Характеристика банковской системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение сущности коммерческих банков, структуры банковской системы Республики Беларусь, анализ деятельности коммерческих банков Республики Беларусь и определение перспектив их развития.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль коммерческих банков;
- детально рассмотреть структуру банковской системы Республики Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

банковская система.docx

— 1.97 Мб (Скачать файл)

- создание материальных и финансовых условий, необходимых для обеспечения общественного престижа и конкурентоспособности профессии на рынке труда.

На повышение качества банковской деятельности будет направлено дальнейшее развитие информационного обеспечения процесса ее регулирования и надзора.

Формирование информационных материалов о банковской деятельности и повышение их качества должны основываться на методологических стандартах и разработках международных финансовых и банковских организаций (МВФ, Всемирного банка и др.), международно признанном опыте центральных банков зарубежных стран.  Предусматривается осуществление максимального сближения национальной и международных методологий расчета публикуемых статистических и иных показателей с целью обеспечения их сопоставимости.

Планируется работа по следующим составляющим информационного обеспечения:

- совершенствование практики ведения денежно-кредитной статистики, показателей, характеризующих состояние финансового рынка,  платежного баланса и международной инвестиционной позиции Республики Беларусь;

- развитие системы учета внешнего долга банковской системы, а также участие в разработке системы мониторинга валового внешнего долга по его элементам, предусмотренным международной методологией;

- повышение уровня формирования пруденциальной отчетности и иной представляемой банками информации, характеризующей выполнение ими нормативов безопасного функционирования, а также других требований по организации банковской деятельности,  установленных законодательством;

- формирование во взаимодействии с органами государственного управления системы статистических показателей финансовой устойчивости;

- совершенствование системы финансовой отчетности, включая переход на МСФО.

Расширение содержания информационного обеспечения регулирования и надзора за банковской деятельностью предусматривает осуществление следующих мероприятий:

- развитие информационно-аналитической системы Национального банка, включая расширение ее информационного содержания за счет присоединения электронных баз данных государственных органов;

- координация деятельности Национального банка и других государственных органов по подготовке статистических и информационно-аналитических материалов;

- расширение использования электронного документооборота Национальным банком и другими государственными органами, а также банками;

- взаимодействие центральных банков государств – участников региональных интеграционных образований и других государств по вопросам подготовки и публикации статистических материалов;

- оптимизация перечня и повышение качества статистической информации и информационно-аналитических материалов, публикуемых на официальном сайте Национального банка в глобальной компьютерной сети Интернет, специальных изданиях Национального банка,  предоставляемых органам государственного управления, международным  финансовым организациям и другим пользователям;

- более широкое раскрытие банками существенной информации о своей деятельности путем ее публикации, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, а также предоставления указанной информации по запросам заинтересованных лиц.

Повышение уровня научного обеспечения банковской деятельности,  которое предполагается осуществлять по всем составляющим научного, научно-технического и инновационного потенциала Национального банка, будет направлено на получение новых знаний, методик, методических рекомендаций, разработку инструментов, технологий и способов их применения в конкретной области деятельности Национального банка. Научные исследования должны предусматривать получение результатов, отвечающих критериям новизны, научной и практической значимости, объективности, доказательности и точности.

Применение научного подхода в банковской деятельности предполагает опору на передовой опыт международных финансовых организаций, Банка международных расчетов (г. Базель) и усиление ведущей роли Национального банка в области формирования и поддержания на мировом уровне методологических стандартов бухгалтерского учета и отчетности, организации банковского надзора,  формирования банковской статистики, статистики платежного баланса,  международной инвестиционной позиции и внешнего долга.

Повышение уровня научного обеспечения должно осуществляться в тесном взаимодействии теории и практики в области банковских и финансовых отношений на основе:

- координации исследовательской деятельности, осуществляемой подразделениями Национального банка, ведущими научно- исследовательскими организациями и учреждениями образования страны, отраслевыми научно-исследовательскими структурами Республики Беларусь, экспертами международных организаций;

- проведения совместных научных исследований по вопросам,  имеющим актуальность для Национального банка и банковской системы Республики Беларусь;

- дальнейшего функционирования созданных при Национальном банке консультативных органов по развитию научных исследований, в состав которых входят представители научного и банковского сообщества Республики Беларусь;

- активного привлечения сотрудников и руководителей различного уровня как носителей практических знаний в области банковских отношений к деятельности научных и образовательных учреждений, а также поощрения такого рода деятельности;

- проведения национальных и международных научных и практических конференций по тематике финансовой и банковской деятельности.

 

2.3. Международное сотрудничество

 

На основании Договора о создании Союзного государства,  Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества,  Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза продолжится работа по унификации и гармонизации принципов,  механизмов и инструментов денежно-кредитной политики Национального банка, Центрального банка Российской Федерации и центральных (национальных) банков государств – участников Евразийского экономического сообщества и Содружества Независимых Государств (далее – СНГ).

Намечена дальнейшая работа по сближению нормативной правовой базы валютного регулирования, функционирования платежных систем Республики Беларусь и Украины, по созданию максимально благоприятных условий для деятельности субъектов хозяйствования и банков двух государств, а также разработке системы мер по активизации межбанковского сотрудничества с целью поддержки торгово-экономических отношений между Республикой Беларусь и Украиной.  Сотрудничество Национального банка с центральными

(национальными) банками государств – участников СНГ будет осуществляться в рамках Межгосударственного валютного комитета СНГ, Межгосударственного банка, таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и Единого экономического пространства.

