Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 21:19, курсовая работа
В последние годы проблема внешней задолженности приобрела глобальный характер. Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга – один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Через механизм кредитования происходит выравнивание нормы прибыли в разных странах и увеличение ее массы;
2) регулирование потоков экспорта и импорта через кредиты государственных кредитных организаций - экспортно-импортных банков, в частности оказывают странам финансовую помощь в виде кратко-, средне- и долгосрочных кредитов в целях макроэкономической стабильности и предотвращения кризисов;
В процессе международного кредитования осуществляется регулирование и распределение валового национального продукта.
3) экономия издержек обращения в сфере международных расчетов через использование кредитного механизма для ускорения платежей и расчетов, путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными, а также путем развития и ускорения безналичных платежей, замены наличного валютного оборота международными кредитными операциями.
Использование кредитных инструментов платежа (вексель, передаваемый депозитный сертификат и т.п.) позволяет экономить собственные средства плательщика. Экономия времени обращения ссудного капитала в международных экономических отношениях увеличивает время производственного функционирования капитала, обеспечивая расширение производства и рост прибыли;
4) ускорение интеграционных
Международный кредит дает дополнительные возможности расширять внутреннее экспортоориентированное производство при недостаточности внутренних источников развития, интегрируя экономику страны в мировое хозяйство. Он стимулирует внутрифирменное накопление прибыли и укрупнение корпораций через слияния, способствует развитию внутренних финансовых рынков.
Кредитование выступает как один из важнейших инструментов проникновения на новые рынки. С международным кредитом тесно связано понятие внешнего долга, как совокупных долговых обязательств (сумма государственных и частных долгов) национальных резидентов перед зарубежными кредиторами, выраженных в валюте или иных активах. Таким образом, внешний долг (особенно крупномасштабный) во многом ограничивает государственный суверенитет страны-должника, предопределяя принятие важных решений этой страной в области внутренней и внешней экономической политики (и политики вообще).
Долговые обязательства страны, способность их обслуживать и сокращать, сочетая с продуманной политикой управления внешними государственными активами – одна из важнейших характеристик эффективности управления страной. Как писал один из крупнейших политиков ХХ в. премьер-министр Великобритании У. Черчиль, «репутация державы точнее всего определяется той суммой, которую она способна взять в долг».
Британская энциклопедия описывает внешний долг следующим образом: «Внешний долг, в общем и целом определяется как долг, находящийся в собственности нерезидентов, иностранных кредиторов или государств. Очень часто, однако различие между внешним и внутренним долгом базируется на валюте, в которой долг выражен».
Основные параметры внешнего долга страны включают в себя общую сумму внешнего долга и его сумму в расчете на душу населения, темпы прироста и индексы роста указанных показателей; внешний долг в процентах к ВВП и экспорту и расходы по его обслуживанию, включая процентные платежи; официальные международные резервы в процентах к внешнему долгу.
Теперь следует упомянуть непосредственно об обслуживании внешнего долга (т.е. о выплатах, в погашение полученного кредита и в оплату процентов по долгу)6, а точнее о факторах, от которых оно зависит. Среди них можно выделить следующие:
Различают текущий внешний долг данного года, который надо вернуть в нынешнем году, и общий (накопленный) государственный внешний долг, который предстоит вернуть в текущем году и в последующие годы. В зависимости от того кто берет долг выделяют государственный или по-другому его еще называют официальный внешний долг, то есть та часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы (если они сами брали долг за рубежом или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств частных фирм, банков и местных органов власти); и частный внешний долг – долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.
Государство всегда имеет гарантированный доход и всегда может отказаться от значительной части своих расходов. Это делает покупку государственных обязательств (то есть, «инвестиции» в государственные расходы) привлекательными. Таким образом, государство берет деньги в долг для того, чтобы покрыть свои расходы, если налоги и прочие способы получения прибыли, не позволяют ему быстро их увеличить. Часто к массивным займам прибегают во время войны. Так рассмотри основные причины зарубежных заимствований. Среди них выделяют:
Нужно подчеркнуть, что использование заемных средств – нормальная практика ведения бизнеса, в соответствии с которой пользоваться привлеченными источниками финансирования оказывается во многих случаях намного выгоднее, чем изымать из оборота для реализации каких-либо инвестиционных проектов собственные капиталы. Кроме того, значительная часть бизнес - проектов лишена возможности использования собственных инвестиционных средств их инициатора по причине отсутствия таковых у данного предпринимателя.
В данной главе мы рассмотрели понятия международного кредита и внешнего дога, попытались разобраться в их сложной структуре и проанализировать их основные составляющие. Так как подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. Таким образом, зная внутреннюю структуру, попробуем понять, в чем же заключаются причины, а главным образом, решения долговой проблемы.
Многие страны нередко оказываются в положении, связанном с невозможностью не только погашать полученные займы, кредиты, ссуды, но и нормально их обслуживать. Таким образом, в мировой экономике возникает проблема внешнего долга (внешней задолженности), которая является одной из наиболее острых и сложных проблем мировой экономики начала XXI в. Многие исследователи относят ее к глобальным современной мировой экономики. При этом рассматривается понятие так называемой «долговой экономики», основным признаком которой является постепенное приближение объема средств на обслуживание долга к объему новых заимствований на внутреннем и внешнем рынке.
Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.
Долговой кризис (дефолт) является следствием растущей внешней задолженности. Причинами роста могут послужить: бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов), недостаток собственных средств, утечка капитала (капиталы, переводимые их владельцем из одной страны в другую в нарушение существующего законодательства), неправильная внутренняя и внешняя политика.
Начиная с середины 1970-х годов основные платежи и выплаты процентов стали обгонять прирост привлеченного ссудного капитала. Расцвет международных финансовых рынков, их значительное расширение, увеличение доступности финансовых ресурсов породили серьезные трудности и противоречия. Международные валютно-кредитные отношения стали источником серьезных кризисов, которые все более превращались в кризисы мирового хозяйства.
Так произошло и с кризисом внешней задолженности. Начало его обычно датируют августом 1982 года7, когда правительство Мексики ввергло в шок весь финансовый мир, объявив, что оно не способно выполнять обязательства по долгам в соответствии с графиком платежей. В некоторых странах (Ямайка, Перу, Польша, Турция и др.) кризис задолженности начался еще раньше, но теперь десятка стран немедленно последовали примеру Мексики, признав наличие существенных трудностей по обслуживанию долга.
Обращает на себя внимание тот факт, что кризис задолженности является хроническим явлением международного кредита, особенно если в роли должников выступают правительства. Так со времени получения независимости в начале 19 века Аргентина заявляла о своей неспособности платить по долгам не менее 6 раз; Гватемала отказывалась осуществлять выплаты по зарубежным обязательствам 12 раз. Попытаемся разобраться, почему международный кредит оказывается менее стабильным, чем внутренний.
С точки зрения американского экономиста П. Линдерта, международный кредит часто выходит из состояния равновесия по причине несовершенства прав собственности. Должники на рынке международного кредита часто имеют суверенитет и их нельзя заставить платить по долгам, если у них нет такого желания, особенно если получатели займов являются сами правительства (они могут отказаться платить в срок по долгам, и кредиторы не имеют возможности обратится в суд или наложить арест на активы таких должников). В этом проявляется специфика международных экономических отношений.
Нация-должник может привлекать иностранные кредиты до тех пор, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока средства по обслуживанию накопленной суммы долга (выплаты процентов и основной суммы), а затем объявить о прекращении платежей, сославшись на какое-либо обстоятельство.
Тем более что, как правило, правительства, намеривающиеся отложить платежи или отказаться от них, - это не те правительства, которые договаривались о займах, а значит, всегда есть еще одно «оправдание»: долги брали их расточительные предшественники, вот пусть они по ним и отвечают.8
Таким образом, фундаментальная проблема состоит в том, что желание должника отказаться от выплат по долгу оказывается очень сильным, если его активы не могут быть «заморожены» кредиторами.
Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются: аккумулированный (накопленный) долг страны становится чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки; трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса); страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается; бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.
Причина прекращения платежей суверенными должниками помогает объяснить и некоторые черты поведения международных кредиторов – настойчивость в установлении более высокой процентной ставки в кредитах зарубежным правительствам по сравнению с кредитами частным и государственным заемщикам в своей собственной стране. Требование более высокой процентной ставки является способом получения своего рода страховой премии на случай отказа от выплат по долгам. Другой чертой кредитования заемщиков, имеющих суверенный статус, являются широкие колебания объемов кредита.
Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.
О масштабности проблемы внешнего долга в современной мировой экономике свидетельствует тот факт, что в 1993 г. суммарный объем непогашенных международных долговых обязательств составлял 2024 млрд. долл., а в 2005 г. Он уже превышал 13 трлн. Долл. (13 392 млрд. долл.), а сейчас и того более.
О степени остроты данной проблемы свидетельствует нарастание количества дефолтов (долговых кризисов) стран – должников по официальным долговым обязательствам: если за десятилетие 1956-1965 гг., было отмечено 18 дефолтов, то за десятилетие 1986-1995 гг., (тридцатью годами позже) – уже 203 дефолта. В последние годы в качестве примеров такого рода можно назвать дефолт 1998 г. В России, 2001 г. – в Аргентине, 2002 г. – в Нигерии и др. 9
В 2009 перед угрозой дефолта оказались Латвия, Венгрия, Украина, Болгария и Румыния. В затруднительном положении после мирового финансового кризиса 2008 г. также оказались Португалия, Ирландия и Греция.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Такие организации как Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.
Управление внешним долгом является одной из актуальных проблем современной мировой экономической науки. В международной практике существуют различные механизмы разрешения проблемы внешнего долга.
Наиболее распространено ошибочное мнение, что заемщики будут своевременно обслуживать свой долг, чтобы защитить свою будущую кредитоспособность. Чтобы оттянуть момент отказа от выплат по долгам, новые кредиты должны, по меньшей мере, покрывать суммы выплат процентов и основной суммы долга. Но даже если новые кредиты настолько велики, их предоставление увеличивает общую сумму итогового долга, по которому, в конце концов, должник может отказаться платить вне зависимости от того, как долго будет осуществляться новое кредитование.