Национальный банк выполняет основные банковские операции (расчетные, кредитные, депозитные) для коммерческих банков. Являясь «банком банков», Национальный банк не только хранит свободные резервы банков, но и выступает в роли «кредитора последней инстанции», т.е. предоставляет им кредиты в рамках своей эмиссионной деятельности. Ссуды Национального банка — источник временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя. [16, с. 283]

В 2011 году кредиты банкам-резидентам, номинированные в белорусских рублях, предоставлялись в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь. Так, к примеру, на 1 января 2010 г. задолженность по указанным кредитам составляла 31 647,0 млн. бел. рублей. [11]

Кредиты рефинансирования предоставляются  только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и  различаются в зависимости от [13, с. 80]:

  • формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
  • методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, выдаваемые на основе проведенных аукционов);
  • сроков предоставления (среднесрочные — на 3—4 месяца и краткосрочные — на 1 день или несколько дней);
  • целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

В своей деятельности Национальный банк не преследует цели получения  прибыли, а также не конкурирует  на финансовых рынках с коммерческими  банками. Национальный банк должен обеспечить бесперебойное снабжение экономики  платежными средствами или обеспечить необходимый уровень ликвидности  и наладить систему расчетов. Значимость этого существенно возрастает в периоды нестабильности финансового рынка, когда высока вероятность массового оттока депозитов и возникновения системного банковского кризиса. Учитывая тот факт, что Национальный банк обладает абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, данное свойство и определяет его роль «кредитора последней инстанции». [17]

Возвращаясь к основным функциям Национального банка Республики Беларусь, необходимо отметить контрольные, которые включают [7, с 354]:

  • контроль за деятельностью кредитно-банковской системы (пруденциальный надзор);
  • осуществление валютного контроля.

Контроль над  работой банков проводится для того, чтобы обеспечить устойчивость некоторых из них, и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его функций в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Банковский надзор преследует две цели:

  • защиту вкладчика от возможных потерь;
  • поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков.

При реализации Национальным банком функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков в его задачу входят [22, c. 36]:

  • выдача лицензий на банковскую деятельность;
  • проверка отчетности, предоставляемой банками;
  • ревизии на местах;
  • контроль соблюдения норм банковских операций.

 Национальный банк  выдает банковскую лицензию юридическим  лицам на осуществление банковских  операций. Лицензирование является  средством, с помощью которого  Национальный банк определяет возможности создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность. К настоящему времени проведена работа по упрощению процедур государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензированию банковской деятельности. В частности, упрощена процедура выдачи согласия и разрешения Национального банка на приобретение акций в уставном фонде банка; снижен размер нормативного капитала, требуемого для получения права на осуществление банковских операций по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах; сокращен состав сведений, представляемых в Национальный банк при открытии структурных подразделений банка.

Важный этап надзорной  деятельности - дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности которую представляют банки. Постоянный контроль отчетности позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящими от внутрибанковской системы управления, являются [23, c. 97]:

  • достаточность капитала (отношение собственных средств к лик- видным активам);
  • качество его активов с точки зрения риска ликвидности;
  • доходность, или прибыльность (уровень прибыли на одну акцию или на одного занятого);
  • ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) — соотношение ликвидных и прочих активов.

Следует отметить, что с 2009 года проводится целенаправленная работа по усилению документарного надзора в части углубления анализа показателей деятельности, соблюдения нормативов безопасного функционирования, выявления негативных тенденций и кризисных явлений на ранних стадиях, применения всего спектра мер надзорного реагирования. По результатам анализа отчетности и иной поступившей информации в целях пресечения негативных тенденций Национальным банком направляются предписания банкам об устранении выявленных нарушений. Применяются такие формы работы с банками, как совещания с исполнительными органами банков, допустивших нарушения, проводимые в Национальном банке и на местах, а также направление писем высшим органам управления банков. [15]

Ревизии на местах позволяют Национальному банку осуществлять независимую проверку отдельных операций банка и его финансового положения в целом. Основное внимание уделяется, прежде всего, анализу банковских активов, в первую очередь кредитов и ценных бумаг, что объясняется необходимостью определить устойчивость и ликвидность банка. Активы, не отвечающие принятым стандартам, рассматриваются отдельно.

Основные цели проведения ревизии:

  • обеспечение объективной оценки финансового положения банка;
  • анализ качества управления банка и оценка работы его директора;
  • определение комплекса мер, необходимых для исправления или улучшения финансового положения банка и совершенствования его операций;
  • обеспечение соответствия деятельности банка существующим законам и нормативным инструкциям.

Надзор за соблюдением  норм банковских операций осуществляется по следующим позициям:

  • соотношение капитала с активами;
  • установление лимитов кредитования одного заемщика;
  • соблюдение нормативных коэффициентов ликвидности;
  • изменение доходности в результате колебаний процентных ставок;
  • выполнение правил регулирования банковских слияний.

Функция валютного регулирования также является функцией Национального банка. Валютное регулирование и валютной контроль — совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение прочих целей во внешнеэкономической сфере.  [24, c. 341]

Одна из форм валютного  регулирования — валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы Национального  банка — это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся  на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные  ценные бумаги. Они используются для  проведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные валютные резервы состоят из золота, иностранных  валют, специальных прав заимствований, нетто-позиций в МВФ. [17]

Дополнительные функции, способствуя реализации основных целей Национального банка, также являются важнейшей составляющей его деятельности. К ним относят функции проведения аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание корреспондентских отношений с международными финансово-кредитными организациями, а также другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности Национального банка.

Следует отметить, что в 2011-2012 годах деятельность Национального банка в области международного сотрудничества направлена на разработку и реализацию мероприятий по минимизации негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Наиболее активно осуществлялось сотрудничество в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, на двустороннем уровне с Украиной, а также с международными организациями.

Информация о работе Функции и операции Национального банка республики Беларусь