Взаимодействие банковской системы, главным образом Национального банка, с международными финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ, планируется осуществлять посредством:

- привлечения технической помощи по актуальным направлениям деятельности банковской системы, включая рекомендации экспертов МВФ по Программе оценки финансового сектора;

- совершенствования денежно-кредитной политики, банковского надзора, системы сбора, составления и распространения статистической информации; перехода на МСФО;

- проведения мероприятий по предотвращению легализации доходов,  полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

Одновременно продолжится выработка согласованных оценок МВФ,  Европейского банка реконструкции и развития и белорусских властей экономической ситуации в Республике Беларусь и прогнозов на перспективу.

Для вхождения Республики Беларусь в более высокую группу по классификации Организации по экономическому сотрудничеству и развитию продолжится работа по реализации мероприятий, направленных на повышение позиции Республики Беларусь в международных рейтингах, с привлечением представителей ведущих белорусских банков,  крупнейших иностранных банков-кредиторов и экспортных кредитных агентств стран Западной и Восточной Европы.

Развитие взаимоотношений с группой организаций Всемирного банка и Европейским банком реконструкции и развития будет сконцентрировано на привлечении финансовых ресурсов указанных организаций в банковский сектор Республики Беларусь для нужд микробизнеса, малого и среднего бизнеса, а также в капиталы белорусских банков.

В целях сближения позиций международных финансовых организаций и белорусской стороны по адекватной оценке ситуации в нашей стране, поиску шагов по минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса для развития республики намечено активно сотрудничать с международными организациями и институтами по указанным направлениям.

В ходе переговорного процесса со странами – членами Всемирной торговой организации продолжится работа по сближению позиций заинтересованных сторон по условиям доступа иностранных поставщиков банковских (финансовых) услуг на рынок страны с учетом экономических интересов государства с целью присоединения Республики Беларусь к Всемирной торговой организации.  
ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

 

 В 2014 году денежно-кредитная политика сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике как основы для экономического роста и сбалансированного развития экономики страны.

Целью денежно-кредитной политики, реализуемой совместно с мерами экономической политики, проводимой Правительством Республики Беларусь, станет снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.).

В 2014 году приоритетом процентной политики останется поддержание положительного уровня в реальном выражении процентных ставок в экономике, обеспечивающего привлекательность и сохранность сбережений в национальной валюте.

Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне,  необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике.  С учетом замедления инфляционных процессов ее среднегодовое значение в 2014 году сложится на уровне 14 – 16 процентов годовых.  Ставка рефинансирования будет являться базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам.

Операции Национального банка обеспечат приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню ставки рефинансирования. Произойдет дальнейшее сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит и своп овернайт, депозиты по фиксированной ставке).

Национальный банк продолжит регулировать ликвидность в банковской системе посредством использования стандартных3 инструментов, обеспечивая достижение цели денежно-кредитной политики, поддержание устойчивости банковской системы и своевременное осуществление платежей. Сохранятся рыночные условия предоставления денежных средств банкам.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты. Для сглаживания резких колебаний курса Национальный банк продолжит проводить валютные интервенции в ограниченном объеме.

Международные резервные активы Республики Беларусь с учетом прогнозируемого улучшения состояния платежного баланса увеличатся за 2014 год на 0,2 – 0,5 млрд. долларов США.

В 2014 году действия Национального банка будут направлены на повышение устойчивости банковского сектора, стимулирование банков к наращиванию их ресурсной базы и активному участию в развитии экономики, в том числе через поддержку экспорта.  Продолжится формирование условий для внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг и улучшения корпоративного управления в банках.

Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов регулирования деятельности банков и банковского надзора,  в том числе пруденциальных требований и надзорных процедур, останется использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной сфере. Осуществится поэтапное внедрение новых международных стандартов капитала и ликвидности, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель III).

Банковское кредитование будет осуществляться с учетом наращивания ресурсной базы банков и необходимости поддержания макроэкономической сбалансированности экономики. Объемы и источники финансирования государственных программ и мероприятий будут сбалансированы с ресурсными возможностями экономики. В целом требования банков к экономике в 2014 году вырастут на 16 – 19 процентов.

В 2014 году продолжится формирование устойчивого и конкурентоспособного финансового рынка путем развития его инструментов и обеспечения их ликвидности и прозрачности,  совершенствования инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата. Важным направлением развития финансового рынка станет создание институциональной среды, содействующей привлечению долгосрочных инвестиций и формированию институтов, осуществляющих трансформацию внутренних сбережений в долгосрочные финансовые инструменты.

В 2014 году будет обеспечиваться эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы посредством совершенствования ее нормативной правовой базы, процедур надзора за платежной системой и повышения уровня надежности автоматизированной системы межбанковских расчетов на базе использования новейших информационных технологий.  Продолжится совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам и увеличение объема операций, совершаемых с использованием электронных платежных инструментов. 

Информация о работе Характеристика банковской системы Республики Беларусь